Описание программы

    «Прикладная отечественная история» — практико-ориентированная междисциплинарная образовательная программа, созданная совместно с профессиональным сообществом: сотрудниками музеев и научных институций Москвы. Программа готовит специалистов, способных говорить о науке простым и понятным языком, запускать собственные культурные и образовательные проекты, проводить современные научные исследования, в том числе на основе больших данных с использованием технологии ИИ. Выпускник программы — профессиональный историк, использующий свои знания для изучения прошлого и понимания исторических истоков современных процессов, происходящих в России.

    Руководитель программы

    Байдаков.pngБайдаков Иван Михайлович — руководитель Центра прикладной истории, помощник Ректора РАНХиГС по экспертно-аналитической работе, ответственный секретарь рабочих групп Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, специалист по современной истории России.


    Наша цель — показать многообразие карьерных траекторий для современного историка, сохранив главное — особый формат мышления, позволяющий критически осмысливать информацию и выделять главное в большом массиве данных
    Иван Байдаков, руководитель программы «Прикладная отечественная история»

    Читать интервью с Иваном Байдаковым
Программа «Прикладная отечественная история» разработана в сотрудничестве с крупными государственными и коммерческими культурными организациями. Это сотрудничество позволило сформировать учебную программу таким образом, чтобы студенты получили объективное представление о принципах разработки современных социокультурных проектов. Тесное сотрудничество программы с профессиональным сообществом позволит студентам на протяжении всего периода обучения взаимодействовать с ведущими культурными институциями и экспертами этой области, получая актуальные навыки и развивая профессиональный нетворкинг.

Получить консультацию о программе

 
 
 


Практики и стажировки

1.jpg

Практики 2023 года

Пешеходные аудио-туры
Под руководством кураторов из Музея современной истории России студенты разработают экскурсионные маршруты, познакомятся с различными локациями, входящими в музейный комплекс и запишут собственные аудио-туры для платформы IZI-travel.
Сопроводительная программа для фестиваля «Дачное Царицыно»

Разработка программы мероприятий для фестиваля в сотрудничестве с музеем-заповедником «Царицыно»
Летняя исследовательская лаборатория в Музее Москвы
Студенты погрузятся в городскую антропологию, урбанистику и историю, что поможет им комплексно изучить один из районов Москвы.
Практика в Еврейском музее и центре толерантности
Знакомство с технологиями проектирования виртуальной экспозиции и возможность поработать в выставочном пространстве Еврейского музея и центра толерантности под руководством кураторов.

Ключевые преимущества программы

Цифровая история
Студенты знакомятся с цифровыми инструментами, используемыми в гуманитарных исследованиях и получают навык работы с большими объемами данных. Практические занятия выстроены по принципу проектно-исследовательского обучения, что позволяет научиться применять полученные знания на практике, решать реальные профессиональные кейсы и сформировать к концу обучения свое портфолио реализованных проектов.
Преподаватели-практики
Дисциплины ведут эксперты в области истории, а также специалисты из ведущих социокультурных институций. Преподаватели поддерживают участие студентов в профильных проектах, форумах, конференциях, которые позволяют получать актуальное представление о сфере и расширять профессиональный круг общения.
Прикладные знания
Учебный план предусматривает широкий спектр выездных практических занятий, стажировок и практик, студенты получают возможность уже на этапе обучения реализовать собственные проекты. На программе регулярно проходят встречи с экспертами и профессионалами в гуманитарной сфере. По итогам обучения у студента формируется подтвержденный рабочий опыт, что повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Soft skills и case-study
Программа строится на междисциплинарных принципах — углубленном изучении смежных гуманитарных предметов (географии, экономики, социологии, политологии, математики, ораторском искусстве и критическом мышлении) и проектно-исследовательском обучении. Обучение предполагает упор на развитие навыков креативного и аналитического мышления, работы в команде и решения проблемных кейсов.
Малые группы
Обучение в малых группах, а также фокус на кооперативное и групповое обучение позволяет повысить качество образования. В процессе обучения отсутствуют потоковые лекции — все занятия проходят в малочисленных группах, что позволяет студентам находиться в постоянном контакте с преподавателем.
Углублённое изучение иностранных языков
Студенты углубленно изучают 2 иностранных языка в объёме 10 и 6 часов в неделю. Выбор можно сделать из 5 языков: английский, испанский, итальянский, немецкий, французский. Также на программе предусмотрено изучение латыни и редких европейских языков. На старших курсах студенты учатся работать с иностранными источниками и сразу же закрепляют полученные знания на практике.
Международная мобильность
Международный отдел ИОН РАНХиГС регулярно проводит языковые и профессиональные стажировки. Любой студент может подать заявку на участие и присоединиться к поездке в результате прохождения собеседования или написания мотивационного эссе.


