Долгосрочные стажировки

Исходящая семестровая академическая мобильность. Общая информация


  • В рамках Соглашения об обмене студентами с зарубежным вузом-партнером, студент ИОНа может пройти обучение за рубежом в течение 1 семестра;
  • В семестровой программе обмена может участвовать любой студент бакалавриата, начиная с 3 семестра (кроме совместных программ с ОАНО "МВШСЭН");
  • По согласованию с кафедрой, будет произведен перезачет оценок, полученных в зарубежном вузе-партнере;
  • Перезачтенные дисциплины будут внесены в ваш диплом с указанием названия зарубежного вуза, где вы их прослушали.
  • Участие в программе Семестрового обмена Регулируется Положением об организации академической мобильности обучающихся в РАНХиГС №02-823 от 10 июля 2019 года.
Стоимость обучения

В течение семестра вы не платите обучение в зарубежных вуз, но будучи студентом ИОНа, обучающающимся на договорной основе, продолжаете оплачивать обучение в Академии.

Какие еще могут быть расходы?

Визовые сборы, расходы на получение языкового сертификата, проезд до места обучения и обратно, проживание, питание, страховку, организационные сборы в принимающем вузе/организации (если такие есть).

Любой студент, подавший заявку может принять участие в данной программе?

Количество студентов, которые будут допущены к участию в семестровой программе мобильности ограничено и зависит от условий, прописанных в Соглашении с ВУЗом партнером. В случае, если количество поданных заявок превышает количество студентов, которые могут быть оформлены, проводится конкурсный отбор. 

Как подать заявку, алгоритм действий:

  • Проверь, точно ли соответствуешь критериям отбора, указанным в анонсе.
  • Выбери программу мобильности, где есть курсы, подходящие под твое направление подготовки (на сайте принимающего ВУЗа)
  • Рассчитай свой бюджет на поездку и обсуди с родителями или опекунами
  • Получи подтверждение руководителя твоей программы в ИОНе
  • Собери необходимые документы
  • Заполни онлайн анкету строго до дедлайна, указанного в каждом анонсе и загрузи необходимые документы
  • Узнай о результатах конкурса по электронной почте 
  • Готовься к отъезду, если тебе одобрили заявку

Выбор программы мобильности. Согласование учебного плана.

Студент самостоятельно выбирает из предложенных анонсов вуз-партнер, программу обучения и подбирает на сайте зарубежного вуза перечень курсов, которые соответствуют курсам, которые он должен пройти в выбранном семестре в ИОНе. Студент может участвовать в программе обмена только, если у него будет перезачтено минимум 50% кредитов за этот семестр.

Согласование учебного плана

  • запросить в деканате ваш учебный план на тот семестр, который вы хотите отучиться за рубежом. Вам будут нужны: названия дисциплин, количество ЗЕТ (российские кредиты, которые полностью эквивалентны ECTS – европейским кредитам), способ отчетности (зачет, зачет с оценкой или экзамен).

  • зайти в анонс программы мобильности, ознакомиться со всеми приложенными документами, зайти по ссылке на сайт вуза-партнера и подобрать в каталоге курсов дисциплины, которые будут читаться в нужном вам семестре и соответствуют дисциплинам вашего учебного плана в Академии.

  • Эти дисциплины вы выписываете вместе с такими же данными: названия дисциплин, количество кредитов (ECTS), способ отчетности (зачет, зачет с оценкой или экзамен). Если на сайте партнера указаны не ECTS каждого курса, а иная система кредитов, то Вам необходимо самостоятельно перевести зарубежные кредиты в ECTS в соответствии с указанной в транскрипте таблицей:

! Количество кредитов ECTS, которые вы должны были бы получить в Академии и которые вы предполагаете получить в зарубежном вузе должно быть равнозначным.
  • Вы скачиваете и заполняете на компьютере Заявление о направлении на обучение по программе академической мобильности, адресованное Ректору Академии В.А. Мау и указываете следующие данные (ссылка на заявление всегда есть в анонсе стажировки):

ФИО, год обучения, Институт общественных наук, направление подготовки и профиль

Например, Иванов Иван Иванович, студент 3 курса, 34.03.18 Реклама и связи с общественностью, профиль

А также: название вуза-партнера, Страну и город, где он расположен, сроки участия в программе мобильности в соответствии с анонсом на сайте ИОН или на сайте вуза-партнера. Источник финансирования – личные средства студента.

