• Главная
  • Новости
  • Деловые игры, преподаватели-практики и работа с индивидуальными запросами студента: чем примечательна магистратура «Стратегический менеджмент и публичная политика» ИОН РАНХиГС

Деловые игры, преподаватели-практики и работа с индивидуальными запросами студента: чем примечательна магистратура «Стратегический менеджмент и публичная политика» ИОН РАНХиГС

  • 03.05.2023
Поделитесь с друзьями

Программа магистратуры «Стратегический менеджмент и публичная политика» ИОН РАНХиГС уже не первый год выпускает квалифицированных управленцев. Руководитель программы Александр Балобанов рассказывает об особенных форматах занятий и сотрудничестве студентов и преподавателей.

В названии вашей магистратуры заложены две сферы деятельности: стратегический менеджмент и публичная политика. Как они сочетаются между собой?

Публичную политику мы рассматриваем как работу по организации коммуникации разных субъектов, необходимость которой возникает, когда надо решать сложные задачи с большим количеством интересантов. А менеджмент возникает, поскольку мы нацелены не только на теоретическое обсуждение вопросов, но и проработку реализации управления. Поскольку мы занимаемся обширными вопросами, требуется изучить не просто оперативный менеджмент, а именно стратегический. Он востребован в любом большом проекте, который затрагивает организацию различных субъектов и имеет общественное значение. Проекты могут быть разных уровней: от относительно небольших, на уровне компании, до региональных, например, посвящённых развитию Арктики. Может показаться, что сравнивать региональные проекты с локальными не совсем релевантно, однако стоит помнить, что в компании много сотрудников, сложные организационные процессы, и там возникают те же сюжеты коммуникации разных участников и выстраивания управленческих процессов. Этому и учит наша магистерская программа, её стоит воспринимать как продолжение профессионального обучения. Принципиальное отличие от бакалавриата в том, что здесь больше внимания уделяется профессиональной заточке под практическую деятельность.

Вы сделали акцент на то, что магистратура — это продолжение образовательной траектории, заложенной на бакалавриате. Часто ли к вам на программу приходят люди, у которых бакалаврское образование проходило по другому направлению?

Такие студенты есть, их от трети до половины. В целом у них получается успешно адаптироваться и освоить весь предложенный объём знаний и навыков, хотя не в 100% случаев. Год назад к нам пришёл человек из религиозной сферы, у него не получилось. А у выпускников политологии, зарубежного регионоведения, истории или юриспруденции есть бэкграунд, связанный с менеджментом. Это очень хорошее подспорье для освоения нашей магистратуры, которое облегчает движение по программе за счёт прагматичного мышления. Мы уделяем много внимания тому, чтобы помогать магистрантам выстраивать их собственные карьерные траектории. Если люди прагматически настроены на то, чтобы строить такую карьеру — добро пожаловать.

Каким трендам в сфере управления вы уделяете наибольшее внимание?

Большое внимание сейчас уделяется ESG-трансформации бизнеса. Это наша тема, потому что она имеет непосредственное отношение к управлению и напрямую связана с социальной ответственностью бизнеса. Ещё одна важная проблема, которую мы пристально рассматриваем — управление рисками, поскольку мы живем в обществе риска и должны уметь их анализировать и учитывать при принятии управленческих решений. Стратегическое планирование и гибкие подходы к управлению тоже оказываются в центре нашего внимания. Мы видим запрос работодателей на специалистов, которые в этом разбираются и внедряем в программу дисциплины, посвящённые инновационному развитию и инновационному менеджменту. В сфере публичной политики мы много разговариваем о гражданском обществе и некоммерческом секторе.

Чтобы следовать трендом, нужно постоянно находиться «в поле». Получается, большинство преподавателей — практики?

