Студенты Академии внесли рекомендации по развитию Бишкека

  • 24.01.2024
Поделитесь с друзьями

Студенты Академии внесли рекомендации по развитию Бишкека 
Начало 2024 года студенты программы бакалавриата «Управление городским территориальным развитием» Института общественных наук (ИОН) Президентской академии РАНХиГС провели на выездной производственной практике в Кыргызстане. Ребята занимались важным делом – готовили предложения по развитию Бишкека по таким направлениям, как: формирование образа города, дизайн-код, редевелопмент пространств, современные пространственные решения, транспорт, спортивная и досуговая инфраструктура, система общественных зданий. Эта работа понадобится при обсуждении генплана Бишкека, запланированного к введению с 2026 года.

Над проектами пространственного развития Бишкека студенты Академии работали вместе с учащимися Кыргызского государственного технического университета имени Раззакова и при поддержке экспертов Государственного проектного института и преподавателей Института архитектуры и дизайна КГТУ. Итогом стала презентация работы, которую провели студенты. 

Проект, посвященный транспорту Бишкека, включает комплексное решение многочисленных транспортных проблем в городе. Из-за мощной автомобилизации в сочетании со слаборазвитой городской системой общественного транспорта бакалавры Академии предложили внедрить в Бишкеке систему магистральных автобусов и единый транспортно-пересадочный узел для ночных рейсов, а также развивать троллейбусную сеть, районные маршруты и навигацию на остановках.

«Моя команда изучала транспорт Бишкека, и нам очень повезло. Изменения здесь происходят чуть ли не ежедневно: меняется маршрутная сеть, обновляется автобусный парк, внедряется система “умных” светофоров. А мы смогли дать свои дельные предложения. Очень благодарен организаторам поездки, это было очень круто! Отдельная благодарность местному департаменту транспорта за дружелюбный прием и экспертную поддержку сотрудников», – поделился студент программы бакалавриата кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Глеб Козлов.

«Сотрудники департамента транспорта Бишкека оказались открытыми. Они провели для нас экскурсию по автобусному парку, познакомили со всеми отделами департамента, предоставили нужную информацию, а представитель департамента посетил нашу финальную презентацию. Тем не менее, быстро разобраться в транспортной системе незнакомого зарубежного города было непросто, особенно в момент масштабной транспортной реформы. Транспорт – болевая точка Бишкека и нам, возможно, удалось помочь легитимизировать более человекоцентричные транспортные решения в духе современной урбанистики», – дополнил студент 3 курса программы бакалавриата «Управление городским территориальным развитием» Егор Полуянов.

Команда, которая занималась формированием нового образа города, предложила создать исследовательско-образовательную лабораторию: «Мы пришли к выводу, что образ города нельзя коммерциализировать и превращать в бренд. Его формирование должно идти снизу. Только когда горожане сами репрезентуют свое пространство и “повседневность”, может получиться что-то хорошее. Мы предложили формат городской исследовательско-образовательной лаборатории, участвуя в которой можно не только научиться рассказывать о своем месте жизни, но и объединиться с единомышленниками и соседями. Важно научить горожан исследовать свои дворы, кварталы и районы самостоятельно и не стесняться рассказывать о них», – рассказала Софья Меламед.

Проект, посвященный разработке дизайн-кода на одной из центральных улиц Бишкека, направлен на создание правил и рекомендаций, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду. «Мы решили, что нужен постепенный переход к дизайн-коду, как это было в Москве: начиная с центральных улиц и крупных компаний, а затем в течение определенного срока обязать и остальных перейти к единому дизайн-коду. В уже существующий дизайн-код мы предлагаем добавить пояснительные и наглядные иллюстрации», – уточнила член команды Есения Мулявина.

«Мы изучали тему редевелопмента в городе. В Бишкеке много заброшенных зданий, неиспользуемых территорий и практически нет примеров ревитализации. А мы предлагаем не сносить старое, а возрождать его, наполняя новой функцией. Например, выбрать какой-то заброшенный завод и организовать там арт-кластер. Это отличная возможность для развития креативных индустрий в городе! Мы подготовили интерактивную карту заброшенных зданий Бишкека, чтобы облегчить поиск территория для создания своего арт-кластера в городе», –  сообщила Анна Ильченко.

Работая над развитием парковых пространств Бишкека, студенты выявили основную проблему – монофункциональность. Сегодня, по мнению бакалавров, парки города подходят лишь под одну функцию – проведению свободного времени на свежем воздухе. «Наши проектные предложения опираются на такие принципы нового урбанизма, как “Обычные функции нестандартными способами”; “Нестандартные функции”; “Эмоциональная связь”; “Визуальное разнообразие», – уточнила Анастасия Мартынова.

Команда, работающая с направлением «современные пространственные решения», выявила такие проблемы Бишкека, как низкий уровень доступности точек притяжения, проблемная экологическая обстановка, чрезмерное нагревание города, неэффективное использование земель, высокая нагрузка на транспортную систему, низкий уровень социального взаимодействия жителей и нехватка воды.

«Наши проектные предложения опираются на концепции “15-минутный город” и “cooling control”, позволяя работать с нагреванием города, неэффективным использованием земель, высокой нагрузкой на транспортную систему и т.д. Важно развивать велопешеходную инфраструктуру, продвигать интенсивное, а не экстенсивное развитие, акцентировать важность среднеэтажной застройки. Помимо того, для “климатической митигации” мы рекомендуем сочетать серые (инженерные), зеленые (вегетация и водные ресурсы) и голубые (мягкие) подходы. предлагаем внедрение таких устойчивых решений – зеленые крыши, новые системы ирригации, центры охлаждения, светоотражающие материалы», – подытожила Ульяна Казённова

Это была первая поездка бакалавров кафедры Глазычева в центральную Азию. Изучение зарубежного опыта произвело на студентов большое впечатление. Хотя градостроительная и архитектурная школа в Кыргызстане имеет общие с Россией истоки, направление их развития совершенно разное, – говорит руководитель программы Елизавета Коновалова.

«Полезно, когда студенты изучают российский и зарубежный опыт территориального развития через презентации. Но когда ребята сами видят эффекты той или иной системы городских драйверов развития – это совсем другая история. Совместная работа со студентами КГТУ и консультации экспертов позволили нашим бакалаврам сильнее погрузиться в специфику города за небольшой срок и подготовить рекомендации и предложения, которые могут быть учтены при дальнейшей работе с различными документами и стратегиями по развитию города и его образа», –  подвела итоги Елизавета.

 
 
 
 
 
 
 
====