Нужно поставить вашу подпись, поставить дату, а потом получить подпись руководителя вашего факультета /Школы или декана (Он подписывается в правой колонке таблицы).

*Когда руководитель вашей программы и руководитель факультета – это не одно и то же лицо, вам нужно вначале согласовать программу обучения с руководителем программы и получить его подпись внизу вашего заявления (в любом свободном месте внизу страницы), а позже подойти к руководителю факультета/декану и получить его подпись в таблице справа (данная таблица помещена в форме заявления).

Как и зачем получать подпись руководителя программы?

Вашему руководителю факультета или программы вы приносите оба учебных плана: тот, который вам выдал деканат (Академический) и тот, который вы составили сами с курсами из зарубежного вуза.

Руководитель факультета/программы должен подтвердить, что он согласен перезачесть в будущем все или часть выбранных вами курсов.

Согласование Learning Agreement (Соглашение об обучении)

Получив разрешение перезачесть все или часть выбранных курсов, вы заполняете форму Соглашения об обучении (которую также можно скачать по ссылке и в анонсе стажировки):

  • вписываете одобренные курсы на первую страницу Learning Agreement и вписываете ваши личные данные. Заполненное соглашение также должно быть подписано руководителем вашей программы (внизу страницы в любом свободном месте). Это подтверждает, что информация о предметах согласована.

  • В соглашении есть место для подписи Faculty Head. Это графу нужно оставить пустой.

  • Заполненные и подписанные вами и руководителем факультета Learning Agreement и Заявление необходимо подгрузить в онлайн форму (для подачи заявки) до указанного в анонсе дедлайна, приложив остальные документы. 
Если вам одобрили перезачет только части курсов, то имейте в виду:

  • вы можете участвовать в программе обмена только, если у вас будет перезачтено минимум 50% кредитов за этот семестр;
  • недостаток кредитов вам будет необходимо досдать в сессию после приезда из зарубежного-вуза, но не позднее указанного администратором вашей программы срока.
В Learning Agreement можно будет внести изменения уже после приезда в вуз-партнер из-за, например, того, что какой-то из курсов не был запущен или был перенесен.

Запросить изменение в программе студентов можно в течение 3-5 недель после начала программы мобильности.

Для этого студент заполняет и пописывает у координатора мобильности вуза-партнера вторую страницу Learning Agreement и высылает скан и doc файл координатору мобильности в Академии.

Пакет документов

Для подачи заявки необходимо заполнить онлайн заявку, размещенную в анонсе соответствующей стажировки, и приложить необходимые документы до дедлайна указанного в анонсе.

Пакет документов, необходимых для подачи заявки включает в себя:

  • Заявление о направлении на обучение по программе академической мобильности (оригинал с подписью самого студента и подписью руководителя факультета).
  • Копия 1 страницы заграничного паспорта, который действителен минимум полгода после планируемого возвращения в Москву.
  • Мотивационное письмо на английском языке (до 500 слов, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал -1,5, выравнивание по ширине документа, поля документа: верхнее-2 см, левое – 3 см, правое -1 см.)
  • Согласованное с руководителем Соглашение об обучении (Learning agreement). Соглашение загружается в двух вариантах: PDF с визой руководителя факультета и заполненное в формате doc.
  • Ссылки на Форму соглашения и образец для заполнения всегда доступны в анонсе.
После получения подтверждения вашего участия в программе семестровой мобильности координатором академической мобильности, Вам необходимо будет предоставить следующие документы в установленный координатором срок (но в срок не более 2х недель с момента получения подтверждения):
- Транскрипт оценок, подписанный заявителем и руководителем программы (ссылка на форму размещается в анонсе стажировки) 
- Выписка из зачетной книжки с оценками за все предыдущие сессии + перевод на английский язык (нотариально заверять не нужно) - выписку нужно заказать в деканате, перевод студент выполняет сам.
- ИУП (индивидуальный учебный план) - составляет деканат
- Подтверждение знания иностранного языка (см. ниже)
-            Смета планируемых расходов. 
*cтоимость проживания можно прикинуть на сайте NUMBEO, а также часто принимающий ВУЗ дает информацию о стоимости и возможных видах проживания, и как можно забронировать жилье (информация размещается координатором в анонсе, либо студент самостоятельно связывается с ВУЗом по вопросам проживания).
- Другие документы по требованию принимающего ВУЗа.

