Зачем опять учиться читать: всё о дисциплине Академическое чтение

  • 04.12.2023
Поделитесь с друзьями

На первом курсе Широкого бакалавриата студенты изучают разнообразные гуманитарные дисциплины, и Академическое чтение — одна из них. Открыв расписание, многие задаются вопросом: «Зачем после стольких лет школьной литературы нам снова нужно учиться читать?» Вместе с преподавателями Академического чтения Станиславом Хурумовым и Владимиром Бродским в 4 тезисах рассказываем, что это за дисциплина и чем она полезна студентам. 

Что такое Академическое чтение?
 
Академическое чтение — это дисциплина, которая помогает студентам развить читательские навыки, научиться работать с разными видами текстов и познакомиться с самыми яркими произведениями мировой литературы. Программа построена вокруг списка The Great Books — «Великих книг», оказавших влияние на развитие мировой культуры и науки.

Бродский.pngМы исходим из того, что выпускник бакалавриата — это прежде всего интеллектуал, который не может быть не знаком с подобными произведениями. Это необходимый бэкграунд для того, чтобы уверенно работать с новыми текстами и новыми смыслами.
Преподаватель Академического чтения Владимир Бродский
На первом курсе студенты читают художественную литературу и научные тексты, проблематизирующие чтение, анализ и интерпретацию информации. Начиная со второго курса, работа ведётся только с научной литературой: студенты учатся ставить исследовательские вопросы и грамотно использовать новый понятийный аппарат. За четыре года учащиеся независимо от направления знакомятся с семью тематическими треками: от психологии и социологии до культурных исследований. Помимо расширения кругозора, это позволяет выстраивать междисциплинарные связи между основным профилем и другими гуманитарными сферами.

Хурумов.pngАкадемическое чтение формирует представление об образовании как образе жизни. На этих занятиях студенты привыкают к мысли, что учиться следует всё время. Ум стоит держать в хорошей форме как можно дольше.
Преподаватель Академического чтения Станислав Хурумов
Чем Академическое чтение отличается от школьных уроков литературы?
Встреча с текстом как с хранителем культуры происходит ещё в школе. Чтение произведений классиков, обсуждение ключевых идей и написание сочинений знакомят учеников с базовым набором авторов и принципами анализа их работ. Академическое чтение выводит читателя на новый уровень: студенты изучают более сложные для интерпретации тексты, разбирают терминологию, учатся видеть более глубокие смысловые слои в произведении.

В любом тексте есть несколько пластов смыслов, и зачастую самостоятельное прочтение оставляет читателя только на наиболее поверхностном уровне. Умение связывать различные тезисы автора воедино и прослеживать не всегда очевидную логику — то, что вырабатывает наш курс.
Преподаватель Академического чтения Владимир Бродский
Академическое чтение — это не только книги

Чтобы лучше понять изложенные в книге идеи, важно научиться видеть их отражение в реальной жизни. Студенты проводят параллели между теорией и элементами современной культуры. В качестве дополнительных материалов преподаватели часто рекомендуют просмотр документальных и художественных фильмов, эпизодов сериалов, чтение статей. Важный элемент обучения — это дискуссия, живое обсуждение текста в аудитории. Студенты делятся впечатлениями от прочитанного и дополняют ответы друг друга, рассматривая произведение с разных сторон. 

Я вообще противник погружения текста в вакуум: текст всегда должен обнаруживать связь с нашим опытом.
Преподаватель Академического чтения Владимир Бродский
Почему важно быть «хорошим читателем» сегодня?  

В любой современной специальности важно умение грамотно интерпретировать информацию, формулировать собственные мысли и апеллировать к фактам. Именно эти читательские навыки получают слушатели Академического чтения.  

Наш курс развивает умение ставить вопросы, которые не учат ставить в школе, отвечать на вопросы несколькими способами, опираясь на текст. 
Преподаватель Академического чтения Станислав Хурумов
На личном уровне каждый студент сможет почувствовать, что он стал лучшим читателем, чем был до Академического чтения. Обсуждение текста с одногруппниками при поддержке опытных преподавателей, интересные задания и примеры из реальной жизни помогают не бояться объёмных произведений и находить применение любой информации. Именно такой симбиоз теории и её практического приложения приносит максимум пользы от обучения. 

Сегодня в университете развиваются разные практические направления и многие приходят сюда, чтобы овладеть инструментами, востребованными на рынке труда. Но всё это надстройка. Базисом всегда окажется текст, поэтому я уверен, что Академическое чтение сохранит одну из центральных ролей в программе бакалавриата.
Преподаватель Академического чтения Владимир Бродский