• Главная
  • Новости
  • Нелинейная траектория обучения: как магистратура помогает менеджеру развить компетенции психолога

Нелинейная траектория обучения: как магистратура помогает менеджеру развить компетенции психолога

  • 26.01.2023
Поделитесь с друзьями

Новости_3.png Стереотип о необходимости получить одну профессию на всю жизнь постепенно стирается. Около 40% выпускников бакалавриата поступают в магистратуру, чтобы сменить специальность. А как совместить различные профессиональные интересы и сделать своё образование максимально разносторонним, мы обсудили с Еленой Шварц, студенткой 1 курса магистерской программы «Психология кризисных состояний и клиническая психология».

Ты окончила бакалавриат «Менеджмент креативных проектов». Тебя интересовала именно сфера управления?

Эта программа заинтересовала меня сочетанием управленческих дисциплин с предметами, посвящёнными культуре, медиа и искусству. Мне с детства нравилось помогать с организацией игр, придумывать что-то новое, а также рисовать, вышивать, лепить и не только. Также для меня было важным «прокачать» языковые навыки, научиться писать тексты и делать презентации как на русском, так и на иностранных языках. У меня это был английский и немецкий. В общем, эта программа стала отражением моих интересов.

При поступлении на бакалавриат ты уже задумывалась о магистратуре?

Могу сказать, что о магистратуре я задумывалась со средней школы. Ещё со школы хотелось иметь две разные профессии и преподавать, а для этого необходимо стать магистром. То есть для меня магистратура — это возможность открыть для себя новые горизонты и приобрести новые знания и навыки.

В какой момент ты поняла, что тебе интересна психология? Как ты приняла решение получить образование в этой области?

Об этом я думала много и даже писала эссе в стихах во время одного из курсов, в рамках которого мы узнавали о разных психологических отраслях и практиках. Мне кажется, что помогать людям решать конфликты мне захотелось еще в детстве. А уже основательно я задумалась о выборе именно этой профессии на 1 курсе бакалавриата, когда у нас был вводный курс психологии. Помог определиться индивидуальный подход нашей преподавательницы, которая увидела во мне потенциал для развития в психологической сфере. До магистратуры я не проходила специальную подготовку с сертификацией, однако посещала некоторые мероприятия Факультета психологии ИОН, много общалась с ребятами с программ психологии, которые делились интересными фактами, статьями и примерами из практики. Будет справедливо отметить, что именно такая бытовая «практика» невольно стала частью моей жизни ещё с подросткового возраста: разные люди делились со мной своими переживаниями: взрослые, ровесники, затем студенты и абитуриенты. Немного позже, когда в старших классах ко мне в руки впервые попал Кодекс психолога, я с удивлением обнаружила, что в нем не очень много новой информации для меня. Хочется сказать: «Это не я, оно само так получилось», но ещё больше хочется превратить свой бытовой опыт в настоящую профессию.

Почему для получения образования в области психологии ты выбрала магистратуру?

Мне изначально хотелось пройти обе ступени высшего образования и попробовать себя в разных направлениях. На данном этапе я пока не могу с уверенностью сказать, что после двух лет обучения начну погружение в научную деятельность, однако в перспективе мне интересно преподавание. Также магистратура позволяет сфокусироваться на тематических дисциплинах и даёт фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, которую уже можно и нужно будет дополнять курсами. Несмотря на то, что в моём случае направление магистратуры и бакалавриата отличаются, я была уверена в своём выборе и напротив, старалась идти вперёд. Перед поступлением я общалась со студентами, выпускниками и преподавателями, а также посетила несколько дней открытых дверей программ, которые меня интересовали.

В каком формате проходили вступительные испытания? Как ты к ним готовилась и насколько успешно сдала?

