• Главная
  • Новости
  • Научная деятельность и личный бренд: как студенту стать частью экспертного сообщества, объясняет политолог Артемий Атаманенко.

Научная деятельность и личный бренд: как студенту стать частью экспертного сообщества, объясняет политолог Артемий Атаманенко.

  • 08.02.2023
Поделитесь с друзьями

Новости_3.pngПолитолог, заместитель программного директора клуба «Дигория», автор телеграм-канала «Политолог на вырост» — все эти роли и статусы успешно совмещает в себе недавний выпускник бакалавриата ИОН РАНХиГС Артемий Атаманенко. Несмотря на то, что Артемий окончил программу «Политическое управление» только в 2022 году, он уже на протяжении нескольких лет успешно занимается политологическими исследованиями, участвует в дебатах и дает комментарии в СМИ. Таких карьерных успехов студенту во многом помогла добиться научно-исследовательская деятельность. Как получить статус эксперта и построить сильный личный бренд занимаясь наукой, выясняем в этом интервью. 

Словосочетание «научная деятельность» часто сопровождается множеством не самых красочных стереотипов о монотонной и скучной работе, но, похоже, что ты рассмотрел в ней нечто совсем другое. Что такое наука сегодня и так ли она скучна?

Наука — это в общем стиль жизни, способ видения мира. Хорошая научная теория неотделима от практики. Поэтому наука становится в первую очередь способом объяснить мир вокруг себя, упорядочить его и, самое главное, поделиться этим языком описания с другими, проверить его, сравнить с другими языками. Погружаясь в проблематику отдельных предметов, мы можем позволить себе детально реконструировать отдельные сюжеты, соединить с сюжетами других людей. Это позволит прийти к частичному пониманию того, как выстроена наша жизнь и как мы можем на неё повлиять. Такие глобальные вопросы, на мой взгляд, не могут не быть интересными. И именно наука позволяет нам предположить возможные ответы на них. 

Как ты попал в научную среду?

Это была конференция по итогам Школы молодого политолога «Реальная политика», которая проводилась в ИОН РАНХиГС. На тот момент я  учился в 11 классе. Было волнительно, но уже тогда взял для исследования те вопросы, к которым периодически возвращаюсь до сих пор. Поступив в Институт общественных наук,  я продолжил заниматься наукой и выступал на различных конференциях. Это происходило при поддержке и наставничестве преподавателей, старших коллег. Они с большим удовольствием помогали в развитии научных инициатив. Например, дискуссии на занятиях могли вылиться в выступление на конференции или научную статью. Здесь безусловно одну из ведущих ролей сыграл мой научный руководитель Василий Иванович Тимошенко, с которым мы работали на протяжении четырех лет. Много возможностей предоставляли также Лидия Николаевна Тимофеева и Михаил Александрович Бурда. Они всегда были готовы посмотреть текст работы, дать совет, порекомендовать принять участие в научном мероприятии.

Академический путь Артемия начался с исследования наций и идентичностей. Его интересовало, почему и на каком основании люди объединяются в сообщества, что держит их вместе. Далее Артемий попробовал себя в изучении цифрового гражданства и цифровой нации, а к третьему курсу бакалавриата его захватила тема теорий заговора и политических мифов, которую он исследовал в курсовой работе по прикладной политической психологии. Эта же тема стала лейтмотивом для бакалаврской дипломной работы: в ней были представлены авторская классификация теорий и большое экспертное интервью.

Ты даёшь комментарии профильным СМИ, публикуешь исследования по политологии. Расскажи, пожалуйста, как тебе удалось достичь такой популярности за достаточно короткий срок? 

Здесь, наверное, помогла активная публичная деятельность и выстраивание позиционирования. Даже в бакалаврские годы я четко понимал — хочу быть политологом-исследователем. Поэтому искал возможности для реализации как молодого исследователя, научного управленца и менеджера проектов. В какой-то момент, когда я был руководителем клуба «Реальная политика» в ИОН РАНХиГС, меня пригласили присоединиться к экспертному пулу проекта «Яндекс.Знатоки», который позже превратился в «Яндекс.Кью». Потом я завёл телеграм-канал, который до сих пор является важной частью портфолио. Постепенно отклики стали доходить до профильных коллег, и они стали обращаться ко мне уже как к эксперту. Поэтому здесь, пожалуй, все дело в комбинации упорной работы и стечения обстоятельств.

Во время учёбы в ИОН Артемий активно выступал на конференциях на различных научных площадках: НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ ГУУ, СПбГУ, ЛГУ имени Пушкина, Минский экономический университет и других. По словам Артемия, ему было интересно общаться с представителями разных научных школ, обменяться опытом и критикой. Кроме этого, Артемий писал научные статьи: дважды публиковал свои тексты в издании Generation PP, в журнале PolitBook он выступил соавтором статьи. Одним из важнейших проектов стало участие в работе над коллективной монографией «Политическая система современной России» под руководством преподавателя РАНХиГС Х.А. Гаджиева. Для работы Артемий написал две главы — о теории политических систем и о вызовах цифровой эпохи для политических процессов.

