Этапы организации поездки


Программа обмена предполагает обучение в течение семестра или двух семестров за рубежом в ВУЗе, который является партнером РАНхИГС.

1 этап

После выхода на сайте анонса стажировки, объявляется проведение Ориентационной онлайн встречи с координатором мобильности ИОН РАНХиГС.

Содержание встречи:

  • Как подать заявку на участие (как заполнить документы)
  • Отбор участников
  • Регистрация в принимающем ВУЗе
  • Подготовка документов для принимающего ВУЗа
  • Оформление визы
  • Документы по возвращении для ИОН РАНХиГС
  • Дополнительная информация
2 этап 
Подача заявки

Одним из основных условий участия – получение одобрения факультета на осуществление перезачета предметов, которые студент планирует изучать в принимающем ВУЗе (перезачет означает, что итоговые оценки по предметам, которые студент будет изучать в принимающем ВУЗе, будет зачтены взамен определенных предметов в ИОН). 

Согласование учебного плана (перезачета предметов)

1. Необходимо запросить в деканате ваш учебный план на тот семестр, который вы хотите отучиться за рубежом. Вам будут нужны: названия дисциплин, количество ЗЕТ (российские кредиты, которые полностью эквивалентны ECTS – европейским кредитам), способ отчетности (зачет, зачет с оценкой или экзамен).
2. Далее нужно зайти по ссылке на сайт вуза-партнера и подобрать в каталоге курсов дисциплины, которые будут читаться в нужном вам семестре и которые представляют для Вас интерес, а также соответствуют (похожи по содержанию) дисциплинам вашего учебного плана в Академии.
3. Выбранные в иностранном ВУЗе дисциплины вы выписываете вместе с такими же данными: названия дисциплин, количество кредитов (ECTS), способ отчетности (зачет, зачет с оценкой или экзамен). Если на сайте партнера не указано количество ECTS, то Вам нужно выписать количество часов, которые отводятся на изучение данного предмета.
4. Вашему руководителю факультета или программы вы приносите (или направляете по электронной почте) оба учебных плана: тот, который Вам выдал деканат (Академический) и тот, который вы составили сами с курсами из зарубежного ВУЗа.

Руководитель факультета/программы должен подтвердить, что он согласен перезачесть все или часть выбранных вами курсов. 

После того. как Вы получите одобрение директора программы, нужно подписать у него два документа и далее подавать заявку на участие.

Студент может участвовать в программе обмена только, если у него будет перезачтено минимум 50% кредитов за этот семестр.

Подготовка документов для подачи заявки:

Для подачи заявки Вам нужно подписать у руководителя программы два документа: Learning Agreeement и Заявление.

1. Заявление.
Заявление о направлении на обучение по программе академической мобильности, адресованное Ректору Академии Вы заполняете в электронном виде.  В шапке Вы указываете следующие данные (ссылка на заявление всегда есть в анонсе стажировки):
ФИО, год обучения, Институт общественных наук, направление подготовки и профиль
Например, Иванов Иван Иванович, студент 3 курса, 34.03.18 Реклама и связи с общественностью, профиль.

Заявление должно быть подписано руководителем вашего факультета /Школы или декана (правая колонка таблицы).

Образец можно загрузить по ссылке из анонса.

2. Learning agreement.
В этот документ вы вносите информацию о принимающем ВУЗе и указываете список выбранных и одобренных Ваших руководителем дисциплин.
Образец можно загрузить по ссылке из анонса семестровой программы.

В данном документе также должна стоять подпись руководителя вашего факультета /Школы или декана. Подпись ставится внизу станицы вне таблицы в любом свободном месте.

Подача заявки

Для подачи заявки необходимо перейти по указанной в анонсе ссылке, заполнить анкету и загрузить Заявление, Learning agreement, копию заграничного паспорта и согласие на осуществление мобильности.

Если количество заявок на участие в программе превышает лимит участников в семестре, будет проведен конкурсный отбор на основе данных общего рейтинга  и рейтинга по иностранному языку.

3 этап
Регистрация в принимающем ВУЗе

После получения подтверждения участия в программе от координатора академической мобильности, студенту необходимо будет пройти процедуру Application, которая предполагает:

1) регистрацию на сайте принимающего ВУЗа (с указанием выбранных для изучения дисциплин). Регистрация в принимающем вузе предполагает заполнение личного кабинета студента на специальной платформе.
2) предоставление следующих документов в установленный срок:

Список документов, ссылку на сайт и сроки всем участникам будут направлены в письме от принимающего ВУЗа!!!

Стандартный список документов включает:

1.Транскрипт оценок, подписанный директором Института. Форму для заполнения и образец можно получить у координатора поездки. 
*Для заполнения транскрипта Вам нужно запросить в деканате Учебную карточку с перечнем всех изученных предметов и с оценками, полученными за весь предыдущий период обучения, начиная с первого курса. Транскрипт должен быть заполнен на английском языке.  Все предметы также должны быть указаны на английском.  Если предметы повторялись в разных семестрах, в транскрипте они должны быть указаны один раз (часы за эти предметы суммируются, оценка ставится последняя). 