Структура программы

Прикладная отечественная история_page-0001 (1).jpg

Скачать полный УП   Скачать адаптированный УП  
Программа состоит из социально-экономического и социокультурного треков, каждый из которых включает в себя по 7 курсов.

Трек социально-экономической истории включает в себя знакомство с современными подходами к изучению экономического, социального и политического развития государств. Блок посвящен ключевым фронтирным областям исследований: изучению институциональной истории, проблемам неравенства и трансформации социальных моделей, вопросам экономических кризисов и реформ. 

 Дисциплины блока
  • Экономический рост: различные модели
  • Политико-экономический анализ 
  • История институтов
  • Трансформация социальной структуры: экономика и общество
  • Экономика России в контексте кризисов и реформ
Трек социокультурной истории строится на изучении ключевых концепций и дискуссионных вопросов, связанных с социальной и культурной историей. Студенты узнают, как формируется культурная политика государства, как создается и функционирует историческая память, а также каким образом культура и искусство интерпретируются и оказывают воздействие на отдельного человека и общество, в целом.

Дисциплины блока
  • Социокультурная история: концепция и дебаты
  • Культура и идентичность 
  • Культура и история: коммуникативное воздействие
  • Модели современной культурной политики государств 
  • Культурная антропология


На 3-м курсе у студентов есть возможность выбора двух модулей курсов из 6 предложенных к выбору. Модули строятся по принципу 70/30: треть модуля формирует теоретические представления о выбранной области изучения, а две трети модуля посвящены практикам работы с историческим нарративом, а также знакомству с перспективными направлениями исследований, что позволяет студенту сформировать собственный исследовательский интерес, выбрать тему для курсового проекта, а также понять, как результаты исследования могут быть конвертированы в научно-популярный продукт.
 
 
 
 
 
Ключевые дисциплины программы: 

  • Историческая социология
  • Историческая география (история освоения пространства России)
  • Историческое знание в медиапространстве 
  • Современные практики работы музеев, библиотек, архивов и иных культурных пространств
  • Цифровая репрезентация культуры
  • Политическая история
  • История искусства и литературы
  • Прикладной курс по управлению культурными проектами
  • Навыки публичных выступлений (в том числе на английском языке).

Иностранные языки

Студенты программы углубленно изучают 2 иностранных языка в объеме 10 и 6 часов в неделю соотвественно. Выбор можно сделать из 5 языков: английский, испанский, итальянский, немецкий, французский. Также на программе предусмотрено изучение латыни и редких европейских языков.

Преподаватели

На программе есть три типа дисциплин: фундаментальные, практико-ориентированные и прикладные. Фундаментальные дисциплины ведут лекторы, имеющие существенный преподавательский и научный опыт. Практико-ориентированные дисциплины ведут специалисты-практики, которые имеют непосредственный опыт реализации проектных инициатив в социокультурной сфере. За прикладные дисциплины отвечают несколько преподавателей — научные исследователи и практикующие специалисты, что позволяет сочетать классические и фундаментальные знания с практическим опытом и современными тенденциями развития гуманитарной отрасли знаний.

  • )>
    Читаемый курс: Исторический опыт модернизации и реформ

    Темы: экономическая история, история реформ и революций, история банковского дела, история России XIX-XX вв., история литературы

    Андрей Белых
    Доктор экономических наук, заведующий лабораторией актуальной истории ИОН РАНХиГС, специалист по истории модернизации России
  • )>
    Читаемый курс: Современные подходы к изучению истории

    Темы: история Европы, история Франции, политическая история, партийно-политическая расстановка сил на европейском пространстве, история крайне правых

    Александра Жидкова
    Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра прикладной истории ИОН РАНХиГС, специалист по современной истории Франции
  • Марьяна Архипова
    К.и.н, старший научный сотрудник центра прикладной истории ИОН РАНХиГС, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Екатерина Мельничук
    Заместитель директора центра прикладной истории
  • )>
    Читаемый курс: История России

    Темы: история и культура русских старообрядцев, история российских религий, история повседневности, социокультурная история, история российского предпринимательства

    Валерий Керов
    Профессор, доктор исторических наук, специалист по истории России нового времени, автор множества научных работ
  • )>
    Читаемый курс: Современные практики работы музеев, библиотек и архивов 

    Темы: музейные практики, культурная инженерия, практики кураторства и экспозиционной деятельности, социокультурная история, научно-просветительская работа в гуманитарных науках

    Анастасия Дека
    Историк, специалист по истории СССР 1920–1930-х гг., сотрудник исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности
  • )>
    Читаемый курс: Цифровые методы в исторических исследованиях

    Темы: цифровая история, экономическая и социальная история, территориальная структура экономики, анализ пространственных данных, цифровая реконструкция и репрезентация прошлого
    Роман Кончаков
    Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-экономической истории ИОН РАНХиГС, специалист по истории XIX век

Выпускники программы:

