• Главная
  • Новости
  • Все, что вы хотели знать о новом бакалавриате «Прикладная отечественная история, — в интервью с Иваном Байдаковым

Все, что вы хотели знать о новом бакалавриате «Прикладная отечественная история, — в интервью с Иваном Байдаковым

  • 18.01.2023
Поделитесь с друзьями

Новости_3.png В 2023 году в ИОН РАНХиГС открывается программа бакалавриата «Прикладная отечественная история». Она сочетает фундаментальное историческое образование и прикладные компетенции. Такой подход позволит выпускникам строить карьеру в разных профессиональных сферах. Какие элементы превращают одно из самых классических направлений в инновационную программу и где выпускники смогут применить полученные навыки и знания, рассказывает руководитель программы Иван Байдаков

В первом приближении кажется, что ничего более традиционного в образовании, чем направление Отечественная история, быть не может – в чем же феномен новой программы?

Мы создаем уникальный для рынка исторических образовательных программ продукт – пытаемся совместить все лучшее, что есть на традиционных исторических факультетах, с новым, прикладным и практико-ориентированным. С одной стороны, у нас есть фундаментальные курсы по истории России и мира, с другой — мы интегрируем студентов в реальные исследовательские и научно-популярные проекты Академии, учим работе с большими данными, интернет-пространством, цифровой культурой через призму истории, даем возможность попробовать себя в роли культурного менеджера или политического аналитика. 
Фундаментальное историческое образование часто становится прекрасной основой для разных карьерных траекторий: от ученых и преподавателей до дата-журналистов и политологов. Однако, пренебрежение историков прикладными навыками часто не позволяет выпускникам начать карьеру за пределами науки. Но, важно понимать, что современный рынок труда требует от молодых специалистов прикладных навыков работы с информацией, знания принципов и технологий обработки больших массивов данных. 

Неужели возможно построить карьеру, например, в медиа или политологии, имея историческое образование?

Я сам по образованию историк. За это время я успел поработать журналистом и даже получал отраслевые награды. Сейчас сфера моих интересов - менеджмент образования.
Имея разный опыт, я понимаю, что историческое образование  – это не только фундаментальные, не устаревающие знания, но и особая форма мышления. При этом людей, умеющих применить эти знания на практике, не так много. В сфере госуправления, в медиа, в культуре существует высокий спрос на экспертов-аналитиков, умеющих работать с историческим нарративом. Кому-то необходимы специалисты, создающие исторический контент , кому-то – способные прогнозировать развитие политических процессов или изучать взаимосвязи социальных и экономических процессов в российском обществе.
Студенты программы получат возможность интегрироваться в проекты научно-исследовательских центров и лабораторий в экономической, социальной сферах, по военной истории, студенты будут участвовать в полевых исследованиях антропологических центров Академии. Мы организуем практики в медиа, научно-исследовательских организациях, библиотеках и музеях. Отвечая запросу современного общества на научное знание в доступной форме, мы предлагаем для наших студентов курсы, формирующие у выпускников компетенциии, необходимые популяризаторам науки: навыки подготовки научно-популярных материалов (для медиа), работы с информационными полями, выступлений и интервью, организации культурно-исторических мероприятий, проведения социологических и антропологических исследований.

И все-таки программа имеет научно-исследовательский характер. Предусмотрено ли на программе изучение современного инструментария? 

У программы несколько ключевых особенностей: 
Первая — бакалавров учат методам анализа источников с помощью цифровых статистических инструментов и баз данных, им предоставляют возможность получить опыт работы с алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения. Студенты учатся работать с цифровой культурой, дополненной реальностью, 3D реконструкцией исторических памятников, методами анализа медиапространства и многим другим. Вторая особенность — внимание к современным методам и актуальным проблематикам исследований. Мы предлагаем курсы по формированию культурной политики государств и политики памяти, экономической истории России и мира, военной истории, истории модернизации. Студенты, желающие специализироваться на истории родного края, города или села, также получат такую возможность. Наконец, мы формируем научно-популярные компетенции, учим грамотно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме, работать в медиапространстве. Кроме того, современная практика образования показывает, что студент может получить максимальное количество знаний и навыков только при индивидуальной траектории обучения. Этот подход также предусмотрен на программе. 

