• Главная
  • Новости
  • Как снять телевизионное шоу в аудиторных условиях? Рассказывает преподаватель и студенты ИОН РАНХиГС

Как снять телевизионное шоу в аудиторных условиях? Рассказывает преподаватель и студенты ИОН РАНХиГС

  • 19.10.2022
Поделитесь с друзьями

12 октября студенты магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа» попробовали себя в роли создателей телевизионного шоу. В рамках курса «Трансмедиа и Интернет-ТВ» они сняли развлекательную программу «Контакт» под руководством Режиссера и продюсера Петра Сивака. В перерывах между съемками мы пообщались с участниками процесса и попросили их поделиться впечатлениями от происходящего. 

В чём заключается суть итогового проекта, который вы сейчас снимаете?

Анастасия: Мы делаем развлекательное шоу. Наша задача — снять небольшой выпуск минут на 20. Мы очень долго думали, что нам выбрать в качестве шоу и решили взять за основу какую-нибудь игру. Подумали о детских играх, и выбрали «Есть контакт» — это игра на слова. Мы решили её обновить, добавить какие-то задания или наказание, чтобы она больше подходила для съёмок развлекательного контента.

Кира: Потом мы ещё будем это монтировать, и каждый представит своё шоу. До этого мы уже работали с Петром, он вёл курс по видеомонтажу, и мы делали видеоролики, тренировались снимать разные планы. Мы ждали чего-то интересного, что нам расскажут, как строится кадр, как выставляется свет.

Расскажите, пожалуйста, о технической стороне съёмок

Анастасия: Сейчас мы учились организовывать пространство на съёмочной площадке, чтобы подготовить всё к съёмкам, а затем мы будем учиться всё монтировать. Каждый из нас монтирует свой вариант этого шоу, то есть должно получиться несколько разных выпусков одного и того же шоу, по итогу у каждого студента будет что-то своё.

Настя: Мы не ожидали, что привезут настолько много оборудования, там целую машину разгружали до пар, мы были в шоке. В принципе всего хватает, если чего-то не хватало, мы донесли.

Лиля: Мы действительно сняли шоу. Я не ожидала, что нас настолько детально будут обучать тому, как выставлять свет, фон. Я не ожидала, что курс настолько глубокий. Мы практически в полевых условиях обучились тому, как проводить шоу, как готовиться к нему.

На программе «Цифровые коммуникации и новые медиа»  есть две специализации: «Цифровые технологии» и «Контент». Почему вы выбрали «Контент»?

Анастасия: Я увлечена контентом не первый год, мне это интересно. Я занималась продюсированием и продолжаю с этим работать в какой-то степени. Хотелось бы научиться самой что-то делать: самой ставить свет, снимать, применять какие-то технические инструменты, — знаний в этом не хватает.

Кира: Мы выбрали направление «Контент», потому что мы более творческие люди. Те кто пошёл в IT, у них база программирования была, это тоже очень перспективные профессии на сегодняшний день.

Лиля: Это шутка. На самом деле сейчас на рынке труда люди, работающие с контентом, очень популярны и профессия очень перспективная, очень актуальная. Я лично выбрала специализацию «Контент», потому что мне понравилось сочетание журналистики и цифровых коммуникаций. Мало таких направлений найдётся в вузах, которые сочетали бы такие разноплановые сферы.

Настя: Работа с контентом — это интересно. Я всегда хотела связать свою жизнь и работу с социальными медиа, мне это очень нравится: постить картиночки и мемы, стратегию продвижения продумывать. На магистратуре «Цифровые коммуникации и новые медиа» правда помогают получить практические навыки, которых мне для продакшена не хватает.

Как вам курс «Трансмедиа и Интернет-ТВ», что интересного происходит на парах?

Кира: Мы учим теорию, однако наш преподаватель — практик, он был режиссёром у Макса +100500. Пётр Сивак знает всё о съёмках, о том, как это происходит на практике. Он об этом рассказывает, делится своим опытом: как ставить свет, как писать сценарии, делится лайфхаками по постановке кадра, раскадровке и так далее. Чтобы мы могли снимать полноценные видео, шоу.

Настя: Тут больше узнаёшь про глобальные процессы, про киношные процессы, которые ты можешь внедрить в свою работу. Это очень полезно, потому что ты в итоге получаешь очень полезные навыки и знания, можешь масштабировать свои проекты, и себя как-то прокачать как профессионала.

После занятия Пётр Сивак рассказал о своём предмете и финальном проекте курса.

Что такое трансмедиа?

Хороший вопрос. Я для себя понимаю, что это информация, которая может быть передана различными способами, и при этом она будет одинаково актуальной и воспринимаемой, то есть читабельной, смотрибельной или слушаемой. В принципе, трансмедиа — это то, каким образом снятая на коленке программа может стать шоу, которое транслируется на телевидении, отвечая всем его качественным запросам и соответствуя формату.

