• Главная
  • Новости
  • Руководитель программы «Прикладная отечественная история» Иван Байдаков: «Наша цель — показать, что мир науки очень многогранен»

Руководитель программы «Прикладная отечественная история» Иван Байдаков: «Наша цель — показать, что мир науки очень многогранен»

  • 25.07.2023
Поделитесь с друзьями

Байдаков.pngВ Институте общественных наук открывается уникальная программа бакалавриата «Прикладная отечественная история». Кроме традиционных для истории дисциплин, студенты освоят блок цифровых знаний, работу с информационным полем и публичные выступления. О том, зачем историкам выездные занятия и участие в ивентах, а также почему в России появился спрос на прикладную историю, рассказал руководитель программы Иван Байдаков.

Иван Михайлович, как вы считаете, что сегодня подразумевается под прикладной отечественной историей?

Отечественная история — это в первую очередь история России, во вторую очередь — место России в мировой истории и в мире. С понятием прикладной истории интереснее: под ней мы понимаем навыки работы с историей как с неким продуктом и нарративом. Есть типичное восприятие историка как педагога, учителя в школе. Наша задача показать, что историки — это несколько другие специалисты. Это эксперты, которые формируют смыслы в музейных экспозициях, умеют рассказывать научные факты доступным и живым языком. Это люди, которые умеют работать как журналисты и аналитики, проводить антропологические и социологические исследования. Прикладная история — это работа с продуктом в музеях, архивах, исследовательских центрах, государственных структурах, медиа — везде.

В какой момент появилось понимание того, что история может быть прикладной и для этого нужно готовить особых специалистов?

История постоянно развивается как наука. Сегодня разным компаниям и организациям нужны историки не только для того, чтобы просто знать факты о прошлом, но и чтобы проводить различные исследования, например, изучать традиции народов, живущих на конкретной территории. Обычно для этого нанимают антропологов, фольклористов и экспертов других сфер, так что на рынке есть запрос на подобных специалистов. Когда появился запрос, возникла и потребность подготовки профессионалов, умеющих этим заниматься, способных не только рассказывать об истории как о некоем хронологическом процессе, но и формулировать смыслы.

Бакалавриат «Прикладная отечественная история» — это в большей степени ответ на запрос аудитории и работодателей, или у вас также был личный интерес привнести в эту программу что-то новое по сравнению с образованием, которое получили вы?

Важно понимать, что коллектив, делающий эту программу, — это группа молодых исследователей, которые закончили классические исторические факультеты различных вузов России. Мы прекрасно знаем, что есть хорошего в классическом историческом образовании и что есть плохого. Именно поэтому у нас возникла мысль разработать программу, которая бы объединяла в себе лучшие черты традиционного и современного подхода к историческому образованию. В начале пути мы поняли, что ключевая проблема в исторических программах заключается в полной оторванности от реальности: тебя учат чему угодно, но не прикладному, утилитарному использованию навыков и знаний. Тогда мы пошли к партнёрам с предложением о совместной работе над программой. Наши личные потребности и глобальные задачи совпали,  и благодаря этому мы смогли создать такой уникальный образовательный продукт.

Ваша программа новаторская, она предполагает разносторонний и свежий взгляд на историю. Для этого нужны люди с разными компетенциями и профессиональным опытом. Кто будет преподавать на «Прикладной отечественной истории»?  

Большинство наших преподавателей из Института общественных наук. Пул очень многогранный БД: есть те, кто имеет большой багаж знаний за плечами и десятилетия работы, и те, кто обладает меньшим стажем в преподавательской деятельности. Мы активно привлекаем к работе Школу актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) и наш Историко-филологический факультет, а также политологов, социологов. Будут коллеги с кафедры социальной и экономической истории России: Роман Кончаков и Наталия Раздина, также присоединятся коллеги с кафедры всеобщей истории, например, Игорь Игнатченко и Елена Браун. Будут специалисты по цифровой истории: эту тему, например, будет освещать Андрей Володин. Помимо этого, мы привлекаем кафедру культурологии, которой руководит Светлана Еремеева с её штатными преподавателями. Что касается внешних экспертов, мы пригласили коллег из РАН (Александр Жидков), из МГУ (Марьяна Архипова), из МИФИ и Высшей школы экономики, а также сотрудников музеев, которые будут преподавать и помогать нам выстраивать прикладные треки работы с музеями.

А какие музеи уже входят в список партнёров программы?
 