  • Обладают навыками ведения исторических исследований (количественных и качественных, в том числе антропологических или социально-экономических)
  • Обладают знаниями по истории России и всеобщей истории
  • Обладают опытом практической исследовательской работы 
  • Обладают навыками популяризации исторического знания и риторики
  • Обладают навыками академического и научно-популярного письма
  • Обладают навыками аналитического и критического мышления
  • Умеют работать как с традиционными, так и с цифровыми историческими источниками
  • Умеют работать с литературой и источниками на разных языках (минимум 2)
  • Обладают навыками по разработке и ведению социокультурных и исследовательских проектов (от идеи и получения грантовой поддержки до реализации и отчётности)
  • Обладают навыками работы с ключевыми интернет-ресурсами и программами для ведения собственных проектов, например, Polyanalyst
Карьерные траектории выпускников

Выпускники программы могут заниматься вопросами репрезентации прошлого в общественном сознании, проводить научные исследования текущих проблем современности через изучение истории, работать журналистами и политическими аналитиками, выполняя экпертно-аналитические задачи в интересах органов исполнительной власти, заниматься культурным менеджментом, а также быть профессиональными популяризаторами науки.

 Ключевая черта программы заключается в совмещении фундаментальных и традиционных исторических программ с цифровизацией и прикладной направленностью. Такой подход позволяет выпускникам овладеть редким сочетанием профессиональных знаний и компетенций: 

  • Фундаментальными знаниями об исторических процессах 
  • Цифровыми компетенциями: профессиональная работа с большими данными, 3D моделирование, построение культурных пространств, цифровая репрезентация культуры. 
  • Прикладными знаниями: студент не только научится проводить исследования, но и получит практические навыки анализа, работы в медиа и культурных организациях. 
  • Знаниями по истории России и всеобщей истории
  • Опытом практической исследовательской работы и навыками популяризации исторического знания
  • Навыками академического и научно-популярного письма, критического мышления, презентации
  • Навыками работы как с традиционными, так и с цифровыми историческими источниками 
  • Навыками работы с литературой и источниками на разных языках (минимум 2)
  • Навыками по разработке и ведению социокультурных и исследовательских проектов (от идеи и получения грантовой поддержки до реализации и отчётности)

Выдаваемые документы

 
 
 


О Школе современного историка

Школа современного историка — это открытые бесплатные практико-ориентированные занятия и мероприятия для тех, кто интересуется историей, хочет реализовать собственные исследовательские инициативы в сфере гуманитарного знания, научиться критически анализировать информацию и познакомиться с направлениями современной исторической науки.

Занятия предполагают как мероприятия на территории Академии, так и активности и экскурсии в музеях, а также практическую работу в библиотеках. Партнёрами проекта выступают Еврейский музей и центр толерантностиМузей современной истории РоссииМузей МосквыРоссийская государственная библиотека для молодежи


Паспорт программы


Направление: 46.03.01 История
Зачисление на базе: 11 классов/СПО
Форма и срок обучения: очная форма, 4 года обучения
Выдаваемые документы: диплом государственного образца с присвоением степени бакалавра РАНХиГС

Начало занятий: 1 сентября
Отсрочка от армии на весь период обучения

Основа обучения: бюджет/договор
Количество бюджетных мест в 2024: 10

Вступительные испытания (ЕГЭ)


Минимальные баллы ЕГЭ для подачи заявления на поступление на коммерческой основе: 

  • Русский язык (55)
  • История (40)
  • Иностранный язык (50) / Обществознание (50) – предмет по выбору
  • Минимальный проходной балл на платную форму обучения: 160

    Минимальные баллы ЕГЭ для подачи заявления на бюджетные места: 

    • Русский язык (70)
    • История (70)
    • Иностранный язык (75) / Обществознание (70) – предмет по выбору
    • Минимальный проходной балл на бюджет в прошлом году: 265

      Поступление на базе СПО:

      Поступление на базе СПО возможно по результатам ЕГЭ

Стоимость обучения и порядок оплаты


Стоимость программы в 2024 году: 315.000 рублей

Скидки на обучение:

Скидка 10%
- единовременная оплата годового обучения
- обучение на курсах ЕГЭ при РАНХиГС
- абитуриент — член многодетной семьи

Скидка 20%
- победа в интеллектуальных и творческих конкурсах ИОН
- участие в проектах ШСИ и АЮП для школьников
- единовременная оплата четырёх лет обучения

Скидка 25%-75% предоставляется абитуриентам, набравшим высокие баллы ЕГЭ

Возможна рассрочка на оплату обучения.

При оплате обучения студенты и их родители могут воспользоваться образовательным кредитом с государственной поддержкой и получить налоговый вычет 13%.

Контакты

Телефон: +7 (499) 956-00-77; +7 (968) 825-85-57
E-mail: abitur-ion@ranepa.ru 
Telegram

Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00