• Главная
  • Новости
  • «Я считаю свою работу лучшей на Земле!» — продюсер Евгений Никишов выступил перед студентами ИОН РАНХиГС

«Я считаю свою работу лучшей на Земле!» — продюсер Евгений Никишов выступил перед студентами ИОН РАНХиГС

  • 17.11.2022
Поделитесь с друзьями

Для студентов Института общественных наук выступил Евгений Никишов, российский продюсер, режиссёр и сценарист, учредитель независимой кинокомпании «Место силы». Встреча прошла в формате интервью, модерировал её Павел Сухов, руководитель программы «Медиажурналистика» Широкого бакалавриата. Зрители смогли не только погрузиться в мир киноиндустрии, но и увидеть работу интервьюера в режиме онлайн.

Новости_3.pngЕвгений Никишов окончил факультет журналистики МГУ в 2002 году и начал работать по специальности. Позже на Мосфильме открылись курсы редакторов сценариев, и Евгений воспользовался возможностью переквалифицироваться. Таким образом он совместил свою любовь к написанию текстов и к кино.
По окончании курсов Евгений пять лет отработал на Мосфильме главным редактором. Так началась его карьера сценариста. Евгений работал с такими каналами, как ТНТ и ТВ-3, на последнем канале он занимал должность генерального продюсера до 2021 года. В этот период под его руководством было снято более 20 сериалов, в их числе «Полицейский с Рублёвки», трилогия «Гоголь», «Перевал Дятлова» и другие. В 2021 году Евгений Никишов учредил независимую кинокомпанию «Место силы».

Евгений Никишов: В продюсеры я пришёл из сценаристов, потому что понял, что хочу контролировать процесс создания фильмов «от» и «до». А работа продюсера как раз заключается в том, что у тебя есть возможность выбора режиссера и съёмочной группы, ты можешь влиять на то, как сериал или фильм будет выглядеть в финальном виде. Создание кино — это комплексная творческая работа, я правда считаю её лучшей работой на Земле!

Павел Сухов: Как в этом перманентном рабочем конвейере можно найти время на отдых и прогулки?

Евгений Никишов: Когда тебе нравится то, что ты делаешь — ты не обращаешь внимания на объём работы. Главный мой совет — делать только то, что вам по-настоящему близко.

Павел Сухов: Не секрет, что для создания кинокартин зачастую необходимо поднимать множество архивов. Почему так важно изучать именно факты, ведь многие такие фильмы как, например, «Перевал Дятлова» — художественный вымысел?

Евгений Никишов: То, насколько сериалы должны соответствовать правде жизни, — всегда было предметом споров. Действительно, у нас на съёмочной площадке «Перевала Дятлова» был двухтомник материалов, посвящённых этой трагедии. В него входили интервью людей, которые участвовали в расследовании, материалы самого уголовного дела, фотографии, письма, дневниковые записи. И когда мы всё изучили, то осознали, что невозможно эту историю рассказывать с какими-то упущениями. Она требует исключительно документального подхода. Однако есть множество примеров, которые доказывают, что можно построить работу иначе. Например, мы знаем, что Сальери не убивал Моцарта, но в исторической памяти у нас остались именно такие воспоминания благодаря писателям-классикам. Было снято множество фильмов с такой версией. Как развивались события на самом деле? Скорее всего, с 95% вероятностью, всё произошло совсем не так. Имели ли право люди таким образом интерпретировать эти события? На мой взгляд, имели.

Также в ходе интервью Евгений рассказал о том, как его команда готовилась к съёмкам трилогии «Гоголь». По словам продюсера, они тщательно изучали тексты писателя, потому что видели особую важность в работе с первоисточниками. Ведь в изложениях и кратких содержания зачастую теряются существенные детали. 

