Центр интеграции наук о человеке, конструирующих образы будущего в эволюционирующих системах.

Концептуальное видение

  • проектирование смыслов и разработка "технологий под смыслы"
  • исследование и проектирование эмерджентных практик, механизмов
  • генерации непредсказуемости в культуре
  • подготовка переговорщиков, фасилитаторов и медиаторов для стратегического диалога и согласования образов будущего
  • актуализация потенциала человека
  • в ситуации принятия решений
  • управление социо-культурными рисками
  • исследование родословной социальности,
  • трансформация границ социальности, приватности и публичности в социальном мире
  • "гуманитарный форсайт": методология сканирования горизонтов как инструмент конструирования образов будущего
  • проектирование Школы возможностей развития личностного потенциала цифрового поколения

В фокусе внимания:

  • исследования различных форм предвосхищения, существующих на разных уровнях эволюционирующих систем от форм предвосхищения (экстраполяция) у различных биологических видов до форм предвосхищения в пространстве социогенеза и персоногенеза;
  • переход от программ диктатуры прошлого (человеческий капитал) на программы конструирования образов будущего (человеческий потенциал), а также на работу с трансформацией временной перспективы (долгосрочно ориентированные программы);
  • объяснение скачков в развитии, раскрытие роли инноваций и инсайтов в эволюции разнообразия жизни. 

Особое внимание – феноменам, которые не укладываются в рациональные схемы понимания поведения и находятся за рамками гомеостаза: механизмам преадаптации. Преадаптация как "опережение изменений" парадоксальна: в настоящем и прошлом всегда существует латентные, скрытые эмбрионы будущего, которые принципиально избыточны по отношению к актуальной ситуации. Преадаптации проявляются в таких явлениях, как "Горе от ума", поведение трикстеров и шутов, в логике неудач, приоткрывающих эволюционной смысл инсайтов эволюции, открывающих окна возможностей. Анализ феноменов преадаптации на разных этапах эволюции позволяет осуществлять "выбивание из седла", преодоление разных стереотипов, затрудняющих видение разнообразия, иных логик развития культуры. Анализ этого пласта феноменов позволяет преодолеть существующие в разных формах и в разных науках "эффекты колеи", проявляющиеся в ригидных (фиксированных) установках при решении различных классов задач и существующие в виде таких ловушек разума, как стереотипы, парадигмы, шаблоны поведения.


Ключевые направления деятельности

Эволюционная футурология

культурно-антропологические и эволюционно-психологические исследования будущего:
- системная интеграция и поддержка коммуникации различных направлений исследований человека, прежде всего в области социальных, когнитивных и гуманитарных наук;
- изучение историко-эволюционных предпосылок преадаптации в культуре и создания потенциала предиктивности в сообществах

Педагогическая антропология

образовательные практики на принципах человекосообразности и поддержки разнообразия:
- наращивание человеческого потенциала на базе гуманитарно-социологических исследований в контексте образования;
- создание и использование социальных, культурных и гуманитарных практик, их воплощение в сфере образования


Образовательные программы "Культура диалога"
магистерские, модульные, профессионального развития: исследования и образовательные программы в области переговоров, разрешения конфликтов и группового принятия решений

Педагогическая антропология

образовательные практики на принципах человекосообразности и поддержки разнообразия:
- наращивание человеческого потенциала на базе гуманитарно-социологических исследований в контексте образования;
- создание и использование социальных, культурных и гуманитарных практик, их воплощение в сфере образования

Смысловой консалтинг
корпоративные, муниципальные, региональные и федеральные консалтинговые проекты:
- разработка идеологии реализации человеческого потенциала для организаций, регионов и сообществ
- постоянная образовательная площадка "Школа возможностей"

Научно-просветительский семинар и образовательные события: сеть экспертов, клубное пространство для регулярных мастер-классов и мозговых штурмов
- "think tank" и "trend watcher", реагирующего на актуальные проблемы общества, отслеживание трендов, проведение форсайтов

Издательская программа "Код непредсказуемости"
серия книг, собственный журнал, аналитические материалы:
- взаимодействие с экспертами
- фокусировка внимания интеллектуальных и властных элит на глобальные тренды и большие вызовы

