• Главная
  • Новости
  • Вышла новая книга Светланы Еремеевой «Память: поле битвы или поле жатвы?» и коллективная монография «Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации»

Вышла новая книга Светланы Еремеевой «Память: поле битвы или поле жатвы?» и коллективная монография «Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации»

  • 19.04.2021
Поделитесь с друзьями

В издательстве  Издательский дом «Дело» РАНХиГС   вышла  книга Светланы Еремеевой  «Память: поле битвы или поле жатвы?».

Активные споры ученых вокруг легитимности понятия «коллективная память» закончились не консенсусом или компромиссом, а естественным размежеванием между теми, кто не признает такого «способа упаковки» прошлого, и теми, для кого коллективная память как культурная практика и предмет исследования существует. После такого разделения для вторых пришло время сосредоточить внимание на деталях и  противоречиях конкретных ситуаций работы памяти, представляющих помимо сугубо познавательного или академического интереса возможность через отношение к прошлому изучать самих себя — сегодняшних и помнящих.

Память можно рассматривать как механизм — тогда главным объек том исследования станут усилия по конструированию ее и  манипулированию ею различными мемориальными группами. Память можно рассматривать как организм — тогда акцент в анализе переносится на то, как проявляется память, реализуясь в «низовых» практиках. Хотя конструктивистский подход ориентируется на универсальность, а  имманентный — выявляет культурную специфичность, изучение памяти и с той и с другой точки зрения показывает, что в реальности разнонаправленные, казалось бы, усилия влияют друг на друга, однако способы и результаты их взаимодействия часто оказываются неожиданными.

Память конкретна и изменчива, попытка описать ее наличное состояние всегда будет неполной и запаздывающей. Тем не менее данная книга пытается хотя бы отчасти зафиксировать координаты того мнемонического ландшафта, который существует здесь и сейчас — в России 10-х годов XXI века.

По материалам конференции «Русская авантюра», проводившейся 21–23 сентября 2017 года Школой актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, в издательстве Издательский дом «Дело» РАНХиГС вышла монография «Русская авантюра: идентичности, проекты, репрезентации»

Авантюризм как культурное явление принял свою классическую форму в XVIII веке, и именно этот период служит точкой отсчета для всех исследований на эту тему. Но и в более ранней, и в более поздней истории встречаются фигуры и события, которые невозможно описать, не прибегая к таким понятиям, как «авантюрист» или «авантюра».

Нередко они связаны с Россией — страной радикальных социальных и политических экспериментов, которые, с одной стороны, притягивали людей предприимчивых, с другой — отталкивали несогласных, порой побуждая их затевать

собственные отчаянные предприятия. «Русская авантюра» представляет несколько эпизодов этой двойной истории притяжения и отталкивания, однако основная задача ее авторов состояла в определении границ того, что мы называем «авантюризмом».

Достаточно ли человеку строить безумные планы и сознательно идти на риск, чтобы считаться авантюристом? Тогда в эту категорию попадет большинство первооткрывателей и реформаторов. Или авантюра — это всегда несостоявшийся проект?

Подробнее о книге «Память: поле битвы или поле жатвы?»: http://delo.ranepa.ru/shop/knigi/pamyat-pole-bitvy-ili-pole-zhatvy/

Подробнее о книге «Русская авантюра»: http://delo.ranepa.ru/shop/knigi/russkaya-avantyura-identichnosti-proekty-reprezentaczii-kollektivna...

====