• Главная
  • Новости
  • Арт-менеджмент, любимое дело и нетворкинг: как организовать биеннале мечты

Арт-менеджмент, любимое дело и нетворкинг: как организовать биеннале мечты

  • 12.12.2022
Поделитесь с друзьями

Выпускница программы «Управление в арт-бизнесе» ИОН РАНХиГС Юля Константинова этим летом защитила дипломную работу — проект первой Чувашской биеннале, и уже осенью организовала биеннале современного искусства в Чебоксарах. Мы поговорили с Юлей о воплощении ее идеи в жизнь: о том, как важны обучение, поддержка сообщества однокурсников и команда единомышленников в индустрии. 

Ты помнишь момент, когда тебе захотелось создать чувашскую биеннале или что-то подобное? 

Очень сложно найти точку отсчета любого проекта. Но я точно знаю, что когда поступила в Москву на исторический факультет, я начала больше осознавать эту инаковость. И это был тот самый момент, который, как мне кажется, бывает у многих молодых людей — возникает какое-то внутреннее желание, искра, которую хочется куда-то направить, но ты еще не понимаешь, куда именно. 

Говорят, что образование не так важно. Возможно. Но оно дает некий импульс, знакомства, коммуникацию, и это все развивается в какой-то синергии с той самой искрой. Здесь я, конечно, благодарна магистратуре ИОН «Управление в арт-бизнесе», потому что она дала те инструменты и ту экспертизу, которых не хватало. Также невозможно представить появление такого проекта без опыта работы в разных отраслях и без знаний, которые ты получаешь у практикующих экспертов. 

А что было особенного в магистратуре, про какие инструменты ты говоришь?

Можно прочитать кучу книг, построить теоретическую базу, но когда мы говорим про арт-бизнес и другие прикладные сферы, самое важное передается через коммуникацию, с преподающим составом в том числе. Это какое-то секретное знание, которым невозможно овладеть, не побывав в этом контексте. К тому же, нужно понимать, что система искусства сама по себе довольно закрытая. Сообщество знающих вдохновленных людей помогает быстрее погрузиться в эту сферу, глубже понять, как она устроена,  и начать действовать. 

Я бы еще выделила полезность практических заданий: мы работали с реальными кейсами, разбирали опыты существующих культурных институций, находили болевые точки и решали конкретные проблемы. Оказывается, пул задач у современного арт-менеджера очень и очень широкий! 

Путь от появления идеи до реализации проекта: как ты его прошла? 

Особое вдохновение мне и моему проекту подарила Анна Швец, арт-менеджер, генеральный директор TAtchers' Art Management и по совместительству мой преподаватель в магистратуре. Она очень хорошо транслирует студентам свое четкое понимание, как устроены бизнес-процессы в арт-индустрии, ориентируется на созвучную мне экспертизу. В общем, Анна дала мне представление, как не только создать проект, но и реализовать его. От нее я всегда получала детальный фидбек, и даже после защиты диссертации мы были на связи. 

Стоит также отметить, что реализовать проект удалось на полученный грант. Подать на грант — не так сложно, как кажется. Почему-то у всех есть ощущение, что ты собираешь много бумажек, заполняешь непонятные формы. Но если говорить про мой опыт, все это было довольно просто: я заполнила все документы в онлайн-формате и это полностью соотносилось с моим внутренним импульсом. 

Если кратко, то нужно брать и делать, как бы банально это ни звучало. Но идти в искусство только для того, чтобы просто удовлетворить какие-то свои профессиональные амбиции или заработать деньги — ошибка. Очень быстро наступит разочарование. Нужно искренне делать то, что нравится, следовать за той самой искрой, не останавливаться и действительно желать сделать что-то стоящее — и это произойдет. Главное — пробовать и не бояться, всегда.

Поделись моментами биеннале, которыми ты особенно гордишься.

Конечно, это команда. К сожалению, на одном энтузиазме все не выстраивается — всегда нужны соратники. Мы собрали отзывчивое, чуткое, профессиональное сообщество людей, которые горят своим делом и понимают, что они делают и зачем. И я уверена, что мы продолжим сотрудничество! Во время биеннале появилась особая площадка консолидации людей и их взаимодействия, она дала хороший импульс и много вдохновения двигаться дальше.

Не могу не сказать про уникальность опыта. Когда мы создаем биеннале, это не значит, что мы берем модель другой биеннале и переносим это на какую-то другую территорию — так могут работать фестиваль, семинар, форум, а здесь действуют совсем другие законы. Нужно находиться в контексте, замечать проблему, чувствовать идею, а потом обличать свои эмоции в форму. По сути, биеннале — некий срез положения искусства сегодня. Она подсветила те социальные сдвиги, которые мы наблюдаем в разных сообществах города и республики. Что люди обсуждают, что для них волнительно — это область для хорошего глубинного исследования, которое позволит вывести новую редакцию биеннале на другой уровень. 

Тема биеннале — «Икс историй: память о будущем». В ней выражается попытка создать полотно чувашской культуры из народного искусства, истории памяти, конструирования будущего, историчности народа в кросс-культурных связях. В событии приняло участие множество художников, которым предлагалось поразмышлять не только о сохранении наследия чувашской культуры, но и о способах включения этого нарратива в более глобальные истории, например, культуры других регионов и даже стран.

«Память, это подвижное хранилище воспоминаний, становится источником для конструкции будущего» — идея, транслируемая участниками и организаторами выставки.

Чувашская биеннале представляет интересный синтез традиционного декоративного-прикладного и современного искусства, локальных особенностей чувашского народа и культур других этнографических групп. Формат биеннале был избран не случайно: с его помощью удалось привлечь внимание к проблеме сохранения наследия: как местное население, так и художники, авторы, кураторы, участники из разных городов и стран были включены в этот дискурс. 

Кроме того, в рамках биеннале поднимался вопрос сохранения чувашского языка. Ввиду отсутствия открытых сфер его использования и замирания культурных форм, существует угроза его полного исчезновения. Совместно с информационным агентством в сфере искусства 1artchannel был организован NFT OPENCALL, миссией которого стало сохранение чувашского языка в блокчейне. Киреметь, вăй, сывлав, пултарулăх — некоторые слова, вокруг которых художники создали свои работы. Это хороший пример того, как слияние традиций, современного искусства и цифровых технологий сделало возможным запечатление чувашского языка во времени для будущих поколений.



====