Чем вам как преподавателю интересен этот предмет?

Я преподаю то, что я знаю, то, с чем я столкнулся за всю свою карьеру. Я занимаюсь видеопроизводством с 1998 года, уже, можно сказать, 24 года. И есть ряд нюансов, которые мне в своё время было бы очень приятно узнать заранее. Соответственно, в своём курсе я на эти нюансы обращаю внимание, и подход у меня скорее не академический, а практический. Я рассказываю о том, как нужно готовиться к съёмкам, что нужно учитывать, а в случае каких-то нестыковок, как можно всегда выкрутиться. Это очень важный момент для того, чтобы в итоге хоть что-то получилось. И поскольку здесь есть элемент творчества, это очень интересно и мне, и надеюсь, моим студентам.

Каким практическим инструментам вы учите своих студентов в рамках курса?

Мы изучаем предпродакшн, продакшн и постпродакшн, то есть период подготовки, период производства, непосредственные съёмки и период обработки материала, который был снят. И затем документы, которые необходимы, чтобы получившийся телевизионный продукт можно было оформить, не нарушая законодательство, чтобы его принят отдел технического контроля.

То есть правовые аспекты видеопроизводства вы тоже преподаёте?

Мы их касаемся, конечно. Например, музыкальные справки или соблюдение законов о категориях (Федеральный закон 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), то есть 18+, 12+, 6+, 0+. Я рассказываю о том, что можно, что нельзя показывать или озвучивать, и с чем это связано. Тем не менее, основой нашего курса является изучение кадра. Мы пытаемся понять, как воплотить идею в кадре таким образом, чтобы она оставалась интересной на протяжении всей программы.

Сегодня происходила съёмка итогового проекта. Какая задача была у студентов на сегодня, и что им предстоит представить на зачёте?

Несколькими занятиями ранее мы выбирали идею программы, которую можно было бы снять в камерных условиях. То есть не на натурных съёмках, а в помещении, в интерьере. Этой идеей оказалась игра «Контакт». К сегодняшнему дню они должны были подготовить вызывной, есть такой документ, по которому все отделы производства, все съёмочные отделы съёмочной группы оказываются в своё время на съёмочной площадке для того, чтобы её подготовить. Понятное дело, какие-то вещи мы не можем обеспечить, но мы их проходим теоретически. Мы представляем, что у нас есть гримёр или костюмер, хотя на самом деле гримировали студенты себя сами, и так же одежду себе сами подбирали.

А распределение по ролям на съёмки финальной работы было?

Было, конечно же сразу обозначились студенты, которые в кадре (не все хотят видеть себя в кадре, не все себе нравятся). Сразу было понятно, кто будет снимать, кто-то проявил интерес именно к съёмке. Ну а остальные наблюдали и помогали.

Это итоговое задание каждый год одинаковое, или вы что-то меняете?

Нет, в этом году впервые такое. До этого каждый студент выполнял своё отдельное задание. В этом году я решил, что нужно всё-таки показать хотя бы чуть-чуть, как проходит процесс создания шоу. Несмотря на то, что материал у каждого будет одинаковый, в итоге студенты все смонтируют каждый свою программу, по-своему, с учётом того, как я им рассказывал, как нужно монтировать.

По сегодняшней работе студентов вы можете оценить то, насколько успешно они проходят курс?

Во-первых, некоторые из студентов уже работают в этой сфере, и есть разница: кто-то уже знает, кто-то этим интересуется, а кто-то с этим впервые сталкивается. Поэтому мне нужно давать усреднённую информацию, но при этом я стараюсь отвечать на вопросы, которые касаются каких-то нюансов. Мне важнее, что у человека горят глаза, у него нет безразличия на лице. При том, что я точно скажу, что теоретические определения никому не нужны, это очень формальный подход. Нужны правильные и слаженные действия, понимание процесса технического. Я хочу добиться того, чтобы кроме теории у студентов была ещё и мышечная память на то, что они увидели вживую.

Магистерская программа «Цифровые коммуникации и новые медиа» — первая в Восточной Европе практическая магистратура для подготовки специалистов в области цифровых медиа. Программа сочетает в себе три основных направления: цифровую экономику и маркетинг, производство онлайн-медиа и дизайн. Студенты изучают блок обязательных дисциплин и выбирают одну из двух специализаций «Цифровые технологии» и «Контент». Каждая специализация предполагает изучение ещё одного образовательного блока, который позволяет углубиться либо в техническую, либо в творческую составляющую медиа. Руководитель программы — Максим Поляков, журналист, медиаменеджер, предприниматель. Создавал и управлял медиа как в аналоговой, так и в цифровой среде: газеты Коммерсантъ и Metro, журнал TimeOut, Пятый канал, СТС, Zinio Digital magazines.

====