Заполненный транскрипт необходимо направить координатору поездки для дальнейшего подписания.

2. Подтверждение знания иностранного языка.

Справку об уровне языка можно заказать на кафедре иностранных языков. Оформить ее поможет координатор поездки.
В случае, если кафедра не может предоставить подобную справку (студент не изучает в Академии тот язык, на котором проводится обучение в принимающем ВУЗе) студент может самостоятельно найти организацию, проводящую тестирование уровня владения иностранным языком, пройти тестирование и предоставить соответствующий сертификат.
3. CV 
4. Рекомендательное письмо от преподавателя.
5. Копия заграничного паспорта
6. Другие документы по требованию принимающего ВУЗа.

4 этап 
Оформление визы

В соответствии с Приказом Академии № 02-823 от 10 июля 2019 года студенты РАНХиГС, направляемые на обучение в иностранную организацию, самостоятельно получают въездную визу путем обращения в визовые центры и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации.

О том, какие документы нужны, сроки подачи и прочие требования можно уточнить на официальном сайте визового центра/консульства/посольства страны, в которую направляется студент.

Приглашение, а также документы для миграционной службы предоставляются принимающим университетом.

Важные моменты

  • Обратите внимание на следующие моменты:
  • срок действия загранпаспорта (рекомендуемый срок действия на момент подачи документов на визу – не менее двух лет);
  • требования к финансовой гарантии;
  • требования к страховке;
  • язык, на котором должны быть предоставлены документы;
  • должны ли аттестат, справки и другие документы быть нотариально заверены и 
  • Всегда можно обратиться в визовый центр/консульство/посольство напрямую, чтобы уточнить все непонятные моменты. 
5 этап
Подготовка к отъезду

КАК И ГДЕ ИСКАТЬ ЖИЛЬЕ? 
Если принимающий ВУЗ не предоставляет общежитие, участники ищут жилье самостоятельно с помощью специальных онлайн-систем и сервисов. Иногда представители от принимающего ВУЗа рекомендуют забронировать на неделю-две временное жилье в недорогой гостинице, и выбрать постоянное место проживания уже по прибытию в город, где они будут учиться. На месте будет проще найти арендодателя и посмотреть само жилье. 

Перед приездом в принимающий университет ознакомьтесь заранее, как добраться до города, где находится университет и каким транспортом туда можно добраться.

Необходимо учесть расходы на:

  • визу;
  • транспорт;
  • медицинскую страховку;
  • проживание (питание и т.д.);
  • непредвиденные расходы.
*Mobility Budget Planning шаблон (DOCX.)* Примерные расходы на проживание можно рассчитать на сайте NUMBEO

Сверьтесь с рекомендуемым списком (что брать с собой): 

  • Действующий загранпаспорт;
  • Медицинская страховка и медицинская справка (если необходимо), соответствующая требованиям принимающего вуза;
  • Копии всех необходимых документов (загранпаспорт, виза, приглашения, медицинская справка и тд) в печатном и электронном формате;
  • Необходимая сумма наличных денег;
  • Контакты и адреса общежития, международного офиса, buddy, консульства страны вашего гражданства за рубежом;
  • Лекарства, которые Вам могут понадобиться;
  • Одежду, соответствующую погодным условиям и сезону страны принимающего вуза;
  • Зарядные устройства для мобильного телефона и техники. 
  • Безопасность
  • Ознакомьтесь с вопросами безопасности путешественника в стране принимающего вуза, например, на сайте МИД РФ
Безопасность
Ознакомьтесь с вопросами безопасности путешественника в стране принимающего университета, например, на сайте МИД РФ:

  • По прибытии за рубеж зарегистрируйтесь в консульстве страны вашего гражданства и запишите контактный номер в экстренных ситуациях (информация о консульствах РФ здесь). 
  • Подробнее о консульском учете
Полезные ресурсы
Ознакомьтесь с рекомендациями о порядке действий в чрезвычайных ситуациях по ссылке.

Свободная академическая мобильность

Это перемещение обучающихся по своей инициативе в другую образовательную, научную или иную организацию. В рамках независимой академической мобильности обучающиеся самостоятельно выбирают принимающую организацию и организуют свою мобильность на условиях самофинансирования/софинансирования.

  • может участвовать любой студент бакалавриата, начиная с 3 семестра обучения
  • Регулируется Положением об организации академической мобильности обучающихся в РАНХиГС №02-823 от 10 июля 2019 года.
Где найти программы зарубежных стажировок
Приглашения на стажировку для иностранных студентов обычно размещаются на сайтах компаний, вузов, исследовательских институтов, государственных и некоммерческих организаций. Информацию об открытых стажировках также можно найти на сайтах агрегаторов грантов и студенческих курсов.

