• Главная
  • Новости
  • Насколько хорошо мы знаем свои буквы? Как прошла Международная конференция «Кириллица 2021»

Насколько хорошо мы знаем свои буквы? Как прошла Международная конференция «Кириллица 2021»

  • 04.06.2021
Поделитесь с друзьями

24 мая в День славянской письменности и культуры в Школе дизайна ИОН РАНХиГС состоялась Международная научно-творческая конференция «Кириллица 2021». Участники конференции обсудили мировые шрифтовые тенденции, творческие исследования и эксперименты в графическом дизайне, а также вопросы шрифтового развития в других странах, использующих кириллицу. 

Конференция состояла из четырех тематических направлений: «О бедной кириллице замолвите слово»; «Окно в Европу»; «Экранизация шрифта и типографики»; «Дружеские связи». В конференции участвовало около тридцати зарубежных и российских спикеров. Среди них был основатель фестиваля «Typomania» Александр Васин, художник шрифта и педагог Тагир Сафаев, создатель «анатомии» по кириллице «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрий Гордон и другие знаменитости. 

Мы поговорили с директором Школы дизайна ИОН РАНХиГС Екатериной Гуровой и заведующим кафедрой Школы дизайна ИОН РАНХиГС, президентом Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергеем Серовым об истории создания конференции, участниках этого года и, конечно, о кириллических шрифтах. 

Екатерина Александровна, впервые ли проходит эта конференция? Если нет, то как возникла традиция по ее проведению и как прошло событие в этом году? 

Эта традиция существует давно. Сергей Иванович Серов проводит конференцию не первый раз: она уже проходила на разных площадках и в разных форматах. В День славянской письменности и культуры 24 мая, который отмечает ряд стран, мы вспоминаем создателей старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия и отмечаем «день дизайна». Для нас это очень важный праздник, и мы будем продолжать проводить такие конференции, фестивали и выставки в Институте общественных наук.  
В этом году мы провели конференцию в совмещенном формате: часть спикеров присутствовала офлайн, а часть, включая зарубежных участников, была с нами в онлайн-режиме. Очень надеемся, что в следующем году мы встретимся с нашими зарубежными коллегами в стенах Школы дизайна ИОН РАНХиГС и проведем конференцию. 

Расскажите, как получилось собрать столько разных спикеров и привлечь к участию студентов?

 Идею по проведению конференции в День славянской письменности предложил Сергей Иванович Серов, именно ему удалось пригласить таких известных мэтров графического дизайна, а также привлечь студентов. Ведь конференция для всех, кто интересуются шрифтом, типографикой и графическим дизайном. Для профессионального сообщества — это время для встречи с коллегами и возможность взаимного обмена опытом. Для молодого поколения — это возможность включиться в профессиональное сообщество, получить опыт, посмотреть, как выступают ведущие специалисты в области шрифта. Студенты попали на конференцию после предзащит, когда преподаватели отметили их работы и пригласили поучаствовать. 
В Школе дизайна ИОН РАНХиГС студентам дается свобода и возможность развивать как латиницу, так и кириллицу. Латиница более проработана, поэтому многие дизайнеры привыкли работать с этим шрифтом. С кириллицей работать сложнее: в ней много «пустот» для графического дизайнера. Думаю, что этим она интересна, и за ней может стоять перспективное развитие.

Сергей Иванович, расскажите, как возникла идея по созданию такой конференции? 

Идея мероприятия, посвященного кириллице, пришла в голову восемь лет назад, в 2013 году. Мы решили, что День славянской письменности и культуры можно превратить в дизайнерский праздник. Потому что письменность существует в буквах, буквы — это шрифты и типографика, шрифты и типографика — это основа графического дизайна, а графический дизайн — основа дизайна. Так что теперь этот день для нас — день дизайнера. 
Первое событие прошло на «Винзаводе» в формате выставки шрифтовых плакатов «Русская школа дизайна» из фондов биеннале «Золотая пчела» и Круглого стола с ведущими теоретиками и практиками графического дизайна. 

Второй раз был «мозговой штурм» в Школе дизайна РАНХиГС, где прошла моя лекция и «творческий штурм» Юрия Гулитова со студентами его мастерской «Рафинад» и гостями события. 

В третий раз, в 2019 году, была организована научно-творческая конференция, на которой мы рассматривали шрифтовой дизайн предельно широко: от классической каллиграфии до современных дерзких экспериментов. Также в рамках конференции мы провели два воркшопа и выставку в Школе дизайна ИОН РАНХиГС и в Культурном центре «Дом». 
Отличительной особенностью нынешней конференции можно назвать размах, географию и количество спикеров: двадцать девять участников из восьми стран. Доклады и презентации шли с утра до вечера, непрерывно. 

Кто участвовал в конференции? 

Почти все главные авторитеты в области проектирования шрифта в нашей стране откликнулись на приглашение и приняли участие в конференции. К ним присоединилась молодежь. Например, буквально накануне на предзащите дипломных работ бакалавров направления «Современный дизайн» мы увидели проект Аллы Димаревой «Разработка генеративных шрифтов и типографики для студии татуировок» и пригласили ее поучаствовать. 
За ходом конференции в онлайн-формате следили более 700 зрителей. Сегодня — особое время, когда наблюдается не просто повышенный, а шквальный интерес к графическому дизайну в целом и к шрифту и типографике, в частности.

Расскажите, как были придуманы названия тематических разделов?
 
Они вытекают из четырех возможных контекстов концептуального отношения к кириллице.

(1) «О бедной кириллице замолвите слово». Смысл этого названия заключается в том, чтобы, как говорят психологи, «принять» всю сложность, «неудобство» кириллицы и начать с ней работать, превращая «недостатки» в достоинства, минусы в плюсы. 

(2) «Окно в Европу». Этот контекст задан привычным профессиональным отношением к проектированию шрифтов: «догнать и перегнать» латиницу. Многие века эволюции шрифтовой формы и плавного развития европейской типографики превратили латиницу в совершенную графическую систему, которая служит недосягаемым образцом для дизайнеров кириллических шрифтов, которые героическими усилиями стремятся сократить исторический разрыв. Проблемы взаимодействия кириллицы с латиницей были представлены на конференции выступлениями участников из Германии и США.

(3) «Экранизация шрифта и типографики». Третий контекст задан особенностями текущего момента, перед которыми кириллица и латиница оказались на одной черте, в равных условиях. Наступает новая культурная эпоха, формируется новая экранная культура, новые медиа, новые носители информации и образов. И какими должны быть шрифты в этой среде, как они должны вести себя — до сих пор большой вопрос. И для латиницы и для кириллицы — это одинаковый вызов времени. Взаимодействие шрифта с экранной средой — это визуальный и тактильный опыт, который не получил еще своего воплощения.

(4) «Дружеские связи». Наконец, малоизученным остается вопрос сравнительного анализа развития шрифта в странах, пользующихся кириллической письменностью. В нашей конференции впервые участвуют в общем разговоре дизайнеры из России, Белоруссии, Украины, Македонии, Чешской Республики и Черногории. 

Если заглянуть в будущее, то какие векторы развития кириллических шрифтов можно выделить? 

Рассмотренные тематические разделы как раз и задают возможные векторы в будущее. Графический дизайн сегодня — это горячая точка. Мы находимся на передовой развития визуальной культуры, которая вся есть — «езда в незнаемое». Мы должны экспериментировать и быть открытыми к тому, чего пока еще даже не представляем себе. Поэтому для нас, как для педагогов, принципиально важным является стремление привить студентам широту взглядов, открытость к новому, а главное — любовь к профессии.

====