В фокусе исследований – человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов Школы.
цитата.jpg

В фокусе внимания:


  • исследования различных форм предвосхищения, существующих на разных уровнях эволюционирующих систем от форм предвосхищения (экстраполяция) у различных биологических видов до форм предвосхищения в пространстве социогенеза и персоногенеза;
  • переход от программ диктатуры прошлого (человеческий капитал) на программы конструирования образов будущего (человеческий потенциал), а также на работу с трансформацией временной перспективы (долгосрочно ориентированные программы);
  • объяснение скачков в развитии, раскрытие роли инноваций и инсайтов в эволюции разнообразия жизни. 

Концептуальное видение


  • проектирование смыслов и разработка "технологий под смыслы"
  • исследование и проектирование эмерджентных практик, механизмов
  • генерации непредсказуемости в культуре
  • подготовка переговорщиков, фасилитаторов и медиаторов для стратегического диалога и согласования образов будущего
  • актуализация потенциала человека
  • в ситуации принятия решений
  • управление социо-культурными рисками
  • исследование родословной социальности,
  • трансформация границ социальности, приватности и публичности в социальном мире
  • "гуманитарный форсайт": методология сканирования горизонтов как инструмент конструирования образов будущего
  • проектирование Школы возможностей развития личностного потенциала цифрового поколения

Особое внимание – 

феноменам, которые не укладываются в рациональные схемы понимания поведения и находятся за рамками гомеостаза: механизмам преадаптации. Преадаптация как "опережение изменений" парадоксальна: в настоящем и прошлом всегда существует латентные, скрытые эмбрионы будущего, которые принципиально избыточны по отношению к актуальной ситуации. Преадаптации проявляются в таких явлениях, как "Горе от ума", поведение трикстеров и шутов, в логике неудач, приоткрывающих эволюционной смысл инсайтов эволюции, открывающих окна возможностей. Анализ феноменов преадаптации на разных этапах эволюции позволяет осуществлять "выбивание из седла", преодоление разных стереотипов, затрудняющих видение разнообразия, иных логик развития культуры. Анализ этого пласта феноменов позволяет преодолеть существующие в разных формах и в разных науках "эффекты колеи", проявляющиеся в ригидных (фиксированных) установках при решении различных классов задач и существующие в виде таких ловушек разума, как стереотипы, парадигмы, шаблоны поведения.


Участники

  • Aлександр Асмолов
    директор Школы антропологии будущего академик РАО, заслуженный профессор МГУ д.псх.н., проф.
  • Аида Айламазьян
    с.н.с. кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, к.псх.н.
  • Александр Адамский
    научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика«, к.пед.н.
  • Александр Поддьяков
    в.н.с. международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ
  • Александр Попов
    ведущий научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС
  • Анастасия Назукина
    научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС к.и.н.
  • Андрей Русаков
    директор издательства "Образовательные проекты"
  • Вадим Петровский
    ректор Института консультативной психологии, НИУ ВШЭ, д. псх.н., профессор, член-кор. РАО
  • Варвара Дьяконова
    в.н.с. лаборатории нейробиологии развития института биологии развития РАН, д.б.н.
  • Вероника Нуркова
    профессор МГУ, д.псх.н., профессор
  • Галина Солдатова
    Зам. заведующего кафедрой психологии личности МГУ, д.псх.н., проф., член-кор. РАО
  • Григорий Асмолов
    научный сотрудник Института России Королевского колледжа Лондона, PhD
  • Дмитрий Леонтьев
    зав. международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, д.псх.н., проф
  • Дмитрий Ушаков
    Директор института психологии РАН , д.псх.н., проф., член-кор. РАН
  • Евгений Ивахненко
    Профессор факультета философии МГУ, д.фсф.н., проф.
  • Евгения Шехтер
    с.н.с. кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ, к.псх.н.
  • Евгений Ямбург
    директор центра образования №109 города Москвы, заслуженный учитель Российской Федерации, доктор пед. наук, член-корр. РАО
  • Елена Федорович
    научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, научный сотрудник Академии Московского зоопарка, к.п.н.
  • Марина Гусельцева
    ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО, д.псх.н
  • Нина Пастернак
    старший научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС, к.п.н., доцент
  • Мария Тендрякова
    с.н.с. института этнологии и антропологии РАН, доцент центра социальной антропологии РГГУ, к.и.н
  • )>
    руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, д.псх.н., профессор
    Мария Фаликман
    руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, д.псх.н., профессор
  • Наталья Полева
    научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС
  • Олег Валуев
    младший научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС
  • Павел Лукша
    профессор практики МШУ Сколково
  • Павел Рабинович
    директор центра проектного и цифрового развития образования ИПЭИ РАНХиГС, к.т.н., доцент
  • Петр Щедровицкий
    председатель наблюдательного совета «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», к.ф.н.
  • Сергей Ениколопов
    руководитель отдела медицинской психологии центра психического здоровья РАМН, к.псх.н.
  • Сергей Казарновский
    директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России
  • Софья Сорокина
    младший научный сотрудник ШАБ
  • Татяна Алдошина
    главный редактор коммуникационного агентства "Меркатор"
  • Татьяна Марцинковская
    директор Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, д.псх.н, проф.
  • Тимофей Нестик
    зав. лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН, д.псх.н., проф.
  • Юрий Троицкий
    профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания РГГУ, к.и.н.