Армен Апресян: Моя задача – научить студентов трезво оценивать все процессы в арт-бизнесе

Поделитесь с друзьями
Как сегодня себя чувствует арт-индустрия? Стоит ли инвестировать в искусство сейчас? В чем преимущество настоящих экспертов, и почему профессия арт-менеджера всегда будет актуальна? Мы поговорили с Арменом Апресяном, искусствоведом, кандидатом философских наук, журналистом и действующим представителем арт-рынка. В Школе дизайна ИОН РАНХиГС, на магистратуре "Управление в арт-бизнесе", Армен Апресян читает два курса: "Введение в искусствоведение" и "Искусство как объект инвестирования".
- Откуда началась любовь к искусству?
- Конечно, любовь к искусству идет из самого детства. Сначала родители пытались меня как-то приобщить. Это им удалось настолько, что я даже подумывал поступать в Строгановку. Но обошлось (улыбается), и я поступил в МГУ. Затем судьба сложилась так интересно, что с 1992 года я начал работать в одной из первых московских частных галерей, которая располагалась в Центральном доме художника. Мы
специализировались на работах классических советских художников. Соцреализм тогда вызывал отторжение у наших соотечественников, а иностранцы, напротив, были в абсолютном восторге. В месяц продавалось несколько сотен картин. Тем более, что купить их можно было практически за бесценок.
- С тех пор наша страна, да и весь мир, пережили несколько экономических кризисов. Сегодня экономика тоже в сложной ситуации. Такие неспокойные времена: хороший период для инвестиций или лучше отойти в сторонку и понаблюдать?
- Это смотря, кем вы являетесь на рынке искусства. Безусловно, кризис – это время испытаний, но это и время определенного очищения, когда лопаются все “экономические пузыри”, когда цены приходят в соответствие с реальностью. Для коллекционеров – это редкая возможность приобрести работы за очень и очень скромные деньги. Для художников – это возможность понять, сколько на самом деле стоят их работы. Для галеристов, особенно если они не склонны гибко относится к выстраиванию бизнеса, время, конечно, непростое. Те, кто умеет перестраиваться, ищут новые способы выстраивания бизнеса, как минимум выходят в сетевое пространство. Предполагаю, что в ближайшем будущем роль виртуальных площадок существенно возрастет.
- Какие-то примеры можете привести?
Например, за последние карантинные недели возник не только проект #изоизоляция, о котором не слышал, наверное, только совсем далекий от соцсетей человек, но и появились профессиональные сетевые сообщества, в которые входят художники, галеристы, коллекционеры и т.д. Например, появилось сообщество "Шар и крест", где продают и покупают картины, причём там появляются просто фантастические вещи от именитых мастеров за весьма скромные деньги. Я склонен считать, что это самая активная реально работающая арт-площадка на данный момент.
- Может быть, в свете тотального перехода в онлайн, посредник уже и не нужен будет между художником и покупателем?
Нет, посредник всегда будет нужен. Продажа произведения искусства – это не просто некая рыночная операция, это игра, шоу, отдельное мастерство. Надо понимать, что произведение искусства не является товаром первой необходимости. Без пачки гречки человек не может прожить, а вот без произведения искусства – вполне. И сделать так, чтобы произведение искусства стало желанным и необходимым – вот в чем задача. Абсолютное большинство художников с этим справиться не смогут.
- На программе магистратуры "Управление в арт-бизнесе" вы читаете два курса, один из которых. "Искусство как объект инвестирования". Какие знания и навыки получают здесь студенты? Учатся делать так, чтобы произведение искусства стало желанным объектом?
- Сложно кратко ответить на такой обширный вопрос. Понятно, что в последние годы появляется огромное количество публикаций об инвестировании в искусство, о том, что произведения искусства – это "голубые фишки" и т .д. Мне же хочется не просто познакомить студентов с историей инвестирования, с какими-то актуальными тенденциями, но и научить анализировать информацию, трезво оценивать то, что происходит на рынке. Мне важно, чтобы студенты понимали, как и почему формируются цены на произведения искусства, из чего они складываются, каким образом создается мифология вокруг имени художника. За работу, которая просто радует глаз, много не заплатят. А вот превратить её в практически сакральный объект, которым хочется обладать - одна из основных задач. О том, как это происходит – мы и разговариваем.
- На курсе вы разбираете практические примеры?
Конечно. Более того, сам курс очень гибкий. Я читаю его уже несколько лет подряд, но он ни разу – за исключением каких-то базовых моментов - не повторялся. Потому что ситуация на рынке меняется постоянно. В процессе нашего курса мы следим за всеми актуальными торгами, которые происходят. Если курс наш приходится на осень, то мы тщательно анализируем русскую неделю в Лондоне. Смотрим, что происходит на московском аукционном рынке. А так как я, в свободное от преподавания время, провожу аукционы, то могу показать этот мир “изнутри”. Мы учимся анализировать, пробуем делать прогнозы, следим за оценками экспертов в арт-индустрии, разбираем ошибки, если они случаются. И, поскольку я участвую в рынке, то всегда делюсь со студентами реальными кейсами из практики, разумеется, если это допустимо по коммерческим и этическим соображениям.
- А сами галереи вы посещаете во время курса?
О, да! Довольно много. Поскольку я давно нахожусь в этой среде, у меня достаточно знакомых реальных игроков арт-рынка, которые приглашают к себе и показывают "кухню" арт-бизнеса. Разумеется настолько, насколько это возможно. При этом, речь идет о представителях арт-рынка, для которых галерея – это способ зарабатывания денег, а не просто хобби и увлечение. Мы также ходили на аукционные торги, выставки, художественные ярмарки.
- В рамках магистратуры "Управление в арт-бизнесе" сейчас проходит цикл лекций, где вы читали про психологию восприятия. Это про то, как создается миф вокруг работы художника?
- Не совсем. Я дал немножко претенциозное название, хотя с психологией, как наукой, лекция не имеет ничего общего. Просто в какой-то момент, (это случилось, когда я ходил по галерее Уффици во Флоренции), я поймал себя на мысли: "Это действительно лучшие работы живописцев своего времени? Или же это отражение вкусов правителей 15-16 века?" И тут же перекинул мостик на наше время. А потом мне стало интересно, как мифология вокруг того или иного художника влияет на наше восприятие, ожидание и т.д Например, совсем недавно мы видели колоссальные очереди на выставку Дали. При этом, насколько я понимаю, большинство зрителей шло просто на имя, на бренд. И для тех людей, которые интересуются искусством, очень важно себе отдавать в этом отчет.
Запись вебинара можно посмотреть на канале Института общественных наук.