• Главная
  • Новости
  • «Изгои Средневековья: "черные мифы и реальность"» — новая книга Галины Зелениной

«Изгои Средневековья: "черные мифы и реальность"» — новая книга Галины Зелениной

  • 27.10.2021
Поделитесь с друзьями

фото на сайт рыбакова.png
9 октября
 в издательстве «АСТ» вышла новая книга старшего научного сотрудника Лаборатории историко-культурных исследований ИОН РАНХиГС Галины Зелениной.

В книге, рассказывающей о разных аспектах сосуществования евреев и христиан в средневековой Европе, собраны результаты многолетнего преподавания автором еврейской истории. О том, почему тема Средневековья сейчас так популярна, для чего необходимо изучать этот период и о чем может задуматься читатель после прочтения книги, — рассказывает Галина Зеленина. 

— Почему тема «Страдающего Средневековья» стала настолько популярной и зачем вообще изучать этот период?

Если мы говорим именно об этом меме, то он получил популярность в последние несколько лет благодаря паблику «Страдающее Средневековье». В сотрудничестве с командой паблика коллектив историков искусства написал книгу с таким же названием, изданную холдингом «АСТ» и открывшую серию «Страдающее Средневековье». В целом же интерес к Средневековью может основываться на разных, даже противоположных его восприятиях. С одной стороны, в Средневековье стремятся увидеть начало каких-то процессов и явлений, актуальных в современности. Так, например, считали некоторые немецкие, английские или американские медиевисты (прим. ред.: исследователи европейского Средневековья), видя в Средневековье зарождение сильной монархии, демократии или бюрократического государства. С другой стороны, Средневековье представляется terra incognita, неким экзотическим таинственным миром, где все было не так, как сейчас. Образ «Страдающего Средневековья» эксплуатирует, скорее, традицию экзотизации.

— Что вас сподвигло на написание этой книги и на какие источники Вы опирались?

Книга построена на широком круге источников: это королевские законы и документы канонического права, хроники (христианские и еврейские) и агиография, судебные материалы и литургическая поэзия, иудео-христианская полемика, искусство и позднейшая историография. На написание меня сподвиг тот факт, что за двадцать с лишним лет занятий этой тематикой накопился некоторый корпус текстов: статей, университетских курсов и открытых лекций, — из них и выросла книга. По заказу издательства, она носит научно-популярный характер, о чем наглядно свидетельствует отсутствие сносок, а насчет живости изложения — судить читателю. 

— Кому в первую очередь Вы бы посоветовали прочитать книгу? 

Очевидно, тем, кто интересуется историей средневековой Европы, еврейской историей, иудео-христианскими отношениями, а также диаспорами, антисемитизмом, маргиналами, апостасией, мученичеством и мессианством. Получается, как принято писать, «широкому кругу читателей». Еще в книжке много картинок (правда, черно-белых), так что и младшие возрастные категории могут полистать на досуге. 

— На какие размышления должна натолкнуть книга тех, кто ее прочтет? 

Не берусь предугадать, но возможно, на обобщающие рассуждения о том, что агрессор всегда чувствует себя жертвой, а жертва фантазирует себя агрессором. Или о том, как одна и таже древняя история может по-разному пониматься в разные эпохи и провоцировать непохожее поведение. Или о том, что закон, сколь бы суров он ни был и сколь бы настойчиво ни внедрялся, всего лишь закон, а жизнь непослушлива и несравненно более многообразна. О том, наконец, как легко и из какого сора, в том числе вековой пыли, лепится восковая фигурка врага. Но любое обобщение — это, конечно, банализация.

— Кто же все-таки находится в фокусе исследования и кого в итоге стоит считать изгоями Средневековья? 

Изгоев в западноевропейском Средневековье – особенно после поворота к нетерпимости в XII столетии – было немало: это, конечно, еретики и прокаженные, иноверцы и, как показывают новейшие исследования, инородцы, народные проповедники и визионеры и, например, содомиты. В контексте данной книги это, конечно, иудеи: их терпели и охраняли их права, но постепенно – или скачками – начали притеснять и вытеснять: сегрегировали, дискриминировали и в итоге выгнали. Вообще же название книги, как это нередко случается, результат компромисса в переговорах с издательством. Моим лучшим, как мне кажется, предложением было «Око за зуб», показывающее, что христиане и евреи – добрые соседи, они же заклятые враги – сосуществуют по принципу вызов-ответ, но симметричность ответа, в отличие от библейского принципа талиона, не соблюдается.
====