Сейчас для магистерской диссертации, ты занимаешься исследованием отражения российской политической истории в комикс-культуре. Кажется, что комиксы и наука — не совсем обычное сочетание. Как строится такая работа? 

Исследования комиксов — новая в России и перспективная научная ниша. Изучение визуальности и ее политического содержания оказывается крайне непростой, но очень увлекательной стратегией описания окружающего мира. И у нас в России есть эти традиции: иконопись, лубочная живопись, плакатное искусство — все это можно отнести к визуальным способам отражать последовательные события. Сегодня всю эту культуру называют «комиксной» на основе доминирующего рыночного типа. Но сюда относятся не только сами книги с картинками, но и кинокомиксы. Поэтому материала огромное количество. И в нём, как и в любом виде искусства, находятся сюжеты, отражающие, оценивающие и переосмысляющие те политические и исторические моменты, которые волнуют авторов. Постараться вычленить, какие подходы к такому отражению могут быть, и стало основной целью нашей работы. Я пишу диссертацию под руководством доктора политических наук, профессора кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Игоря Ивановича Кузнецова. Сейчас проходит этап подготовительной работы: сбор источников, выстраивание структуры работы и определение методологических возможностей и ограничений.

Кроме обучения в магистратуре, ты работаешь тьютором для бакалавров и одновременно администрируешь центр «Студенческая среда» в Институте общественных наук РАНХиГС. Кроме того,  у тебя есть целый ряд просветительских  проектов, которые ты либо сам создал, либо принимаешь в них участие. Расскажи, что это за проекты и, что дает тебе такая активность? 

На постоянной основе веду телеграм-канал «Политолог на вырост», в нём я рассказываю о необычных проявлениях политического в нашей жизни и освещаю те проблемы, исследованием которых занимаюсь. Как преподаватель Ассоциации победителей олимпиад работаю над собственным проектом «Культурный политолог», выпуски которого выходят на канале «Маркер». В этих видео я рассказываю о политических смыслах и подтекстах в кино, сериалах, видеоиграх — в любых произведениях культуры. В рамках проекта «Интеллектуальный клуб Академия» выступаю с публичными лекциями — прочитал уже две, о политическом содержании комиксов и о теориях заговора и конспирологиях в политике. Обе были достаточно позитивно приняты публикой, есть задумки и на будущие выступления. Я также работаю заместителем программного директора Форума молодых политологов России «Дигория». Сейчас активно функционирует экспертный клуб, а летом проходят содержательные мероприятия. Все эти проекты открыты для посещения, в том числе для студентов ИОН РАНХиГС. В своих социальных сетях я регулярно анонсирую те мероприятия, в которых принимаю участие. Каждое достижение — это элемент развития, если избавиться от какого-либо элемента либо выделить какой-то один, то вся целостная картина разрушится. Пожалуй, скажу, что каждое новое достижение — самое важное, потому что оно стимулирует работать дальше.

Многие, прочитав это интервью могут подумать, что твой путь и твоя деятельность — типичны для современных молодых исследователей.  Так ли это на самом деле?

Очень многое сильно зависит от сферы интересов. У меня есть, например, знакомые биологи и археологи, которые большую часть теплых месяцев проводят в полевых экспедициях, есть лингвисты, которые собирают, скажем, фольклорный материал. В своей карьерной плоскости я занимаюсь преподаванием, просветительскими публичными проектами, исследовательскими инициативами, работой с социальными проектами. На мой взгляд, обобщенный образ современного молодого ученого можно сформулировать так: это человек, который уже осознал свои долгосрочные научные планы и находится на подступах к их первичной реализации.

Какие советы ты бы дал абитуриентам, которые хотят построить карьеру в научной сфере?

Во-первых, нужно перестать бояться, считать свои работы «недостаточно хорошими» для представления на научных мероприятиях. Да, по итогам первого опыта будет критика, порой шквальная. Но именно она поможет вам найти свою нишу и улучшить собственные материалы. Во-вторых, нужно принять, что наука — это надолго. Не будет быстрых и громких достижений сразу же. Необходимо долго и упорно трудиться, однако этот труд в дальнейшем при вложенных усилиях конвертируется в настоящий и глубокий прогресс. Эти две мысли сильно помогают в реализации своей научной карьеры. 

Институт общественных наук поощряет участие студентов в научной деятельности.  Академические тьюторы консультируют студентов по вопросам написания научных текстов, разработки собственных исследований, а также по некоторым академическим дисциплинам. Поддержку также можно получить на уровне студенческого самоуправления: достаточно написать представителю студенческого совета, который занимается научной деятельностью. Он подскажет, как выбрать интересную конференцию и написать статью для неё. А если у вас есть подходящая работа, то представитель студсовета поможет адаптировать её под критерии конференции или научного журнала.


====