Зачем опять учиться читать: всё о дисциплине Академическое чтение
Поделитесь с друзьями
На первом курсе Широкого бакалавриата студенты изучают разнообразные гуманитарные дисциплины, и Академическое чтение — одна из них. Открыв расписание, многие задаются вопросом: «Зачем после стольких лет школьной литературы нам снова нужно учиться читать?» Вместе с преподавателями Академического чтения Станиславом Хурумовым и Владимиром Бродским в 4 тезисах рассказываем, что это за дисциплина и чем она полезна студентам.
Что такое Академическое чтение?
Академическое чтение — это дисциплина, которая помогает студентам развить читательские навыки, научиться работать с разными видами текстов и познакомиться с самыми яркими произведениями мировой литературы. Программа построена вокруг списка The Great Books — «Великих книг», оказавших влияние на развитие мировой культуры и науки.
Мы исходим из того, что выпускник бакалавриата — это прежде всего интеллектуал, который не может быть не знаком с подобными произведениями. Это необходимый бэкграунд для того, чтобы уверенно работать с новыми текстами и новыми смыслами.
Академическое чтение формирует представление об образовании как образе жизни. На этих занятиях студенты привыкают к мысли, что учиться следует всё время. Ум стоит держать в хорошей форме как можно дольше.
Встреча с текстом как с хранителем культуры происходит ещё в школе. Чтение произведений классиков, обсуждение ключевых идей и написание сочинений знакомят учеников с базовым набором авторов и принципами анализа их работ. Академическое чтение выводит читателя на новый уровень: студенты изучают более сложные для интерпретации тексты, разбирают терминологию, учатся видеть более глубокие смысловые слои в произведении.
В любом тексте есть несколько пластов смыслов, и зачастую самостоятельное прочтение оставляет читателя только на наиболее поверхностном уровне. Умение связывать различные тезисы автора воедино и прослеживать не всегда очевидную логику — то, что вырабатывает наш курс.
Чтобы лучше понять изложенные в книге идеи, важно научиться видеть их отражение в реальной жизни. Студенты проводят параллели между теорией и элементами современной культуры. В качестве дополнительных материалов преподаватели часто рекомендуют просмотр документальных и художественных фильмов, эпизодов сериалов, чтение статей. Важный элемент обучения — это дискуссия, живое обсуждение текста в аудитории. Студенты делятся впечатлениями от прочитанного и дополняют ответы друг друга, рассматривая произведение с разных сторон.
Я вообще противник погружения текста в вакуум: текст всегда должен обнаруживать связь с нашим опытом.
В любой современной специальности важно умение грамотно интерпретировать информацию, формулировать собственные мысли и апеллировать к фактам. Именно эти читательские навыки получают слушатели Академического чтения.
Наш курс развивает умение ставить вопросы, которые не учат ставить в школе, отвечать на вопросы несколькими способами, опираясь на текст.
Сегодня в университете развиваются разные практические направления и многие приходят сюда, чтобы овладеть инструментами, востребованными на рынке труда. Но всё это надстройка. Базисом всегда окажется текст, поэтому я уверен, что Академическое чтение сохранит одну из центральных ролей в программе бакалавриата.