*Для заполнения транскрипта Вам нужно запросить в деканате Учебную карточку с перечнем всех изученных предметов и с оценками, полученными за весь предыдущий период обучения, начиная с первого курса. Транскрипт должен быть заполнен на английском языке.  Все предметы также должны быть указаны на английском.  Если предметы повторялись в разных семестрах, в транскрипте они должны быть указаны один раз (часы за эти предметы суммируются, оценка ставится последняя).



Критерии отбора студентов

1. Отбор студентов
— по программам долгосрочной международной академической мобильности в рамках общеуниверситетских соглашений ИОН РАНХиГС с зарубежными вузами; 
— на конкурсной основе; 
— в соответствии с количеством выделенных квот; 
— проводится экспертной комиссией; 
— результаты конкурса объявляются через максимум 2 недели после завершения приема заявок (в апреле/мае - на осенний семестр; в ноябре/декабре - на весенний семестр);
— студент может быть номинирован на участие в программе мобильности только одного вуза-партнера; 
— результаты конкурса обжалованию не подлежат. 

2. Кто может участвовать 
— студенты, обучающиеся на бюджетной и коммерческой основе; 
— студенты бакалавриата, кроме совместных программ с ОАНО «МВШСЭН» (предпочтение отдается кандидатам, успешно сдавшим не менее двух сессий в ИОН на момент подачи заявки); 
— студенты магистратуры ИОН РАНХиГС, успешно сдавшие не менее одной сессии в ИОНе на момент подачи заявки; 
— аспиранты ИОН (начиная со второго года обучения); 
— хорошая успеваемость (предпочтение отдается кандидатам, успешно сдавшим не менее двух последних сессий в ИОН с отсутствием оценок ниже «4»);
— предпочтение отдается студентам, ранее не участвовавшим в программах обмена.  

3. Конкурс проводится 2 раза в год
Конкурс на мобильность в осеннем семестре: начало февраля – начало апреля.
Конкурс на мобильность в весеннем семестре: середина августа – середина декабря.
Сроки размещения объявлений и проведения конкурса могут смещены в зависимости от сроков подтверждения информации принимающим ВУЗом.

4. Плата за обучение в рамках программы мобильности
 — если вы участвуете в программах международной академической мобильности в рамках партнерских соглашений ИОН РАНХиГС с зарубежными вузами, вы не платите за обучение (tuition fee) в зарубежный вуз;
 — однако вы самостоятельно покрываете остальные расходы (виза, страховка, проживание, питание, транспортные расходы и т.д.).
— студенты ИОН, обучающиеся на договорной основе, продолжают оплачивать обучение в Академию.

Подтверждение знания иностранного языка

Сверьтесь с карточкой вуза-партнера в Каталоге программ, подтверждение какого иностранного языка и на каком уровне требуется для зачисления на программу мобильности.

Подтвердить уровень языка, можно предоставив следующие документы, если не предъявлено других требований: 

— TOEFL/IELTS (валидность других сертификатов проверяйте на сайте вуза-партнера); 
— Europass Language Passport  (только для бакалавров), подписанный преподавателем иностранного языка ИОН РАНХиГС (см. шаблоны ENG, DE); 
— Справка по форме зарубежного вуза в случае согласия преподавателя иностранного языка. Если у зарубежного ВУЗа нет определенной формы, справку можно заказать на кафедре английского языка. В справке должна быть подпись и печать. Образец.