Ресурсы для поиска стажировок 


Будьте внимательны! Агрегаторы предлагают, как волонтерские, так и оплачиваемые стажировки. На этих сайтах встречаются даже полноценные вакансии для иностранцев. Не ленитесь задавать вопросы операторам программ и досконально изучайте все условия заинтересовавших вас предложений на сайтах организаторов.
Если выбранные для изучения предметы в иностранном ВУЗе частично или полностью совпадают с программой обучения в родном ВУЗе, которые соответствуют курсам, которые он должен пройти в выбранном семестре в ИОН, то по согласованию с кафедрой: 
ИОН РАНХиГС перезачтет оценки, полученные в зарубежном вузе-партнере и перезачтенные дисциплины, будут внесены в ваш диплом с указанием названия зарубежного вуза, где вы их прослушали.

Как оформить поездку

Существует два способа, как уехать на стажировку в понравившийся Вам Вуз и оформить свое отсутствие в ИОНе:
 
1. Академический отпуск, если срок вашей стажировки – 1 год .
2. Переход на индивидуальный график обучения (1 семестр зарубежом)

Академический отпуск

Академический отпуск Вы можете оформить в том случае, если у Вас нет долгов по предметам, а также долгов по оплате. Для этого Вам необходимо написать заявление в деканате.
Соглашаясь на академический отпуск, вы должны быть готовы, что после прохождения стажировки Вы будете учиться в своём вузе на год дольше и уже не со своими однокурсниками.

Переход на индивидуальный график обучения

Оформление стажировки с переходом на индивидуальный план обучения возможен только в случае, если количество предметов, которые будут перезачтены, составит не менее 50%! 
Переход на индивидуальный график обучения возможен при отсутствии «задолженностей», академических и финансовых. 

Ваш алгоритм действий следующий:

  • Находите интересующий Вас зарубежный ВУЗ и получаете от него официальное приглашение для прохождения учебы на семестр.
  • Обращаетесь к своему руководителю программы и получаете его одобрение и справку о предметах, которые будут перезачтены (в свободной форме, с подписью руководителя)
  • Пишите заявление в деканате о переводе на индивидуальный график обучения.
  • Ваша кафедра составляет для вас Индивидуальны учебный план и отправляет его в учебный отдел.
  • Если принимающий ВУЗ требует от Вас транскрипт уже полученных за предыдущий период обучения оценок. Вы запрашиваете их в деканате и самостоятельно переводите их на английский язык. 
  • Приносите в Отдел Международной политики ИОНа – ОМП (2 корпус 223 офис) копию приглашения из принимающего Вуза, согласие руководителя программы и транскрипт с оценками на английском (если он требуется). 
  • Пишите в ОМП заявление о направлении на прохождение стажировки.
  • ОМП оформляет для Вас транскрипт (ставятся необходимые подписи и печать) и передает Вам оригинал.
  • После возвращения из стажировки Вам необходимо предоставить своей кафедре транскрипт полученных в зарубежном ВУЗе оценок
  • В ОМП Вы пишите заявление о завершении стажировки
Сдача зачетов и экзаменов возможна экстерном до отъезда за рубеж (по договоренности с деканатом) или должна быть произведена после окончания стажировки.

Стоимость обучения

В зависимости от Ваших желаний, уровня образования, способностей и финансовых возможностей, можно пройти платную стажировку, или быть принятым на обучение по конкурсу без оплаты, если вы соответствуете всем критериям, представленным конкретным ВУЗом (в некоторых случаях студенту могут быть предоставлены частичные или полные стипендии на обучение, проживание и переезд в другую страну).

Будучи студентом, обучающимся в ИОНе на договорной основе, Вы обязаны оплатить обучение в Академии на время прохождения стажировки зарубежом.

Вы можете подать заявление на частичное со финансирование ваших расходов, например на авиабилет. Подробнее о софинансировании здесь.

Какие еще могут быть расходы?

  • Визовый сбор
  • расходы на получение языкового сертификата
  • проезд до места обучения и обратно
  • проживание
  • питание
  • страховка
  • организационные сборы в принимающем вузе/организации (если такие есть).
Документы, которые нужно предоставить в отдел международной политики для оформления стажировки

  • Для того, чтобы оформить стажировку, Вам необходимо предоставить следующие документы Координатору исходящей мобильности ОМП ИОН:
  • Заявление о направлении на обучение по программе академической мобильности. Заявление должно быть подписано руководителем программы! Заявление можно получить в ОМП.
  • Приглашение в зарубежный ВУЗ с указанием следующей информации: название ВУЗа, название программы или курса, даты прохождения стажировки, страна, подпись, печать (если есть).
  • Согласие руководителя программы (справка с указанием предметов, одобренных для перезачета в свободной форме) и транскрипт с оценками на английском (если он требуется). 
  • После возвращения необходимо принести в Отдел международной политики заполненное заявление о возвращении из стажировки. Бланк можно получить в ОМП.
  • Небольшой отзыв о стажировке на английском языке и несколько фотографий (для публикации на сайте).
После возвращения необходимо принести в Отдел международной политики заполненное заявление о возвращении из стажировки. Бланк можно получить в отделе международной политики (корпус 2, офис 223).
Небольшой отзыв о стажировке на английском языке и несколько фотографий (для публикации на сайте).