Евгений Никишов: Изначально у Александра Цекало возникла идея: «А что, если Гоголь сам был участником событий, о которых написал в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Мы придумали историю о том, как Гоголь, будучи писарем, приехал в Диканьку и там встретился с Паночкой и прочими героями. Если вы, как зритель, хотите знакомиться с произведениями этого автора через фильм, то боюсь, у вас будет искажённое представление о его творчестве. Когда мы снимали это, подчеркну, развлекательное кино, мы ставили перед собой задачу вдохновить зрителей на прочтение или перепрочтение оригинального произведения. И у нас получилось осуществить задумку. Книжные издательства после выхода фильма сообщали о троекратном увеличении продаж произведений Гоголя. Это говорит о том, что мы сумели возродить интерес к автору. Зачастую скучные школьные уроки действуют на людей как прививка от любви к литературе. Наша задача заключалась в том, чтобы помочь людям вернуться к Гоголю, стряхнуть с него вековую пыль и снова сделать «модным».

Сегодня книги действительно не пользуются таким спросом, как пару столетий назад. В ходе интервью Евгений высказал мысль о том, что сериалы — это современная форма существования романов 19 века. И ведь правда, раньше романы выходили в толстых журналах раз в неделю или в месяц. Сегодня так же как выходят новые серии на сайте Netflix. Далее фокус разговора снова вернулся к соответствию отснятого материала реальности.

Павел Сухов: В сериалах «Глухарь» и «Полицейский с Рублёвки» есть что-то общее на уровне действующих персонажей. Какой из них сделан лучше, в каком полнее раскрыта жизненная правда?

Евгений Никишов: Сериалы похожи, потому что их написал один и тот же человек — Илья Куликов, сценарист, продюсер и кинорежиссёр. «Глухарь» был первым его большим проектом. Уникальность сериала заключается в том, что Илья показывал сотрудников правоохранительных органов живыми людьми со своими проблемами: у кого-то сложности с алкоголем, неурядицы на работе, кто-то берёт взятки и крутит романы. Это история не столько про расследования, сколько про будни сотрудников правоохранительных органов и изнанку их работы. Это делало их близкими и понятными зрителям. «Полицейский с Рублёвки» был очень известен на ТНТ, а позже по его мотивам вышли два фильма. Там было меньше жизненной правды и внутренних моментов. «Полицейский с Рублёвки» — это комедия, и у неё другая функция, развлекательная. Сюжет в этом случае наполняется очень понятными и узнаваемыми персонажами. Два главных героя, полицейский и начальник, между которыми считывается комедийный конфликт, делают сериал безбашенным, а юмор, висящий на грани фола, привлекает широкую аудиторию.

Павел Сухов: Ещё один известный ваш сериал — «Эпидемия». Его парадоксальность заключается в том, что сериал был снят до пандемии и предугадал грядующие события. Так где же здесь роль упорного труда, а где везение?

Евгений Никишов: То, что он так совпал с окружающей реальностью, — сложно назвать везением. Идеям из книг, сериалов часто «везёт» реализовываться. Как это получилось в нашем случае: в декабре стали поступать первые сообщения из Китая об обнаружении нового вируса, и нам один за одним стали писать коллеги. Они на полном серьёзе спрашивали, не мы ли запустили эту PR-волну. А когда оказалось, что вирус действительно существует, удивление возросло ещё больше, ведь мы сняли сериал буквально «на флажке». Невозможно предугадать и придумать сериал, события которого потом вдруг перенесутся в реальность. Это действительно должно быть искусство. 

Павел Сухов: Есть такое понятие как визуальный язык. Он использован, например, в «Перевале Дятлова» и образует два уровня повествования. Один выполнен в чёрно-белой стилистике, приближенной к плёнке и используется для рассказа об исторических событиях, второй символизирует настоящее время и выполнен в цвете. Как научиться говорить на этом языке? И как понимать, в какой момент можно переключиться на тот или иной диалект?

