«Человек гуманитарный»: сообщество ИОН для школьников и учителей

  • 06.04.2023
Поделитесь с друзьями

Центр прикладной истории ИОН РАНХиГС презентовал новое сообщество для школьников и учителей. Куратор и преподаватель проекта «Человек гуманитарный» Александра Жидкова провела аукцион методических идей, представила основные направления взаимодействия в рамках сообщества, пообщалась с учителями и анонсировала ближайшие мероприятия. 

Байдаков.pngПрезентация прошла продуктивно и интересно, и, что не менее важно, с дискуссией. Участники активно обсуждали методики ведения занятий в интерактивном формате. Мы собрали обратную связь и узнали, что хотят учителя от нашего сообщества. Приятно, что это соотносится с вектором, который мы определяли изначально — формирование двухуровневого комьюнити. Первый уровень включает в себя создание сообщества учителей истории, готовых помогать старшеклассникам понимать этот предмет не только как школьную дисциплину. Этот уровень подразумевает взаимодействие учителей и обмен их методиками, а также интеграцию учеников в совместные проекты. Второй уровень — это то самое сообщество школьников, к которому мы стремимся, а также развитие глобальной гуманитарной междисциплинарной науки с интеграцией ребят в проекты Академии, нашего Центра и будущего бакалавриата
Иван Байдаков, и.о. директора Центра прикладной истории, соавтор программы бакалавриата «Прикладная отечественная история» ИОН РАНХиГС
Основные цели «Человека гуманитарного» — рассказать о профессии историка как о современной и практичной деятельности, а также создать комьюнити, заинтересованное в историческом и более широком гуманитарном нарративе. Специалистам Центра важно подчеркнуть, что историк может участвовать в проектах прикладной направленности, таких, как разработка просветительских проектов, работа в музее, проведение интервью и антропологических исследований, а также работа с большими данными. 

Исследователи Центра прикладной истории хотят на практике продемонстрировать старшеклассникам, что история представляет собой открытое поле для творчества, где можно исследовать и развивать любой интересующий их сюжет. Для этого специалисты Центра будут знакомить участников с разными направлениями современной исторической науки, рассказывать о необходимых для проведения научных исследований инструментах, а также помогать старшеклассникам реализовать их собственные исследовательские инициативы. 

Жидкова.pngПервое, что мы решили сделать, — презентовать нашу программу для учителей. Мы хотели, чтобы они узнали про наше сообщество, предложили свои форматы для его функционирования и выстраивания пространства диалога между всеми участниками. С помощью учителей мы хотим включить в работу сообщества и старшеклассников. «Человек гуманитарный» должен показать, насколько история может быть разной и как можно найти и развивать свою точку интереса в этой сфере. Это не курсы подготовки к ЕГЭ с разбором заданий, но при этом мы предлагаем практическую направленность и для школы тоже. Например, старшеклассники получат необходимые навыки аргументации и построения дискуссии. Также это про то, чтобы создать сообщество действительно заинтересованных абитуриентов, которые придут изучать историю не просто так
Александра Жидкова, научный сотрудник Центра Прикладной истории
Внутри сообщества планируется сделать акцент на направлениях, смежных с треками бакалавриата: социально-экономическая история, культурология, антропология и работа с повседневностью. Специалисты разработали программу, которая включает в себя множество мероприятий различных форматов как для школьников, так и для учителей: лекции, открытые дискуссии, вебинары, интенсивы, форсайт-сессии, проектно-исследовательские лаборатории, мастер-классы и другие. 

25 апреля состоится лекция-дискуссия «Город будущего в прошлом». На ней старшеклассники смогут проанализировать, как исторически люди представляли город будущего, поговорить про исторический нарратив в городском пространстве, а также на конкретных примерах и через знаковые для них места проанализировать, чем является город для них самих. Кроме этого, 23 мая в Молодежной библиотеке пройдет мероприятие, на котором специалисты Центра поговорят со старшеклассниками о том периоде в истории, когда их родители были подростками. 

На площадке Молодежной библиотеки мы можем показать и те книги, которые тогда читали, и ту музыку, которую слушали, то есть будет некое погружение в контекст. Также мы планируем практическо-исследовательскую часть, где под руководством куратора подростки смогут представить себя в роли интервьюера и подумать, какие вопросы они сами включили бы в интервью со своими родителями, если бы хотели больше узнать об их повседневной жизни тогда. Если говорить про другие интересные форматы, то мы хотим организовать дискуссионный клуб и работу с источником. Очень важно показать, как работать с историческим нарративом. Есть мысль сделать длинный онлайн-цикл, где мы будем читать великие исторические тексты и через их призму смотреть на то, как развивается история
Александра Жидкова, научный сотрудник Центра Прикладной истории

Узнать больше про сообщество «Человек гуманитарный», а также следить за анонсами мероприятий можно в его телеграм-канале


====