• Главная
  • Новости
  • Как биеннале «Золотая пчела» помогает студентам Школы дизайна ИОН сделать первые шаги в профессии?

Как биеннале «Золотая пчела» помогает студентам Школы дизайна ИОН сделать первые шаги в профессии?

  • 19.10.2020
Поделитесь с друзьями

В Москве открылась биеннале графического дизайна «Золотая пчела 14», одним из организаторов которой является Школа дизайна ИОН РАНХиГС. О том, как биеннале влияет на индустрию дизайна и профессиональное развитие студентов рассказали профессор Школы дизайна, президент биеннале «Золотая пчела» Сергей Серов и руководитель Школы дизайна Екатерина Гурова.


— Что из себя представляет биеннале «Золотая пчела»?

Сергей Серов: Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» проводится с 1992 года силами профессионального сообщества: никогда не было никакой поддержки со стороны или она была случайной, например, был период, когда Фонд Прохорова был генеральным партнером биеннале. Но фактически это биеннале, которое делают дизайнеры для дизайнеров, потому что в нашем мире биеннале — это такое волшебное и очень важное событие, которое дает ориентиры, которое погружает в актуальную художественную жизнь. Мы всегда завидовали зарубежным биеннале, которые с 60-ых годов существуют. И вот при первой же возможности в начале 90-х завели собственную биеннале. Каждый раз она проходит как в первый и каждый раз как в последний. Каждый раз новый состав участников и помощников, который формируется вокруг биеннале.


Традиционно главная номинация фестиваля — «плакат», а в этом году номинация называется «плакат без границ», так как вся биеннале в каком-то смысле без границ. В этом деле соединяются усилия всех конкурентов как в творческом, так и в образовательном пространстве. Поверх барьеров «Золотая пчела» объединяет 7 разных институций. Это уникальная возможность и для отечественного дизайна, и для страны, и для мира в целом. 


Почему биеннале «Золотая пчела» важна для Школы дизайна РАНХиГС?

Екатерина Гурова: Дизайн — это прежде всего про то, что выставляется. Он непосредственно связан с выставочной деятельностью и демонстрацией творческого процесса. Это уникальная возможность для Академии, так как биеннале совмещает в себе всё самое современное и актуальное в графическом дизайне. Важный момент: студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС за время обучения точно попадают на одну или две «Золотые пчелы». Мало того, что студенты оказываются внутри процесса и видят срез трендов дизайна со всего мира, они видят, чем живут современные дизайнеры. «Золотая пчела» — это своего рода отбор, который не так просто пройти. Каждый студент так или иначе вовлекается в участие в биеннале: у кого-то получается попасть на неё с первого раза, а кто-то делает несколько попыток. 


Сергей Серов: Биеннале «Золотая пчела» является практически волонтерским мероприятием. Когда многие другие международные биеннале поддерживаются правительствами напрямую, значительная часть подготовки мероприятий «Золотой пчелы» обеспечивается силами огромного числа волонтеров из разных заведений и институций. В этом году Школа дизайна ИОН РАНХиГС стала одним из трех главных организаторов биеннале, а волонтеры-студенты ИОН стали вообще движущей силой. 


— Как воспринимают «Золотую пчелу» в международном сообществе? 

Сергей Серов: В международной среде «Золотая пчела» очень быстро обрела популярность. «Golden bee» в английском языке звучит как «золотая биеннале», и это название очень быстро запомнилось дизайнерам во всем мире. Они стали писать не полное название биеннале, как обычно делают с другими, а просто «Golden bee». То есть это само по себе стало брендом, хотя к этому никаких усилий никто не прилагал. Так что «Золотую пчелу» как-то сразу полюбили, и довольно быстро она вышла в топ мировых событий для дизайнеров. 


Екатерина Гурова: Когда иностранцы приезжают в Россию, мы видим с какой жаждой они идут смотреть на современное искусство. Взять, например, Японию или Южную Корею, где сейчас активно развивается дизайн. С появлением цифровых платформ и новых медиа поддержка такого рода проектов увеличивается. Сегодня люди со всего мира могут оценить работы вне экспозиции выставки, и это замечательно.


— На каких площадках проходит биеннале в этом году?