Исследования

Эволюционная футурология

Проблемные вопросы: 

  • механизмы предвосхищения в эволюционных системах 
  • онтология человеческого потенциала 
  • культурные практики конструирования будущего (культурные и психологические аспекты экстраполяции, антиципации, предвидения, прогнозирования) 
  • механизмы конструирования социальности (от традиционных обществ к эпохе социальной сингулярности) 
  • роль гуманитарных наук в цифровой трансформации реальности 
  • коллективный коупинг и культурные практики оптимизма 
  • долгосрочная ориентация в традиционных и постиндустриальных обществах 
  • многообразие типичного: историко-эволюционный подход к социотипическому поведению в разных культурах / диахронический и синхронический анализ

Прорывные проекты и исследования: 

  • искусство жизни с непохожими людьми
  • цифровая социализация: проекты изменения картин мира
  • социальная психология организаций и сообществ, толерантных к неопределенности
  • разработка гуманитарной методологии сканирования будущего ...

Уникальность:

  • разработка гуманитарной методологии исследований будущего (в отличие от инновационно-технологического форсайта, сфокусированного на рынках и технологиях)

  • научно обоснованная методология анализа возможного влияния новых технологий на межличностные отношения, групповую динамику, макропсихологические характеристики общества и социальные институты

Педагогическая антропология

Направления деятельности:

  • наращивание человеческого потенциала на базе социогуманитарных исследований в контексте образования,
  • проектирование культурных практик, поддерживающих потенциал личности и сообществ в условиях неопределенности, их воплощение в сфере образования,
  • исследовательские и прикладные проекты, поддерживающие сообразность образования

Прорывные проекты и исследования: 

  • разработка программ, направленных на развитие сценарного мышления, долгосрочной ориентации и толерантности к неопределенности в школьном образовании;
  • экспертиза влияния новых образовательных технологий на развитие потенциала личности и сообщества, в том числе массовых открытых онлайн-курсов, "микро-обучения" через мобильные приложения и YouTube University, "социального обучения" через общение с экспертами, подобранными автоматизированной системой, использование технологий искусственного интеллекта и психологического профилирования по цифровым следам для автоматизированного определения персональной образовательной траектории.

Уникальность: 

переход от образовательных программ, ориентированных на компетенции, к образовательным практикам, ориентированным на развитие потенциала личности, конкурентоспособной в условиях социальной сингулярности


Смысловой консалтинг

Направления деятельности: 
  • педагогическое проектирование школ, мотивирующих интерактивных сред
  • стратегические сессии по развитию образовательных организаций
  • мониторинг и тиражирование передовых образовательных практик 
  • поддержка социально значимых и образовательных проектов (с участием финалистов «Лидеры России»)
  • экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий НП «Образование» и Программ развития образования
  • профессиональное развитие педагогов и директоров образовательных организаций как лидеров изменений по программам проектной и цифровой трансформации
  • форумы «Школа Возможностей» как площадка поиска смыслов, ценностей и практик развития
  • фестивали проектов школьников и студентов «КосмОдис» в субъектах России для развития проектных компетенций, внедрения проектного обучения и реализации проектов на основе международных и отечественных стандартов

Прорывные проекты и исследования:
  • исследование организационных практик, поддерживающих ориентацию на будущее и научение в российских компаниях и региональных правительствах
  • разработка фасилитационных технологий, повышающих групповую осознанность, рефлексивность и долгосрочную ориентацию при разработке стратегических решений

Уникальность: 
  • фасилитация стратегического диалога, ориентированного на поиск смыслов и построение сбалансированной временной перспективы (реконструирование коллективной памяти через групповую рефлексию, формирование организационной осознанности и социального оптимизма)

Образовательные программы"Культура диалога"

Направления деятельности: 
  • разработка историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем как методологической рамки для понимания кооперации, взаимопомощи, совместного творчества, а также различных форм альтруистического поведения и филантропических действий;