Я сдавала вступительные испытания на две программы: «Психология управления» и «Психология кризисных состояний и клиническая психология». Были слухи, что второй вариант значительно сложнее, поэтому я переживала о том, как же в итоге получится преодолеть этап поступления. Но сами вступительные испытания оказались далеко не такими пугающими, как может показаться: мы писали тесты с прокторингом. Тест состоял из закрытых вопросов, где нужно было выбрать один или несколько вариантов ответов. В личном кабинете была литература для подготовки, в которой описывались основы общей психологии, а также уделялось внимание специфике программы. По моему опыту, must have каждого абитуриента — это лекции Юлии Борисовны Гиппенрейтер по общей психологии. Они помогут как при поступлении, так и на 1 курсе, поскольку в них очень понятным языком описано, что такое психология и что означают разные психологические термины. Помимо этого, я смотрела фильмы 1990-х гг. от «Медфильм», где психиатры проводили интервью с людьми с различными психическими заболеваниями. Они помогли мне разобраться в терминах и раскрыть свой собственный интерес. Перед тестированием нам проводили подробные online-консультации, где мы обсуждали формат вступительного испытания, его длительность, тематику и так далее. Каждый абитуриент мог задать вопросы напрямую специалисту. Лично меня немного волновал прокторинг, поскольку ранее на практике я мало с ним работала, но нам наглядно показали, что нужно открыть, как пройти регистрацию, включить камеру и динамик на ноутбуке или компьютере и начать тестирование. Поэтому в день экзамена я практически не волновалась. Результаты тестирования меня порадовали, я прошла необходимый порог в 50 из 100 баллов, хотя мне приходилось больше времени уделять своей дипломной работе на бакалавриате, чем подготовке к вступительным в магистратуру. По итогу экзаменов я выбрала программу «Психология кризисных состояний и клиническая психология». Несмотря на обширные возможности психологов, мне всегда казалось, что психология — это прежде всего про помощь человеку, про психологическое консультирование и психотерапию. Именно этим мне хотелось бы заниматься в будущем.

Рассматривала ли ты другие вузы при выборе программы по психологии?

Многим друзьям и знакомым я в шутку говорю, что выбрала вуз ещё в 9 классе, когда пришла в РАНХиГС и увидела большую красивую люстру. Если говорить серьёзно, то в 9 классе я действительно пришла в РАНХиГС на день открытых дверей Лицея и решила поступать в него. В 10 классе попала на открытую лекцию ИОН, затем пообщалась со студентами, преподавателями, посмотрела социальные сети. Поступила на бакалавриат на самое интересное для себя направление, а теперь продолжила образование на программе другого факультета в ИОН, поскольку здесь было всё, что нужно: небольшие группы, практикующие преподаватели и курсы по выбору. Сама атмосфера за 4 года очень мне нравится, поэтому я уже 7 лет обучаюсь в Академии, из них 5 лет в Институте общественных наук. И каждый из этапов моего обучения здесь совсем не похож на другой.

Можешь ли ты кратко описать суть программы «Психология кризисных состояний и клиническая психология»?

Если говорить простым языком, то на нашей программе нас учат работать с людьми в весьма непростых для них ситуациях. И несмотря на то, что мы не врачи и не владельцы волшебной таблетки «от всех психологических проблем», мы помогаем людям с разным состоянием психического здоровья выйти из кризисного состояния, пережить горе, справиться с длительными гнетущими переживаниями и найти самого себя. А еще занимаемся не только практикой, но и наукой, то есть с экспериментами мы тоже работаем.

Расскажи, пожалуйста, о том, кто учится вместе с тобой: психологи или выпускники других направлений?

У нас учатся разные специалисты: несколько психологов и рекламщиков, педагоги, менеджеры, а еще лингвист, историк и даже инженер. Но всех нас объединяет, пожалуй, осознанный выбор профессии. Кто-то определился раньше, кто-то позже, и это абсолютно нормально. Всего у нас в группе 13 человек, и я самая младшая из них. При поступлении разброс был от 21 до 27 лет, потому что некоторые мои одногруппники закончили бакалавриат или специалитет несколько лет назад. Некоторые мои коллеги проходили курсы подготовки по психологии и решили пойти учиться другие решили, что быть психологом интересно и перспективно. А кто-то, например, просто любит детей и очень хочет сделать их жизнь лучше в качестве детского психолога. Даже после окончания целого семестра мы можем переспрашивать друг-друга, кто что заканчивал. Безусловно, у бакалавров-психологов уже есть база знаний и практики, но на парах мы вместе узнаем что-то новое и делимся интересными находками: книгами, лекциями, кейсами. Поэтому такое разнообразие, как мне кажется, делает наше обучение только интереснее и разница в прошлом опыте никак не разделяет группу.

Расскажи, пожалуйста, как прошёл твой первый семестр? Заметила ли ты различия между  бакалавриатом и магистратурой?