Сергей Серов: Все эти годы биеннале проводилась на одном и том же месте — в стенах Центрального дома художника. В прошлом году ЦДХ был передан Третьяковской галерее, которая оставила биеннале в своих стенах, но дала нам зал №3, такое полуподвальное помещение. Но мы, дизайнеры, превратили его в wow-пространство. Я всем рекомендую посетить выставку до 1 ноября и убедиться в этом. Пока ехал в такси, я услышал рекламу выставки Уорхола со словами: «Никогда еще Третьяковка не видела таких красок». Но у нас на «Золотой пчеле» ещё ярче! Мы сделали в ЦДХ настоящий дизайнерский рай, тогда как повседневная жизнь дизайнера часто похожа на ад: ему каждый день нужно договариваться с совестью и выполнять коммерческие заказы. Но есть место, где он может об этом забыть и почувствовать себя художником. 

Популярность «Золотой пчелы» настолько велика, что на сегодняшний день это самый крупный в мире смотр графического дизайна. С большим отрывом от всех остальных: в этом году на конкурс было подано больше 30 тысяч работ, из них отобрали примерно 1,5 тысячи. В Третьяковке все не поместились, поэтому мы делаем целую серию вставок. Продолжение смотра находится в Зверевском центре современного искусства, там же выставляется номинация «Антикоррупция». В музее плаката Школы дизайна ИОН РАНХиГС разместилась номинация «Русские сезоны» и часть номинации «Живая классика», посвящённая музыке. В HSE ART GALLERY проходит конкурсная номинация «Баухауз 100 / Вхутемас 100». В этом году в биеннале проходит на 15 площадках по всей стране. Мы вышли за пределы одного пространства в Москве и раздробили программу на части, чтобы комбинировать всё в креативном и в каком-то смысле непредсказуемом ключе. Мы иногда сами не знаем, как все сложится, но главное то, что мы всегда готовы на различные эксперименты. Последняя выставка биеннале будет в Гостинном дворе в апреле на Московском фестивале дизайна. 


— В рамках биеннале также проводится научно-творческая конференция. Расскажите, в чем основная цель этого мероприятия?

Сергей Серов: Одна из проблем дизайна и вообще всей жизни — некогда подумать. Раньше был Институт технической эстетики, благодаря которому научная жизнь в области дизайна была интенсивнее. Дизайн тогда назывался художественным конструированием и технической эстетикой, а его фокус был на промышленности, а не на человеке. Но в то время лучшие научные кадры трудились синтезом красоты и пользы. Сегодня это всё ушло в песок. Нынешний дизайн зачастую ориентирован на коммерческую составляющую, но при этом пользуется старым багажом знаний. Актуальное состояние профессии дизайнера сегодня можно отследить на таких выставках, как «Золотая пчела», либо анализировать тренды в интернете. Но подводить итоги и делать какие-либо выводы из этого обычно некогда. Поэтому мы воспользовались нашим форматом конференции для того, чтобы вместе с экспертами из образовательных институций и крупнейших дизайнерских агентств устроить мозговой штурм по поводу состояния современного дизайна. 

Конференция называется «Golden Bee Open Talks», в этом году она первый раз проводится в двухдневном режиме, и впервые подавляющее число выступающих — отечественные эксперты. Но все равно наша конференция привлекает большое количество слушателей из регионов. Завтра, например, приедет целая делегация из 40 студентов и 4 преподавателей из Санкт-Петербурга. На конференции все доклады посвящены различным аспектам графического дизайна, и впервые на «Золотой пчеле» такое разнообразие номинаций, в которых представлен не только материальный дизайн, но и экранный.


С какого курса студенты могут принять участие в конкурсе?

Екатерина Гурова: Я думаю, что это можно сделать уже со второго курса, так как на первом курсе во время биеннале они только осваиваются в Школе дизайна. Но сама возможность отправить работу есть у всех без ограничений. Участвуя в «Золотой пчеле», студенты начинают делать себе имя в профессии. Просто попасть в список участников — уже само по себе большое достижение. Работа студента выставляется на одной из лучших площадок в центре Москвы и её печатают в каталоге. Мы благодарны организаторам биеннале за гигантский просветительский вклад в индустрию и приобщение студентов к искусству дизайна. Мы видим, как наши студенты несколько лет подряд становятся участками, волонтерами, выступают на конференциях, благодаря чему познают профессию дизайнера с разных ракурсов.