Дальнейшая подготовка к поездке


Рассчитать свои расходы. Необходимо учесть расходы на:

  • визу;
  • транспорт;
  • медицинскую страховку;
  • проживание (питание и т.д.);
  • непредвиденные расходы.
Mobility Budget Planning шаблон (DOCX.)
*Примерные расходы можно рассчитать на сайтеNUMBEO

NB! Если вы номинированы на стипендию принимающего вуза или сторонней организации, учтите, что первые выплаты могут быть осуществлены только в конце первого месяца обучения в принимающем вузе. Будьте готовы в первый месяц обучения покрыть расходы самостоятельно.
Пройти регистрацию в зарубежном вузе

Координатор мобильноси ИОН номинирует студента, после чего студент получит себе на почту дальнейшую информацию, необходимую для регистрации.

Информацию о регистрации также в принимающем вузе можно получить:

  • у координатора принимающего вуза;
  • из Каталога программ.
NB! Внимательно отнеситесь к дедлайнам онлайн регистрации в принимающем вузе и подаче заявок на комнаты в общежитии.
Решить визовые вопросы

Удостоверьтесь, что Ваш загранпаспорт действителен в течение всего срока пребывания за рубежом+необходимое количество месяцев после завершения программы. Уточните данную информацию в посольстве/ консульстве/ визовом центре, где Вы будете получать визу.
NB! Подача заявлений на визу происходит не ранее 3 месяцев и не позднее 1 месяца до предполагаемой даты вылета.

Сверьтесь с рекомендуемым списком (что брать с собой):
 
  • Действующий загранпаспорт;
  •  Медицинская страховка и медицинская справка (если необходимо), соответствующая
  • требованиям принимающего вуза;
  • Копии всех необходимых документов (загранпаспорт, виза, приглашения,
  • медицинская справка и тд) в печатном и электронном формате;
  •  Необходимая сумма наличных денег;
  •  Контакты и адреса общежития, международного офиса, buddy, консульства
  • страны вашего гражданства за рубежом;
  • Лекарства, которые Вам могут понадобиться;
  • Одежду, соответствующую погодным условиям и сезону страны принимающего вуза.
  • Зарядные устройства для мобильного телефона и техники;

Примечание: в ручную кладь возьмите с собой документы, деньги, контакты и зарядные устройства.


Сверьтесь с чек листами ниже

Во время стажировки


Приехав в принимающий вуз, Вы успешно:

  • Встретились со своим Buddy (если предусмотрен);
  • Зарегистрировались в Международном Офисе;
  • Заселились в общежитие/квартиру;
  • Получили студенческий билет (Student ID card);
  • Сдали медицинскую справку и копию страховки;
  • Посетили Ориентационную сессию;
  • Ознакомились с правилами безопасности, действующими в принимающем вузе;
  • Проверили расписание занятий;
  • Узнали место проведения занятий и как Вам туда добраться.
Безопасность

  • Ознакомьтесь с вопросами безопасности путешественника в стране принимающего вуза, например, на сайте МИД РФ.    
  • По прибытии за рубеж зарегистрируйтесь в консульстве страны вашего гражданства и запишите контактный номер в экстренных ситуациях (информация о консульствах РФ здесь). 
  • Подробнее о консульском учете


Всегда имейте под рукой Вашу медицинскую страховку и номер страховой компании. 

Чрезвычайные обстоятельства - это природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, военные действия или вооруженные конфликты, террористические акты, несчастные случаи и другие события, в ходе которых жизнь и здоровье могут быть поставлены под угрозу.

Если вы оказались в экстренной ситуации

Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. 

Сделайте глубокий вдох.

Убедите себя в том, что Вы сможете справиться с обстоятельствами.

Незамедлительно проинформируйте о сложившейся ситуации

  • координаторов принимающего вуза;
  • консульство РФ на территории иностранного государства, где вы находитесь;
  • координаторов по исходящей мобильности в вашем ВУЗе;
  • семью.

