Преподаватель Школы медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС Ольга Лукинова: "Когда-то мы перестанем быть аватарами и снова станем реальными людьми"
Мир переместился в онлайн из-за опасности распространения коронавируса. В цифровое пространство перешли учебный и рабочий процессы. Преподаватель Школы медиакоммуникаций ИОН Ольга Лукинова рассказала в интервью корреспонденту сайта Академии о главных правилах виртуального общения, кто такие "цифровые аборигены" и "цифровые мигранты" и необходимости видеть и слышать друг друга в самоизоляции.
– Что все-таки такое цифровой этикет?
– Мне кажется, тут все очень просто. Этикет – это правила поведения, которые приняты в обществе и отражают представление общества, о том, как мы должны себя вести. Поэтому цифровой этикет – это то, как мы представляем себе в обществе правильное, корректное, тактичное поведение в интернете на разных цифровых площадках.
Дальше можно говорить, например, про историю цифрового этикета, что она, в отличие обычного этикета, складывается всего последние 26 лет, первый свод правил по цифровому этикету предложила Вирджиния Ши в 1994 году. И с тех пор этот этикет существует и в цифровой среде тоже, но он каждый раз трансформируется при переходе на новую площадку.
– Учитывая, что сейчас учебный и рабочие процессы переместились в онлайн, какие советы вы можете дать по цифровому этикету?
– Проблема в том, что это только-только произошло, а этикет – это то, что уже сложилось. Цифровой этикет в дистанте только складывается. И здесь нам следует опираться только на здравый смысл и накопленный опыт. Поэтому мне кажется, что здесь очень важно для студентов помнить, что, да, они сейчас учатся дистанционно, но вообще-то они по-прежнему остаются студентами, и когда-то это закончится, и мы выйдем из дома, и всё то, что мы делали в виртуальном мире, станет частью нашей репутации. Мы перестанем быть виртуальными аватарами и станем реальными людьми.
Соответственно, если я позволяю себе, например, во время занятия сидеть в халате, покуривать и, хрустеть чипсами в прямом эфире, то сейчас мне это, может быть, простят, потому что я вроде как далеко. Но потом, когда я выйду в реальный мир, то в моем метафорическом профайле будет "записано", что я очень неуважительно относилась к собеседникам, позволяла себе присутствовать онлайн в неприемлемом виде, чем доставляла неудобства людям.
Главное правило - помнить, что наше виртуальное обучение – часть нашей реальной жизни. И понимать, что если нас с детства учили, как себя вести, что можно делать, а что нельзя делать в реальной жизни, то в виртуальной жизни нас этому не учили. Нам приходится это всё сейчас заново осваивать.
– Люди в виртуальном пространстве позволяют себе больше, чем в обычной жизни?
– Очень по-разному. Например, у некоторых есть ощущение, что виртуальное пространство – это что-то совершенно отдельное от жизни, поэтому они думают, что анонимны и могут себе позволить больше, чем обычно.
К счастью, молодое поколение не так сильно проводит границу между реальной жизнью и виртуальной. Для них реальная и виртуальная жизнь переплетены. Наши студенты – это люди, которые родились с гаджетами.
– Молодые люди и люди более старшего поколения по-разному себя ведут в онлайне?
– Да, это очень заметно. Есть теория цифровых поколений. Цифровые аборигены – это люди, которые родились после 1980-1990 года, для них граница между реальной и виртуальной жизнью практически стерлась. Есть цифровые эмигранты – это люди, которые обучались тому, как пользоваться интернетом, они пришли в интернет в осознанном возрасте, поэтому они на цифровом языке говорят с определенным «акцентом». Они уже не так сильно доверяют цифровым инструментам. Мы, например, знаем, что взрослые люди отправляют электронное письмо, а после этого звонят и говорят: «Я только что отправил письмо. Проверь, пожалуйста», потому что у них нет доверия этому электронному инструменту.
– С учетом перехода процессов в онлайн, как людям, которые не приемлют такой формат общения, встроиться в новую реальность?
– Когда люди поймут, что другого выхода нет, и весь мир переходит на цифровые инструменты, они тоже их освоят и осознают, что это не так болезненно, как кажется. Вообще, когда появляется любая технология, то общество делится на несколько сегментов. Есть трендсеттеры, которые первыми заходят на ту или иную площадку. Есть ранние пользователи, которые приходят одними из первых, и всегда есть категория людей, которые заходят на эту площадку последними, такие консерваторы. И так всегда устроен процесс использования и внедрения новых технологий.
– Как подготовить рабочее место дома для эффективной работы?
– Здесь сложно давать советы, потому что все находятся в очень разных условиях. Тем не менее, если у нас на заднем плане видна грязная посуда, детские игрушки, следы вчерашней вечеринки и так далее, то это не лучший фон для любого совещания или любого мероприятия по Zoom. Поэтому всегда можем развернуться спиной к стене, и у нас на фоне будет просто стена, которая не будет выдавать всех тайн вашей личной жизни.
Очень важен внешний вид: официальный деловой костюм не вполне уместен, если мы в Zoom выходим в видеоконференцию. А вот casual вполне подходит!
Исходное из здравого смысла. Надо вести себя и одеваться так, как вы бы себя вели, если бы к вам домой пришли коллеги.
Еще, мне кажется, важны звуки. Всё, что вы делаете - печатаете на клавиатуре или рисуете в блокноте, слышат все участники конференции! Тогда просто отключайте микрофон. И если что-то пошло не так, не надо делать вид, что ничего не происходит. Если собака под столом вас кусает – это очевидно всем, не сидите перед камерой с каменным лицом, отталкивая ее под столом, нужно просто сказать: "Извините, мне нужно убрать собаку".
– А как быть с видео? Надо ли его включать, если ты единственный участник конференции с выключенной камерой?
– В цифровом общении есть тяготение к симметрии. Условно говоря, если все друг другу отправляют голосовые сообщения, то я тоже могу. Если все отправляют друг другу смайлики, пусть у нас даже полуделовая какая-то переписка, то я тоже могу это сделать. И с видео также: если все включили видео, то было бы неплохо, если бы вы тоже включили видео.
А на занятиях у преподавателя есть приоритетное право предложить правила игры. Преподаватель может сказать: "Все, пожалуйста, включите камеры, потому что мне важно видеть вас". Например, у меня была история, когда я попросила, наоборот, отключить камеры, потому что мне казалось, что слишком большой поток трафика, и у нас зависает конференция.
– Что бы вы назвали принципиально новым в общении людей онлайн сейчас?
– Сейчас возрастает роль коммуникаций. Очень многим людям нужно просто друг друга слышать и видеть, понимать, что он не один, не в изоляции. Особенно важно экономить ресурсы друг друга и беречь друг друга
– Спасибо большое за беседу!
© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/prepodavatel-shkoly-mediakommunikatsiy-ion-rankhigs-olga-lukinova/?fbclid=IwAR1EzfgQ48IyypKVZQbJE6dMukEJhI-oV-XXBYqz6MSWU2oJl3pR0q5UwnA