Свой первый семестр я могу с уверенностью назвать новым витком своей студенческой жизни. Стены Академии и атмосфера ИОН сохранились, но на сами занятия получилось взглянуть совсем под другим углом. От бакалавриата магистратура отличается прежде всего своим фокусом на теме: это «настоящая» психология с самого первого сентября. Здесь нет вводных курсов по разным предметам или физкультуры. Я не раз думала о том, что сразу после школы без адаптации к вузу учиться было бы сложно, а для магистрантов возможность сосредоточиться на своей профессии — это преимущество. И специально для нас, «непсихологов», первый год организован таким образом, что мы постепенно погружаемся в профессию и начинаем знакомство с выбранной специализацией, в то время как для выпускников психологических факультетов предусмотрена возможность аттестации по индивидуальным заданиям.

Какие дисциплины вы изучали в первом семестре? Какие из них показались тебе наиболее интересными?

В этом семестре у нас было 10 различных дисциплин, часть из которых мы изучали вместе с коллегами с программ «Психология управления» и «Когнитивная психология: от классических теорий до современных VR-исследований». Например, вместе мы изучали «Психологические подходы к личности и индивидуальности», знакомились с приглашенными практикующими психологами разных направлений в рамках дисциплины «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», пробовали проводить реальное наблюдение и анкетирование на курсе «Практикум по качественным и количественным методам психологических исследований». При этом, у нас также были предметы, где мы погружались в нашу специальность. Например, нас знакомили с основами клинической психологии на курсе с таким названием, мы разбирались в особенностях работы спинного и головного мозга в рамках дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС и СС» и учились проводить консультации и разбирались с типами клиентов на курсе «Современные подходы в психотерапии и консультировании». Благодаря введению в клиническую психологию и основы консультирования, я избавилась от предрассудков по поводу гештальт-терапии, осознала, что психосоматика реальна и значима, а также узнала больше о сути арт-терапии и психодрамы, которые стали своеобразным связующим звеном между двумя ступенями моего образования.

Психологическое образование часто ассоциируется с глубоким погружением в теорию. Так ли это?

Психология — это наука, корни которой уходят в древнюю философию. У нас есть теоретические предметы, где мы изучаем, что такое психология и как она менялась со временем. При этом мы также учимся проводить исследования. Здесь особенно помогают разборы примеров того, как не надо составлять анкеты и организовывать эксперименты. А ещё у нас есть практические предметы, где мы разбираем, как правильно проводить консультации, и иногда отыгрываем роли клиентов и психологов. Это интересно, необычно и часто весело, а оттого и запоминается лучше. Но для практики вам пригодится теория. Не для «пятёрки» в зачетке, а именно для целостной структуры в голове.

Как удаётся совмещать учёбу и работу?

Мы занимаемся вечером с 19:00 до 22:00 по будням и днём в субботу. Занятия проходят очно или online, формат изначально указан в расписании, поэтому можно планировать свою неделю наперёд. Это помогает мне и моим сокурсникам успевать и учиться, и работать, а главное — не выгорать при этом. В нашей группе все студенты работают: кто-то по профессии, а кто-то находит для себя новые профессиональные интересы. Во время обучения на бакалавриате я интересовалась медиаменеджментом и писала большое количество текстов разных жанров, поэтому со старших курсов я занимаюсь SMM, работаю с социальными сетями по графику 5/2. Поскольку учимся мы вечером, то часы работы и учебы у меня разделены, и остаётся время как на домашние задания, так и на хобби и встречи с близкими, что немаловажно для нашего здоровья, как физического, так и психического.

Какой совет ты могла бы дать абитуриентам, которые хотят поступать в магистратуру, профиль которой отличается от профиля их бакалавриата?

Можно сказать так: следуйте зову сердца. Звучит заезженно, но в этом есть смысл, поскольку выбор программы магистратуры вы делаете сами и работаете на себя и для себя. Без интереса и некоторого огонька в глазах было бы непросто и бессмысленно совмещать работу и учёбу. Вы можете выбрать что-то близкое к вашему предыдущему образованию, а может быть, вы откроете в себе интерес к чему-то совершенно другому и все ваши знакомые спросят вас: «А почему ты вообще эту программу выбираешь?» Дайте себе время выбрать, пообщайтесь со студентами, посмотрите социальные сети и узнайте больше о разных программах.

====