Полезные ресурсы

Ознакомьтесь с рекомендациями о порядке действий в чрезвычайных ситуациях.

После возвращения в Москву


После возвращения из стажировки, студенты обязаны сдать в течение 3 недель:

  • Оригинал подписанного с обеих сторон Learning Agreement (все страницы). От вуза партнера нужна подпись координатора мобильности и желательно печать
  • Справка о периоде обучения (транскрипт) от принимающей стороны с описанием курсов, кредитов и полученных оценок
  • Заявление о продолжении обучения в Академии в связи с окончанием периода академической мобильности (заявление можно скачать на сайте в разделе Положения и документы)
  • Отчет о результатах программы мобильности, отзыв на английском языке и фотоматериалы для сайта 
Если получил оценку по дисциплинам, которые не утверждал твой руководитель

  • Если вы решили взять дополнительные курсы, которые не были прописаны и утверждены в Learning Agreement, нужно понимать, что:
  • Этот курс не будет перезачитан вам после возвращения;
  • Решение о публикации в дипломе этих курсов без выставленной оценки в качества дополнительных курсов будет принимать аттестационная комиссия.
Если не сдал экзамены в зарубежном вузе

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации в вузе-партнере по одному или нескольким курсам или отсутствие промежуточной аттестации без наличия
уважительных причин (включая непредставление обучающимся официальной справки о периоде обучении (транскрипта) в течение трех месяцев с момента возвращения в Академию после окончания обучения в вузе-партнере) признаются академической
задолженностью.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему курсу не более двух раз. При невыполнении обучающимся ИУП (Learning Agreement) или непредставлении в установленные графиком
сроки справки о периоде обучения (Транскрипт) рассматривается вопрос об отчислении его из Академии как не выполнившего обязанности по добросовестному освоению основной образовательной программы и выполнению учебного плана.

Свободная академическая мобильность

- это перемещение обучающихся по своей инициативе в другую образовательную, научную или иную организацию. В рамках независимой академической мобильности обучающиеся самостоятельно выбирают принимающую организацию и организуют свою мобильность на условиях самофинансирования/софинансирования.

  • может участвовать любой студент бакалавриата, начиная с 3 семестра обучения
  • Регулируется Положением об организации академической мобильности обучающихся в РАНХиГС №02-823 от 10 июля 2019 года.
Где найти программы зарубежных стажировок
Приглашения на стажировку для иностранных студентов обычно размещаются на сайтах компаний, вузов, исследовательских институтов, государственных и некоммерческих организаций. Информацию об открытых стажировках также можно найти на сайтах агрегаторов грантов и студенческих курсов.

Ресурсы для поиска стажировок 


Будьте внимательны! Агрегаторы предлагают, как волонтерские, так и оплачиваемые стажировки. На этих сайтах встречаются даже полноценные вакансии для иностранцев. Не ленитесь задавать вопросы операторам программ и досконально изучайте все условия заинтересовавших вас предложений на сайтах организаторов.
Если выбранные для изучения предметы в иностранном ВУЗе частично или полностью совпадают с программой обучения в родном ВУЗе, которые соответствуют курсам, которые он должен пройти в выбранном семестре в ИОН, то по согласованию с кафедрой: 
ИОН РАНХиГС перезачтет оценки, полученные в зарубежном вузе-партнере и перезачтенные дисциплины, будут внесены в ваш диплом с указанием названия зарубежного вуза, где вы их прослушали.

Как оформить поездку

Существует два способа, как уехать на стажировку в понравившийся Вам Вуз и оформить свое отсутствие в ИОНе:
 
1. Академический отпуск, если срок вашей стажировки - 1 год (например, Year Program).
2. Переход на индивидуальный график обучения (1 семестр зарубежом)

Академический отпуск

Академический отпуск Вы можете оформить в том случае, если у Вас нет долгов по предметам, а также долгов по оплате. Для этого Вам необходимо написать заявление в деканате.
Соглашаясь на академический отпуск, вы должны быть готовы, что после прохождения стажировки Вы будете учиться в своём вузе на год дольше и уже не со своими однокурсниками.

