Культура на границах: в Школе дизайна открылась мексиканская выставка Día de los muertos
Поделитесь с друзьями
Студенты, мастера и преподаватели Факультета дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС провели официальное открытие выставки Día de los muertos. Студенты-дизайнеры второго курса представили плакаты, в которых отражены их размышления о традиционном мексиканском празднике — Дне мертвых. Авторы лучших работ были приглашены в мексиканское посольство в Москве, представители которого высоко оценили плакаты студентов. Как маленькая студенческая инициатива превратилась в настоящую выставку и какие эмоции испытывают участники этого процесса — делимся в нашем материале.
Идея выставки появилась не сразу: она начиналась как обычный студенческий проект в Школе дизайна. Студенты искренне заинтересовались темой, глубже ушли в размышления и предложили новые форматы. Начала вырисовываться уже не локальная, а более общая концепция, которая должна была найти свое воплощение в новом формате.
Мы всегда говорим о коллаборациях, сотрудничестве и совершенно неожиданных путях развития. Этот проект возник случайно, из ниоткуда: просто в какой-то момент мы подумали «а почему бы и нет». Работ становилось все больше и больше, и тогда мы решили показать его посольству. Им очень понравилось. Они позвали нас в гости, рассказали нам про День мертвых в Мексике, вдохновили на что-то новое

Невероятно быстро этот проект перерос во что-то более глобальное, совсем не то, на что мы рассчитывали в начале. Надеюсь, для всех, особенно для студентов, в этом было много пользы, любви и внимания. Пусть это будет первый шаг, из которого получатся еще более масштабные и зрелые проекты
Самое интересное в этом проекте — его переменчивость и сумбурность. Проект именно для нас как появился, так сразу же и закончился, буквально за одну неделю. Правки к нему мы вносили на подоконниках Пречистенки, между парами. Самым сложным стал отказ от слишком стереотипной визуальной составляющей этого мексиканского праздника. Это люди совсем другой культуры, поэтому необходимо было придумать новые визуальные метафоры, которые были бы интересны. Мне кажется, многие из нас с этим справились

По сути, это знакомство с людьми. Внутри наших традиций ничего подобного не происходит. Мне кажется, это некий «заход в гости». Конечно, мы руководствуемся и мировым наследием графического дизайна, но какие-то вещи делаем по-своему. Те плакаты, которые мы сделали в большом количестве, не претендуют и не рассчитывают точно попасть в мексиканский контекст. Наш основной интерес состоял в том, чтобы попробовать синтезировать такие разные культуры и поразмышлять о том, где они могут пересекаться
У международников и дизайнеров есть мощное общее направление движения — нас интересует культура. С открытия выставки и с визита представителей мексиканского посольства начинается цикл больших мероприятий, связанных с культурой разных стран. У нас много контактов с посольствами не только стран Латинской Америки, но и арабских и африканских государств. Great minds think alike: накануне того, как я узнала про мексиканскую выставку, у меня состоялся разговор с послом Панамы, который посмотрел на пространство на Юго-западной и сказал «а почему бы нам тут не организовать выставку панамского искусства?» Я ничего не знаю про дизайн, но я хорошо знаю, как загораются глаза наших партнеров, когда мы разговариваем про такие форматы взаимодействия. И наша цель — сделать все, чтобы это взаимодействие состоялось

Есть такое изречение — культура формируется на границах. Путешествие — это лучший способ образования, так как оно дает возможность прикоснуться к другим культурам, сформировать собственную профессиональную культуру в этом сопоставлении и в контексте. Это и создает современного дизайнера. То, что проекты студентов представляют своего рода увлекательное путешествие по разным странам, что они являют пример международной коммуникации, очень ценно!