  • разработка междисциплинарного подхода (социальная психология, психология личности, киберпсихология, возрастная психология, психология развития, культурная антропология и культурология) в области новой феноменологии социализации личности в цифровом мире;

  • образовательные программы подготовки специалистов в области ведения переговоров, создания и валидизации технологий конструирования и фасилитации переговорного процесса, владеющих системой методологических, теоретических и прикладных знаний, отражающих процессы непрерывных изменений в условиях технологического развития, конвергенцию традиционных и цифровых миров …

Уникальность: 

  • переговоры как широкое междисциплинарное  поле (“negotiation science”), ставка на интеграцию сообществ экономистов, юристов, психологов, социологов, специалистов в области международных отношений, культурных антропологов, специалистов в области медиакоммуникации, когнитивистов, нейробиологов и др. для формирования культуры сотрудничества и совместного принятия стратегических решений

  • образование через исследования, проектирование и реализацию проектов по актуальным прикладным и фундаментальным проблемам

  • консорциум университетов, бизнес-школ, профессиональных сообществ и крупных компаний; 

  • команда профессионалов, объединенных ценностями, миссией и методологией, специализирующихся на проведении стратегических сессий, разрешении конфликтов, командообразовании и налаживании стратегического диалога по вопросам совместного будущего

  • тесное партнерство с правительственными структурами, международными ассоциациями и крупными компаниями, заинтересованными в экспертизе, программы развития лидеров, фасилитации закрытых и публичных мероприятий по согласованию альтернативных образов будущего

Смысловой консалтинг

Направления деятельности: 
  • педагогическое проектирование школ, мотивирующих интерактивных сред
  • стратегические сессии по развитию образовательных организаций
  • мониторинг и тиражирование передовых образовательных практик 
  • поддержка социально значимых и образовательных проектов (с участием финалистов "Лидеры России")
  • экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий НП "Образование" и Программ развития образования
  • профессиональное развитие педагогов и директоров образовательных организаций как лидеров изменений по программам проектной и цифровой трансформации
  • форумы "Школа Возможностей" как площадка поиска смыслов, ценностей и практик развития
  • фестивали проектов школьников и студентов "КосмОдис" в субъектах России для развития проектных компетенций, внедрения проектного обучения и реализации проектов на основе международных и отечественных стандартов

Прорывные проекты и исследования:  

  • исследование организационных практик, поддерживающих ориентацию на будущее и научение в российских компаниях и региональных правительствах
  • разработка фасилитационных технологий, повышающих групповую осознанность, рефлексивность и долгосрочную ориентацию при разработке стратегических решений

Уникальность: 

  • фасилитация стратегического диалога, ориентированного на поиск смыслов и построение сбалансированной временной перспективы (реконструирование коллективной памяти через групповую рефлексию, формирование организационной осознанности и социального оптимизма)

Научно-просветительские семинары и образовательные события

Тематика:

 
  • Социальная сингулярность: каким будет общество после технологического скачка?
  • Технологии конструирования будущего в России
  • Влияние новых технологий на психологию человека
  • Коллективная память в эпоху социальных сетей
  • Российское образование в условиях цифровой революции: от компетенций к потенциалу непредсказуемости
  • Цифровая социализация сквозь призму межпоколенческого диалога: от ценностей безопасности к ценностям развития…

Технологии образовательных событий: 

  • сочетание традиционных круглых столов и экспертных панелей с новыми форматами проведения конференций – дебатами, "аквариумами", различными технологиями мозговых штурмов ("Мировое кафе", "Групповое исследование", "Ретроспектива" и т.п.)
  • Использование нарративных и игровых технологий конструирования будущего, ориентированных на сопоставление разных мировоззрений и создание образов будущей повседневности ("Многоуровневый каузальный анализ" С. Инаятуллы, "Вещь из будущего" Дж.Дейтора и т.п.)


Преподаватели

  • Асмолов Aлександр
    Директор Школы антропологии будущего академик РАО, заслуженный профессор МГУ д.псх.н., проф.
  • Dr Timothy Colton
    Professor at Harvard University. Courses: Introduction to Russian Politics and Governance