Мы сотрудничаем не только с музеями. Да, среди наших партнёров Еврейский музей и центр толерантности, Музей Москвы, но сейчас мы ещё работаем с Музеем современной истории России и Молодёжной библиотекой. Все обычно улыбаются, когда слышат про библиотеку в качестве партнёра, но это до тех пор, пока они не приходят туда и не видят, что её сотрудники сделали с точки зрения восстановления и сохранения библиотеки, существующего в ней медийного продукта и всего ивент-менеджмента, который ведётся в учреждении. Нашими партнёрами также выступают Институт антропологии и этнологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Российское историческое общество. Коллеги из Музея Москвы и Еврейского музея довольно активно и быстро включились в совместную интеллектуальную работу по формулированию прикладной направленности. У нас уже прошла Летняя школа с Еврейским музеем для выпускников 10-х классов.

У программы очень широкая, разноплановая сеть партнёрств. Какие возможности такая коллаборация открывает для студентов?

Для студентов важно не только теоретически осмыслить изучаемый материал, но и пообщаться с людьми из своей профессиональной сферы, посмотреть, как они работают. Партнёрства также открывают возможности для практик, их сейчас два типа: летние двухнедельные практики и те, что проходят на протяжении полугода. Например, студенты могут посещать библиотеки, работать с их сотрудниками, перенимать опыт. То есть наши студенты физически потрогают историю, увидят, как она формируется. Они погрузятся в комьюнити, наладят связи и соберут портфолио проектов, в которых участвовали.

Не только студенты, но и абитуриенты могут послушать лекции ваших партнёров, принять участие в выездных мероприятиях. Как вы считаете, что этот опыт даёт поступающему на историческую программу?

Мы понимаем, что люди, которые действительно хотят заниматься историей — это довольно нишевое сообщество. К сожалению, исторических классов в школах практически не существует, поэтому мы и создали Школу современного историка. А на новой программе мы предлагаем не только диплом — мы предлагаем абитуриентам комьюнити. Вы попадаете в сообщество людей, которые что-то делают с точки зрения истории. Одни ездят в экспедиции, другие работают в музее и делают выставки, третьи проводят мероприятия в библиотеках, четвёртые пишут научные статьи — мы за комплексную интеграцию, где каждый найдёт себе дело по душе.

Расскажите подробнее о смысловом наполнении программы. Помимо получения традиционных для этой сферы теоретических и практических знаний, смогут ли ваши студенты также научиться работать со внешними аудиториями?

Да, одной из задач студентов будет создание своего мероприятия, желательно на внешней площадке, или участие в стороннем ивенте. Так что студенты освоят блок цифровых знаний, работу с информационным полем, публичные выступления и все сопутствующие дисциплины. Также будет блок работы с собой: это стилистика русского языка, критическое мышление, логика и всё то, что даёт академическое образование. И ещё один блок — мы называем его «историческая журналистика», но на самом деле это некое позиционирование себя, умение анализировать повестку и с ней работать. Кроме того, будут блоки по экономике, политологии, но всё это будет изучаться комплексно — мы приветствуем междисциплинарный подход в образовании.

За 4 года у студентов должен накопиться достойный багаж знаний. Куда они смогут трудоустроиться, окончив программу «Прикладная отечественная история»?

Историки могут реализовать себя не только в преподавании или архивном деле. Многие находят себя в журналистике, в чём-то связанном с политологическим направлением работы в партиях. Если мы посмотрим на аппарат управления огромного количества государственных компаний, то увидим, что там много историков. Собственно, поэтому я всем говорю, что у вас огромный пул выбора работы: от науки, преподавания и музейного, архивного или библиотечного дела до политики, журналистики, PR, и культурного менеджмента. Конкурентное преимущество историка заключается в формате мышления: сейчас крайне востребованы специалисты, умеющие анализировать огромные пласты информации и выделять суть. Благодаря этим навыкам, наши студенты смогут найти себя в любом выбранном направлении.

«Прикладная отечественная история» — это программа для тех, кто хочет вести современные исследования, говорить о науке простым и понятным языком, запускать собственные культурные и образовательные проекты. Программа направлена на подготовку профессионалов, использующих свои знания для изучения прошлого и понимания исторических истоков современных процессов, происходящих в России. Подать документы на программу можно в личном кабинете на сайте Президентской академии или очно по адресу: пр-т. Вернадского, 82-84 (м. Юго-Западная).

====