Евгений Никишов: Когда разрабатывается какой-то проект, в первую очередь определяется художественная задача и то, какого результата нужно добиться, а потом уже эта самая задача и диктует решение. В «Перевале Дятлова» чёрно-белые серии снимались в стилизации под советское кино 60-х годов. Когда мы прочитали дневники участников этого похода, то поняли, что эти ребята — как герои фильма «Девчата» из советского фильма, как будто мы знаем и любим их с детства. Так как история настоящая, нам было очень важно передать эту атмосферу. Мы решили, что самым трезвым решением, которое поможет людям присоединиться к персонажам, будет художественная форма советского кино. То есть сначала нужно поставить задачу, а потом смотреть каким языком её донести, чтобы результат не был банальным и скучным.

Павел Сухов: В истории кино всегда встречалось множество творческих союзов. У вас также существует плодотворный творческий союз с Валерием Федоровичем, эта история — партнёрство двух специалистов из одной профессии. Как вам удаётся распределять обязанности и решать возникающие конфликты? Ведь творческим людям свойственно по разному смотреть на встающие перед ними задачи.

Евгений Никишов: Это большая удача, что у меня в жизни случилось такое партнёрство. Мы друг друга дополняем, и у нас есть принцип: если что-то нравится одному, но не нравится другому — мы не будем выяснять, почему. Например, когда идёт набор актёров на ту или иную роль, мы договорились, что я не могу настоять на актёре, который мне нравится, так же, как не может этого сделать и Валера.

Евгений с командой представлял фильм «Капитан Волконогов бежал» на площадках мирового уровня. Павел Сухов попросил его подробнее рассказать о том, как можно попасть в программу международного фестиваля.

Евгений Никишов: В мире существует несколько крупных фестивалей. Три самых главных из них — Берлинский, Каннский и Венецианский. Отборщикам фильмов приходит несколько тысяч картин со всего мира. Понятное дело, что отсмотреть такое количество картин просто невозможно, поэтому было принято решение, что от каждой страны должно быть прислано определённое количество фильмов. И таким образом из тысячи кандидатов отборщики посмотрят несколько сотен. Уже из них выберут 12-17 картин, которые пройдут в основной конкурс. Однако на фестивале есть ещё параллельные программы, куда попадают остальные фильмы. Получается, что режиссёр-дебютант сначала может попасть в параллельный конкурс, получить приз, а со следующим своим фильмом иметь приоритетное право на просмотр. Картину, получившую приз в параллельной программе прошлого года, отборщики точно отсмотрят, и, если она достойная, — отправят в основной этап.

Своей главной творческой удачей Евгений считает возможность заниматься любимым делом и получать за это деньги.

«Самое крутое — это, когда ты не встаёшь каждый день на работу с мыслью «О чёрт! Мне нужно опять идти на работу!», а спешишь туда с радостью и занимаешься тем, что для тебя лично имеет смысл».

Евгений Никишов, российский продюсер, режиссёр и сценарист, учредитель независимой кинокомпании «Место силы»

Павел Сухов отметил, что сейчас настали тяжёлые времена, в том числе и для кинопроизводителей. Он попросил своего собеседника рассказать о том, как обстоят дела в индустрии кино.

Евгений Никишов: Сейчас у нас не такой огромный объём производства. Недавно мы запустили 8-серийный сериал по мотивам русских сказок. Ещё снимаем пару небольших проектов. «Кончится лето» — один их них; это своеобразная камерная драма, действие которой происходит в Якутии.

В конце встречи Павел Сухов попросил Евгения дать студентам совет с позиции человека, который работает в киноиндустрии и разбирается во всех её аспектах.

«Самый главный совет, который бы я дал сам себе в 20 лет — ничего не бояться, верить в себя. В этой сфере очень мало профессиональных и энергичных людей. Если вы действительно будете верить в то, что делаете и хотеть работать на любимом месте, я вас уверяю, что это вера и есть ваш главный талант. Очень важно это желание сохранять и действовать. Стучите во все двери: рано или поздно одна из них 100% откроется».

Евгений Никишов, российский продюсер, режиссёр и сценарист, учредитель независимой кинокомпании «Место силы»


====