Часть преподавателей составляют представители кафедры, для них преподавание в Академии — основное занятие, хотя они безусловно следят за тем, что происходит в сфере. К этому кругу принадлежу я, Алексей Вербецкий, исполнительный директор Международной ассоциации школ публичной политики (IDPPA), Ольга Синяева, доцент кафедры государственного управления и публичной политики. Другая группа преподавателей большую часть времени проводит, как вы выразились, «в поле». Среди них Александр Воротников, который преподаёт дисциплину «Бизнес и власть», он уделяет много внимания вопросам развития Арктики. В этом году впервые курс по GR-менеджменту читал специалист по этому направлению Георгий Добронравов. Василий Буров читает курсы, связанные с цифровыми процессами, представляя их с аналитической и консультационной позиций. Ещё один круг преподавателей: молодые сотрудники, которые сами не так давно были студентами магистратуры. Нам важно, чтобы среди преподавателей появлялись новые люди, которые лучше чувствуют запросы магистрантов в силу поколенческих особенностей.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях обучения на программе. Есть ли в учебном плане смысловые блоки или крупные учебные проекты?

Одна линия управленческая — это такие дисциплины, как «Современный менеджмент», «Теория организации», «Методы исследований в менеджменте» и так далее. Вторая линия связана с анализом и осмыслением феномена политического в форматах публичной политики: студенты изучают политические и социологические теории, историю политической мысли. Важно отметить, что границы между блоками не железобетонные, есть и промежуточные дисциплины, в них можно по-разному расставлять акценты. Например, курс «Система государственного управления в политических и социологических теориях» — это управленческая дисциплина, которая анализирует и рассматривает систему государственного управления в разных концепциях. Другой пример, «Государственные программы и проекты» — это прагматическая управленческая дисциплина, которая строится на объёмном историческом материале, как это было в разные эпохи, в разные времена российской истории.

Также студенты выполняют две сквозные работы. На первом курсе они пишут курсовую, а на втором — магистерскую диссертацию. Подготовка к ним организована таким образом, чтобы студенты нашли важную и интересную для себя тему в процессе работы на парах. Например, с первого курса они изучают «Современный менеджмент», где мы анализируем различные его направления в привязке к интересам студентов. Помимо определённых дисциплин, определиться с интересующей сферой деятельности им помогают форматы занятий. Лекций в классическом смысле у нас нет, а вот анализ кейсов происходит постоянно — сегодня это один из ведущих форматов в обучении. Также в прошлом году мы специально разработали деловую игру по управлению процессами противодействия ковиду, студенты очень тепло отзывались об этом нововведении. Базовый же формат занятий подразумевает разного рода обсуждения и дискуссии. И что ещё важно, большая часть наших магистрантов уже работает, и мы стараемся выходить на темы, которые связаны с местами их работы и рабочими задачами. Например, одна из наших студенток занимается разработкой системы внутренних коммуникаций в своей компании. Она делает проект по реорганизации системы внутренних коммуникаций, который уже ждут её работодатели. Другой студент будет защищать работу, связанную с дистанционным оказанием медицинских услуг.

Такая ориентированность на запросы студентов впечатляет. А у всех ли получается успешно совмещать работу и учёбу?

У большинства студентов получается, хотя это действительно тяжело. Занятия у нас проходят вечером, и с одной стороны учёба и работа не пересекаются, а с другой — остаётся меньше времени на восстановление после насыщенного дня. На помощь приходит дистанционный формат обучения — он сокращает время на переезды между работой и Академией, поэтому для студентов он предпочтительнее очного. К сожалению, некоторые дисциплины неэффективно изучать в онлайн-формате, и мы стараемся искать баланс между желаниями студентов и требованиями преподавателей. Наблюдения показывают, что преподаватели кафедры уже адаптировались к онлайн-формату за время пандемии, а вот люди, которые включены в разного рода коммуникационные процессы во внешней среде, — против дистанционного обучения. Конечно, мы не назначаем формат в директивном порядке, иначе преподаватели столкнутся с полупустыми аудиториями. Проблема решается следующим образом: когда мы начинаем программу, занятия проходят в аудиториях. Чем больше студенты адаптируются, особенно на втором курсе, тем активнее они переходят в онлайн.

В продолжение разговора о работающих студентах хочется спросить про практики — могут ли они пройти практику на рабочем месте?

