• Главная
  • Новости
  • Студенты кафедры им. Глазычева представили свои проекты на фестивале «Открытый город»

Студенты кафедры им. Глазычева представили свои проекты на фестивале «Открытый город»

  • 26.11.2021
Поделитесь с друзьями

С 16 по 17 ноября в Государственном музее архитектуры им. Щусева прошел фестиваль «Открытый город», в котором приняли участие студенты кафедры им. Глазычева ИОН РАНХиГС. Фестиваль предоставляет уникальную возможность для будущих специалистов попробовать свои силы и возможности в реализации градостроительных проектов совместно с профессионалами отрасли. 

«Открытый город» проводится Москомархитектурой с 2016 года и включает в себя серию воркшопов, лекций, экскурсий, а также презентацию финальных проектов перед жюри фестиваля. В этом году было представлено 14 воркшопов, из которых жюри выбрали 5 лучших. О том, как проходил фестиваль, об опыте участия в нем и проектах, которые удалось реализовать совместно с ведущими специалистами из архитектурной и девелоперской среды, — рассказывают студенты кафедры им. Глазычева.

2.pngАрсений Игошев, студент 3 курса бакалавриата «Управление городским территориальным развитием», принимал участие в двух воркшопах: Градплан Москвы — «Роль малых рек в мегаполисе» и архитектурное бюро «Дружба» — «Черные дыры города»  

Совместно с Институтом Градплана Москвы мы разрабатывали концепцию развития прибрежной территории реки Городня, которая течёт на юге столицы. Результатом проекта стал макет территории. Также я участвовал в воркшопе от архитектурного бюро «Дружба» — «Чёрные дыры города». На этом воркшопе каждый участник выбрал неиспользуемую, отчужденную территорию. В формате интенсива за 2 недели мы придумывали концепции развития наших пространств. Я выбрал место под Лужнецкой эстакадой. Тротуар, идущий вдоль эстакады, в одном месте заворачивает под нее и там же обрывается. Пешеход попадает в тупик и ему остается или искать обходной путь, или перебегать заезд на эстакаду в опасном и не предназначенном для этого месте. 

Концепцию развития территории я разделил на несколько этапов. Эта территория не имеет конкретного определенного пользователя, она стягивает в себя всех потерявшихся путников. Поэтому первым делом необходимо было заявить о проблеме этого и подобных пространств. На этом этапе я использовал паблик арт и виртуальный слой пространства. Такие инструменты позволяют сделать первый шаг максимально дешево и просто, сделать заявление, начать дискуссию о проблемах местности. Эта территория не имеет конкретного определенного пользователя, она стягивает в себя всех потерявшихся путников. Под эстакаду в тот самый тупик будет помещена надпись «Ты в тупике? Но чтобы найти верную дорогу, надо сначала заблудиться. Переходи по QR-коду, найди свой выход». Когда я проводил наблюдения в этом пространстве, я пытался поговорить с теми, кто туда заходил, спросить, куда они шли и почему выбрали именно этот путь. И я заметил, что, находясь на этом отрезке маршрута, было заметно раздражение и злость людей, а выходя из-под эстакады это как будто пропадало. Я провожал людей и показывал им обходной путь и рассказывал про свое исследование. Не секрет, что городская среда влияет на людей, но вот я столкнулся с этим лично на практике, а не на страницах исследований и статей. Вопросы, которые я отобрал для жителей и оставил на сайте, взывают ко всему самому лучшему, что сокрыто глубоко внутри нас, как будто намекая «Все лучшее - внутри тебя, постарайся не поддаваться негативному влиянию окружающей среды!». 

Второй этап проекта - перенос ответов жителей из пространства виртуального в пространство реальное. С сайта - на поверхности под эстакадой. При этом интересно было бы привлечь профессиональных стрит-арт художников. Таким образом мы оживляем место, вдыхаем в него жизнь. Теперь это не просто всеми забытое пространство, а стрит-арт объект, говорящий о проблемах пространства, главным образом о людях, побывавших здесь. 