Переход на индивидуальный график обучения

Оформление стажировки с переходом на индивидуальный план обучения возможен только в случае, если количество предметов, которые будут перезачтены, составит не менее 50%! 
Переход на индивидуальный график обучения возможен при отсутствии «задолженностей», академических и финансовых. 

Ваш алгоритм действий следующий:

  • Находите интересующий Вас зарубежный ВУЗ и получаете от него официальное приглашение для прохождения учебы на семестр.
  • Обращаетесь к своему руководителю программы и получаете его одобрение и справку о предметах, которые будут перезачтены (в свободной форме, с подписью руководителя)
  • Пишите заявление в деканате о переводе на индивидуальный график обучения.
  • Ваша кафедра составляет для вас Индивидуальны учебный план и отправляет его в учебный отдел.
  • Если принимающий ВУЗ требует от Вас транскрипт уже полученных за предыдущий период обучения оценок. Вы запрашиваете их в деканате и самостоятельно переводите их на английский язык. 
  • Приносите в Отдел Международной политики ИОНа – ОМП (2 корпус 223 офис) копию приглашения из принимающего Вуза, согласие руководителя программы и транскрипт с оценками на английском (если он требуется). 
  • Пишите в ОМП заявление о направлении на прохождение стажировки.
  • ОМП оформляет для Вас транскрипт (ставятся необходимые подписи и печать) и передает Вам оригинал.
  • После возвращения из стажировки Вам необходимо предоставить своей кафедре транскрипт полученных в зарубежном ВУЗе оценок
  • В ОМП Вы пишите заявление о завершении стажировки
Сдача зачетов и экзаменов возможна экстерном до отъезда за рубеж (по договоренности с деканатом) или должна быть произведена после окончания стажировки.

Стоимость обучения

В зависимости от Ваших желаний, уровня образования, способностей и финансовых возможностей, можно пройти платную стажировку, или быть принятым на обучение по конкурсу без оплаты, если вы соответствуете всем критериям, представленным конкретным ВУЗом (в некоторых случаях студенту могут быть предоставлены частичные или полные стипендии на обучение, проживание и переезд в другую страну).

Будучи студентом, обучающимся в ИОНе на договорной основе, Вы обязаны оплатить обучение в Академии на время прохождения стажировки зарубежом.

Вы можете подать заявление на частичное со финансирование ваших расходов, например на авиабилет. Подробнее о софинансировании здесь.

Какие еще могут быть расходы?

  • Визовый сбор
  • расходы на получение языкового сертификата
  • проезд до места обучения и обратно
  • проживание
  • питание
  • страховка
  • организационные сборы в принимающем вузе/организации (если такие есть).
Документы, которые нужно предоставить в отдел международной политики для оформления стажировки

  • Для того, чтобы оформить стажировку, Вам необходимо предоставить следующие документы Координатору исходящей мобильности ОМП ИОН:
  • Заявление о направлении на обучение по программе академической мобильности. Заявление должно быть подписано руководителем программы! Заявление можно получить в ОМП.
  • Приглашение в зарубежный ВУЗ с указанием следующей информации: название ВУЗа, название программы или курса, даты прохождения стажировки, страна, подпись, печать (если есть).
  • Согласие руководителя программы (справка с указанием предметов, одобренных для перезачета в свободной форме) и транскрипт с оценками на английском (если он требуется). 
  • После возвращения необходимо принести в Отдел международной политики заполненное заявление о возвращении из стажировки. Бланк можно получить в ОМП.
  • Небольшой отзыв о стажировке на английском языке и несколько фотографий (для публикации на сайте).
После возвращения необходимо принести в Отдел международной политики заполненное заявление о возвращении из стажировки. Бланк можно скачать в разделе Положения и документы.
Небольшой отзыв о стажировке на английском языке и несколько фотографий (для публикации на сайте).