В случае с производственной практикой так и происходит — мы не видим смысла дополнительно нагружать работающих студентов. Но есть и те, кто находится в поиске работы, и в частности, они используют для этого практику. Мы стараемся помочь таким студентам найти точки входа в профессию, делимся полезными контактами. Обратиться можно к преподавателю со схожей сферой интересов или к тому, с кем уже сложилось взаимопонимание и психологически комфортно обсудить свою карьерную траекторию — все открыты к диалогу. У нас даже есть специальная база, в которой собраны направления деятельности преподавателей, так у студентов с самого начала обучения есть возможность найти близкого по духу и сфере интересов преподавателя и обратиться за его помощью. И когда студент находит такого преподавателя, мы выделяем время и обсуждаем его запросы, предметно прорабатываем возможные шаги — с чего начать, к кому обратиться, какие действия предпринять. Конечно, в реальности они выглядят не совсем так, как на «рабочем столе», потому что обсуждение происходит с преподавателями, а исполнение полностью зависит от студента. Но если у студента всё в порядке с мотивацией, то он достигнет своей цели и получит желаемое место. 

Также образовательный стандарт предусматривает исследовательскую практику, которая погружает студентов в академическую сферу. Наша задача состоит в том, чтобы из обязательного мероприятия превратить это в практически полезную работу, а получившиеся тексты имели «вторую жизнь» в качестве публикаций в журналах, академических изданиях, на профильных интернет-ресурсах, либо они становились докладами или бизнес-проектами для использования внутри компании, в которой работает студент. Ещё один вариант прикладного использования результатов исследовательской практики — это выступление с ними на профильных конференциях и семинарах. Александр Воротников, который помимо нашей кафедры работает в Проектном офисе развития Арктики, активно вовлекает студентов в свою деятельность, они много пишут и публикуются, причём работы попадают в РИНЦ, ВАК, SCOPUS и другие базы данных научного цитирования.

В этом году ваша программа выпускает первых студентов, и сейчас они активно работают над диссертациями. Какие темы популярны среди будущих магистров?

Темы все уникальные, поскольку мы исходим из интересов студентов, внутри каждой работы конкретная проблематика, конкретные вопросы, с которыми студент хочет разобраться. Я общался с некоторыми из них и могу назвать сферы, в которых они проводят свои исследования. Будущих магистров волнует тема социальной ответственности бизнеса, также готовится работа по взаимодействию бизнеса и местных сообществ на тех территориях, на которых бизнес работает. Кто-то пишет про государственные закупки госзакупки, многие — включая выпускников нашего бакалавриата — ведут традиционную для темы публичной политики линию гражданского общества. Есть, наоборот, современные и бизнес-менеджерские темы: про продуктовый подход, про управление персоналом, про инновационные подхлды в менеджменте, связанные с цифровизацией. Как видите темы разноплановые, но ни один студент не остаётся без преподавательской поддержки. В организации научного руководства есть две стратегии, они могут дополнять друг друга, могут быть представлены в чистом виде, в зависимости от обстоятельств. Одна — когда научный руководитель погружен ровно в ту тему, которой заинтересовался студент, в этом случае складывается тематический содержательный альянс. Другая, противоположная логика, — когда руководитель, наоборот, не занимается темой вплотную, но помогает в структуризации, в постановке вопросов и выстраивании логики работы. При этом руководитель углубляется в тему вместе с магистрантом, и в силу своего опыта помогает с исследованием.

Какое напутствие вы бы дали бакалаврам, которые собираются продолжить образование в вашей магистратуре?

Мы живём в сложном мире, и нужно учиться управлять им: выделять и формулировать вопросы, проблемы, и искать для них решения. Поэтому мы ждём тех, кто заинтересован в работе со сложными вопросами и чувствует от этого азарт.

Магистратура «Стратегический менеджмент и публичная политика» направлена на подготовку специалистов, обладающих современными знаниями и практическими навыками управления в области государственной политики, профессиональной компетентностью в реализации и принятии стратегических решений в сферах государственного и муниципального управления, бизнеса и некоммерческого сектора. Узнать о программе подробнее вы сможете на Дне открытых дверей, который состоится 10 мая. 



====