Третий этап проекта - реализация потребностей жителей. Благоустройство этой территории - установка там безопасного пешеходного перехода, света, навигации, а также создание там общественного пространства. Однако этот этап больше похож на открытый финал. Ведь что там захотят сделать жители, будет зависеть от того, насколько им откликнутся предыдущие этапы проекта. 

В итоге проект «Чёрные дыры города» вошел в топ-5 лучших работ и я считаю, что получил колоссальный опыт и сделал огромный рывок в компетенциях и навыках работы с городским пространством. Осознал, насколько важен комплексный, контекстуальный, а также индивидуальный подход при работе с местностью.

1.png
Василий Курьян
, студент 2 курса бакалавриата «Управление городским территориальным развитием», принимал участие в воркшопе проекта «Россия» — «Право на голос» 
Я принимал участие в воркшопе проекта Россия «Право на голос». Это воркшоп про городские медиа, а поскольку я веду свой блог уже полгода, мне показалось интересным поучаствовать в подобной программе. Мы занимались архитектурными и городскими медиа и их ролью в современном городе. Конкретно я занимался ведением телеграм-канала и созданием системы постов для него. В дальнейшем это всё попало в нашу презентацию нового городского медиа, а также помогло ответить на вопрос «У кого есть право на голос в городе?».

Мне кажется, я продвинулся в плане ведения собственного блога. Опыт общения со зрителями и членами комиссии позволил получить какой-то реальный фидбэк на концепцию городского медиа. А статистка, которую предоставляют медиа-платформы, такую опцию не дают.

3.png
Екатерина Григорьева
, студентка 2 курса магистратуры «Управление проектами территориального развития», принимала участие в воркшопе от Института Генплана — «Кампус как город для студентов»  

Я участвовала в воркшопе от Института Генплана — «Кампус как город для студентов». Кураторы Института Генплана Москвы осознанно собрали мультидисциплинарную команду, потому что хотели видеть не только архитектурные решения, но и глубокий анализ, который невозможен без включения в проект людей с различными профилями образования. Так в нашей команде наряду с архитекторами появились дизайнеры, градостроители, регионоведы и магистры кафедры территориального развития им. Глазычева. И это стало нашим главным преимуществом. Лично я предложила в качестве основной аналитической модели выбрать пространственно-временной анализ, с которым нас познакомил Алексей Викторович Новиков, президент компании Habidatum и руководитель мастерской нашего потока магистратуры. На выводах, полученных в результате этого базового анализа, в дальнейшем базировался весь проект. Мы сделали предположения относительно развития кампуса в долгосрочной перспективе и постарались заложить такие проектные и планировочные решения, которые помогут кампусу оставаться современным и через 50 лет. Далее наши градостроители и архитекторы разработали свои части проекта, которые мы в дальнейшем собрали в единую презентацию, разместили на сайте, стенде, который сами спроектировали, и презентовали перед жюри. Моя часть работы в проекте — это аналитика, структурирование и все тексты, в том числе наша финальная речь. Однако было бы неправильно говорить, что я делала это единолично. У нас получилась настоящая командная работа, поэтому в каждой ее части есть доля труда каждого члена команды. В результате наша работа был высоко оценена жюри, и проект вошел в топ-5 лучших из представленных. 

Вообще, мне было очень приятно узнать, что в Институте Генплана Москвы работают такие замечательные люди, которые искренне горят своим делом. Мы видели, как они принимают наши идеи, дают свободу действий, помогают и в то же время сами с большим энтузиазмом включаются в работу, воодушевляют и поддерживают. Когда мы собирали наш стенд в ночь перед выставкой в Руине (прим. ред. название одного из пространств в музее им. Щусева), вполне можно было проводить какое-нибудь важное совещание Института, потому что и Максим Гурвич, заместитель директора Института, и Иван Драган, главный архитектор проектов архитектурно-планировочного объединения территориального развития, пришли, чтобы поддержать нашу команду и оформить стенд вместе с нами.
====