Что конкретно смогут выбирать студенты, чтобы сделать свое образование индивидуальным?

Хотя программа является классическим бакалавриатом, процесс обучения предполагает наличие вариативных блоков, из которых студенты могут сконструировать 30 различных траекторий обучения. В конце второго курса студенты делают выбор между двумя большими блоками: социально-экономическим и социокультурным. Социально-экономический блок посвящён проблемам экономического, социального и политического развития, тогда как социокультурный блок направлен на изучение развития отечественной и мировой культуры, механизмов культурной политики и культурного обмена. Каждый блок содержит семь курсов. Студенты, выбравшие социально-экономический блок, изучают экономическую историю России и мира, историю денег и финансовых институтов, экономику России в контексте кризисов и реформ, анализируют современный экономический процесс. Их коллеги, выбравшие социокультурное направление, погружаются в дисциплины по новой культурной истории, культурной антропологии и культурной политике, изучают функционирование массовой культуры. В конце третьего года обучения студенты выбирают два модуля курсов, которые сужают область их специализации. Пока мы предусмотрели следующие варианты: военная история, исторический опыт модернизации, региональная история, социальная история техники и технологий, теория памяти и история повседневности. Дальше студент в тесном контакте с научным руководителем набирает курсы по выбору, которые фокусируют его научные интересы. Как видите, спектр достаточно широкий, поэтому каждый студент найдет наиболее полезный для себя трек. 


Классический. ПОИ.jpg


А какие базовые дисциплины, которые студенты изучают вне зависимости от выбранных блоков?

На первом курсе у студентов формируются навыки и компетенции историка в классическом смысле: основное время уделяется изучению отечественной и всеобщей истории. Эти дисциплины помогают вникнуть в понятийный аппарат, необходимый для дальнейшей учебы и работы. Кроме того, студенты изучают основы социологии, введение в политическую науку, методологию изучения истории и т.д. Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи: основам критического мышления, стилистике русского и иностранных языков, риторике и так далее. Кстати, наши студенты обязательно изучают два иностранных языка, что позволяет им расширить круг своих компетенций и выгодно выделяться на рынке труда. Второй год обучения — это продолжение изучения конкретно-исторических дисциплин:  прежде всего российской истории и мирового исторического контекста развития русской цивилизации. Курс всеобщей истории включает в себя не только страны европейской модели, но историю стран Азии, африканского континента и Латинской Америки. Таким образом, только после основательной подготовки студенты определяются с дальнейшей специализацией. Важно отметить, что от выбора специализации зависит ракурс дальнейшего изучения истории и проблематика будущей выпускной работы. Поэтому сначала мы даём студентам фундаментальные знания и навыки, и только потом предлагаем сделать осознанный выбор.

Интересно, какие карьерные траектории будут доступны выпускникам по итогам освоения программы?

Выпускники программы смогут заниматься вопросами репрезентации прошлого в общественном сознании и проводить научные исследования текущих проблем современности через изучение истории. В зависимости от предпочтений, они смогут работать журналистами, политическими аналитиками, выполнять экспертно-аналитические задачи для федеральных и региональных органов исполнительной власти, заниматься культурным менеджментом, быть профессиональными популяризаторами науки и, конечно же, учёными. Мы, в свою очередь, постараемся помочь им в их выборе.

Выпускники школ этого года могут написать заявление на сдачу ЕГЭ до 1 февраля 2023 года. В прошлом году почти треть от всех выпускников составляли именно «историки». Думаю, в этом году их будет не меньше. Предлагаю поддержать ребят и дать им напутствие перед сдачей экзаменов и выпуском из школы.

От провальной сдачи ЕГЭ еще никто не умирал. Но если серьезно, то совет довольно банальный — не переживайте и отдыхайте больше. Вам нужно пройти последний рубеж, чтобы оказаться в мире высшего образования. Вы даже не представляете, насколько это интересно и захватывающе — спокойно сдавайте экзамены и приходите к нам в Институт общественных наук РАНХиГС.

====