• Главная
  • Новости
  • Участники первой встречи дискуссионного клуба "Академические беседы" обсудили будущее онлайн-образования

Участники первой встречи дискуссионного клуба "Академические беседы" обсудили будущее онлайн-образования

  • 05.06.2020
Поделитесь с друзьями

3 июня в РАНХиГС открылся дискуссионный клуб «Академические беседы». Первыми участниками дискуссии на новой площадке стали директор Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, ректор МВШСЭН (Шанинки), эксперт Совета Европы Сергей Зуев и заведующий Лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Дмитрий Рогозин, которые обсудили тему «Вечный онлайн: хотят ли преподаватели и студенты вернуться в аудитории?».

Эксперты поговорили на тему баланса дистанционного образования и очного обучения, рассмотрели проблемы и перспективы обучения в дистанционном формате, постарались понять, готовы ли преподаватели к изменениям, а также затронули вопросы будущего обучения и доверия к опросам социологов.

Дмитрий Рогозин подробно рассказал о двух исследованиях, в рамках которых преподаватели и студенты оценили развитие онлайн-среды в условиях пандемии. По его словам, опрос являлся административным и был направлен на решение конкретных задач, которые стоят перед Министерством образования и науки, связанных с тем, как продолжать обучение на дому и не прерывать этот процесс. Эксперт отметил, что преподавание всегда было отчасти дистанционным, так как 60% времени преподаватели проводят не в аудитории, готовя свои исследования и подбирая материалы.

Тот факт, что исследование проводилось в середине апреля, когда люди уже некоторое время находились на самоизоляции и дистанте, отразился на его итогах как хорошо, так и плохо. С хорошей стороны, преподаватели и студенты были крайне заинтересованы в опросе, ввиду большого обеспокоенностью текущей ситуацией. Дмитрий Рогозин также отметил, что коэффициент ответов был чрезвычайно высоким – в районе 70%, хотя обычно он составляет 5-10. Кроме того, респонденты много писали в открытой части опроса, давая советы и оставляя свои мнения. Минусом же стал тот факт, что превалировала эмоциональность – довольно много фиксировалось перманентного раздражения, основанного на неопределенности, страхе и непонимании происходящего.

Говоря о будущем образования, Сергей Зуев пояснил, что в целом ничего из-за пандемии не изменится, так как эта ситуация просто более ярко проявила процессы, которые уже шли некоторое время. Образование продолжит развиваться, однако стоит вопрос– насколько резонно это связывать со сложившейся ситуацией. Однозначно ускорятся некоторые процессы, такие как перераспределение глобальных образовательных рынков, появится более диверсифицированная система образовательной миграции, возникнут симбиотические формы образовательных программ, когда часть курсов будет конструироваться в одном университете, а вторая часть будет привнесена из других источников.

Сергей Зуев также уверен, что в образовании должен остаться тактильный контакт, так как качество образования напрямую связано с такими мимолетными контактами. Тем не менее, теперь будут больше появляться blended-программы, связывающие в себе качество онлайн и офлайн образования.

Затрагивая тему институциональных изменений, вызывающих наибольший страх у профессорско-преподавательского корпуса, Дмитрий Рогозин подчеркнул, что мы живем в то время, когда большую часть реформ в образовании затевают и реализуют управленцы образования, а не сам преподавательский корпус. В историческом плане это новая ситуация, так как раньше именно преподаватели, особенно западных университетов, определяли все процессы управления в этой сфере.




© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/uchastniki-pervoy-vstrechi-diskussionnogo-kluba-akademicheskie-besedy-obsudili-budushchee-onlayn-obr/
====