• Главная
  • Новости
  • «Общество – не единый организм с понятными границами»: интервью с Анастасией Астаховой

«Общество – не единый организм с понятными границами»: интервью с Анастасией Астаховой

  • 14.11.2021
Поделитесь с друзьями

С 14 ноября 1994 года в России отмечается День социолога. Дата 14 ноября выбрана не случайно. Именно в этот день в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук. К этой памятной дате мы поговорили с Анастасией Астаховой, кандидатом социологических наук, заместителем декана философско-социологического факультета ИОН РАНХиГС, о том, кто такие социологи, чем они занимаются и почему эта специальность сегодня важна. 

— Наверное, еще со школы мы привыкли к определению, что социология – наука об обществе. Так ли это на самом деле? 

И да, и нет. Само по себе понятие общества не является простым. У одних авторов можно встретить метафору общества как единой структуры (организма или системы), у других – общество порождается взаимодействиями людей. Чтобы понять, что такое социология, достаточно легко вообразить себе «социальный организм»: его границы, структуру, отдельных людей – его «клетки», которые живут по определенным законам – «социальным нормам». Удобно? Весьма. Только сегодня очень заметно, что общество – не единый организм с понятными границами. Российский подросток может любить русскую поэзию Серебряного века и слушать корейскую музыку. Но становится ли он от этого частью корейского общества?

Георг Зиммель в работе «Как возможно общество» писал, что мы представляем каждого человека как тип, подводим его под некую категорию. И такие категории модифицируют наши взаимодействия друг с другом. И нас самих. Проще говоря, социология изучает как мы формируемся и меняемся в зависимости от тех людей и групп, которые нас окружают, знаний, которые нам при этом транслируются, практик, в которых мы участвуем. Разные направления социологии обычно работают с разными сторонами этой мозаики.

— А в чем заключается важность этой специальности сегодня? 

У известной философини Марты Нуссбаум есть книга «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки?». Она посвящена не совсем социологии, но содержит важный для нас тезис: миру нужны не только технически-подкованные специалисты, должно развиваться и критическое мышление, и воображение. Механическое «натаскивание» на навыки не приводит в долгосрочной перспективе к развитию, к появлению нового. Нельзя отказываться от обучения в области философии, социальных и гуманитарных наук, искусства. Почему мне симпатична модель Широкого бакалавриата: здесь делается упор на критическом мышлении, развитии личности, это пригодится не только социологам. 

Есть и прикладная сторона вопроса, что социологи могут проводить исследования и предоставлять рекомендации для лиц, принимающих решения. Но без качественного образования подобные исследования и рекомендации будут примитивны.

Я считаю, что социология может помочь развитию собственного мышления через умение видеть «общее в частном», видеть, какие социальные процессы стоят за нашими индивидуальными поступками (Чарльз Райт Миллс назвал это «социологическим воображением»). Это пригодится в самых разных профессиях, поэтому мы преподаем социологию и на других специальностях Широкого бакалавриата.

— Существует распространенное мнение, что основная деятельность социологов связана с проведением социологических опросов. Насколько это так? И чем еще, кроме опросов, могут заниматься социологи? 

Социологи могут строить академическую карьеру, а могут работать в сфере прикладных исследований. В рамках академической карьеры основные занятия социолога: написание книг и статей, проведение исследований, а также преподавание. В российской действительности обычно у коллег есть и научная работа, и преподавание, но эмпирические исследования проводят не все социологи, некоторые работают исключительно с теорией.

Другой вариант карьеры – работа с прикладными социологическими, социально-политическими и маркетинговыми исследованиями. Большой пласт работы здесь связан с опросами, но не исчерпывается ими. Даже компании, работающие с прикладными исследованиями помимо опросов, проводят интервью, фокус-группы, наблюдения и многое другое. Помимо мнения людей и статистики может быть задействована и текстовая, и визуальная информация в зависимости от задач. Специалистов, работающих преимущественно с социально-политическими опросами, нередко называют поллстерами. Но и те, кто пишет статьи, и те, кто проводят опросы называют себя социологами.

— Могут ли социологи с помощью опросов влиять на мнение людей? 

Обнародованные результаты опросов могут влиять на мнение людей. Если мы в той или иной степени доверяем опросам общественного мнения, мы соотносим свои суждения с тем, что «думают люди», осознаем, что наша точка зрения популярна или нет. Мы не обладаем всей полнотой знания о мире, наше мнение по многим вопросам может колебаться от поддержки до отрицания и обратно (вспомните свое отношение к коронавирусу за прошедшие 2 года, сколько раз оно изменилось?).

Результаты опросов могут быть одним из факторов, который смещает наши оценки событий. Мы можем решить, что наше мнение непопулярно, если уж опросы так показывают, стесняться его высказывать (эффект «спирали молчания» описала Элизабет Ноэль-Нойман). Или мы можем начать задумываться о вещах, о которых вообще не задумывались. Так, Джон Ло в статье «Оптика опроса» описывает, как большой опрос Евробарометр повлиял на распространение в странах ЕС идеи защиты прав сельскохозяйственных животных. Кроме того, опросы активно могут быть использованы в политической борьбе. Об этом писали Пьер Бурдьё, Патрик Шампань.

— А чтобы успешно справляться с академическими задачами и прикладными исследованиями, какими качествами должен обладать социолог?  

Любознательность. Важно, чтобы сам процесс познания приносил человеку радость, поскольку исследование – это всегда поиск, решение бесчисленных головоломок. Макс Вебер в лекции «Наука как призвание и профессия» отмечал важность сочетания упорного труда и… страсти. Познание должно вызывать упоение.

Остальные качества зависят от карьерной траектории. Преподавателю, интервьюеру или менеджеру исследовательских проектов критически важны коммуникативные навыки. На других же позициях необязательно быть «гуру общения», если человек отлично анализирует данные или пишет тексты. 

— Какими, на ваш взгляд, социологическими инструментами полезно овладеть начинающим специалистам? 

Следуя за моим любимым социологом – Эмилем Дюркгеймом я бы советовала «избавиться от предпонятий». Это не совсем «инструмент», но важный методологический принцип, когда даже на знакомые нам вещи мы смотрим по-новому, стараемся не подгонять свои выводы под свои стереотипы, верования, категории здравого смысла, привычное нам «хорошо» или «плохо». Мы все живые люди и не можем достичь полной реализации этого принципа, но я бы советовала попробовать, так как морализаторские рассуждения могут сильно отвлечь от исследования.
====