Современные проблемы когнитивной психологии: как прошла выездная школа молодых ученых памяти Карла Дункера
Поделитесь с друзьями
Факультет психологии и Центр перспективных социальных исследований ИОН РАНХиГС провели XIV выездную Школу молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии» памяти Карла Дункера. В школе участвовали студенты, магистранты, аспиранты многих российских вузов, а также ведущие отечественные специалисты в области когнитивной психологии. На открытии мероприятия выступили его главные организаторы и спикеры — декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов и сотрудник Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Алмара Кулиева: они подчеркнули важность обмена знаниями и опытом между участниками из различных научных областей, в особенности для молодых исследователей.
Чтобы участвовать в Школе, студенты представили тезисы своих исследовательских работ и прошли строгий отбор. Программа Школы традиционно включает выступления участников с постерными докладами своих исследований и номинацию «Лучший постерный доклад». В этом году конкурс выиграла студентка 2 курса магистратуры Биологического факультета МГУ Анна Соловьева. Она представила доклад на тему «Восстановление моторных и когнитивных функций при пробуждении из третьей стадии дневного сна». Программа Школы разнообразна: в этом году ее организаторы сделали упор не только на лекции, но и на мастер-классы и воркшопы для развития практических навыков участников и их вовлеченности в научно-исследовательское сообщество.
Название школы выбрано не случайно. Карл Дункер — гештальтпсихолог, яркий исследователь, который во многом предопределил основы когнитивной психологии: его работы столетней давности до сих пор обсуждаются в исследованиях, посвященных решению задач. Для молодых исследователей в этом году мы организовали лекции, семинары, воркшопы, посвященные современным методам планирования исследований и сбора данных, особенностям планирования экспериментов в области решения задач, оценки временных интервалов, показаний свидетелей и так далее. Я очень надеюсь, что Школа оказалась полезна для всех участников, а также показала, что когнитивная психология в нашей стране продолжает развиваться, несмотря ни на какие трудности
Эта Школа традиционно помогает освоить студентам и молодым исследователям новые навыки, а также развивает и поддерживает отечественное когнитивное сообщество. Здесь собираются люди самых разных возрастов и должностей, от студентов-второкурсников до профессоров и академиков, которые умеют разговаривать на одном языке и профессионально обсуждать научные проблемы. Научная часть Школы — это яркие и честные дискуссии. В этом году Школа отличалась большим разнообразием тем: от восприятия времени и Байесовской статистики до нейропсихологии и апробации опросников. Мы постарались добавить больше воркшопов, чтобы молодые исследователи смогли получить не только теоретические знания, но и навыки, которые они смогут применять в своей исследовательской деятельности. Но для того, чтобы сообщество не ослабевало, мы делаем много внеучебных мероприятий — так студенты и старшие коллеги получают дополнительный инструмент для открытого диалога
Помимо насыщенной образовательной программы, Дункер славится своими внеучебными активностями. В этом году мы организовали квест, в котором участники совместно могли выполнять различные задачи и получать за это наклейки. Собравший наибольшее количество наклеек получил приз. Мы сделали академическую дискуссию «Я никогда не…», в котором все вопросы были на тематику академической и научной карьеры. И каждый вечер после ужина мы собирались у костра, чтобы обменяться идеями и обсудить доклады дня в неформальной обстановке
Несколько тезисов выступлений:
- Стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Тимофей Березнер отметил очевидную пользу ИИ и различных нейросетей для науки и общества: в последнее время стало бессмысленно обсуждать, что же такого они могут сделать. Однако их разработкой активно занимаются компьютерщики, опираясь на основы математики и информатики. Психологи, лингвисты, философы и нейроученые много за этим наблюдают со стороны, но почти никак не участвуют в разработке архитектуры ИИ. Ученые задают важные вопросы, но реальной пользы разработке нейросетей обсуждения в научном твиттере и в личных обсуждениях не приносят. Между тем, ИИ уже в ближайшее время может заменить водителей, радиологов, полицейских и даже психотерапевтов.
- Аспирантка Кафедры нейро- и патопсихологии НЦПЗ Екатерина Абдуллина и научный сотрудник Лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа НЦПЗ Яна Паникратова подчеркнули большую популярность методов нейровизуализации в междисциплинарном сообществе, в том числе среди психологов. Тем не менее, большое количество существующих нейровизуализационных работ выполнены без адекватной теоретической базы и гипотез (психологических или нейропсихологических), что делает результаты бессодержательными и вызывает скептическое отношение к методам нейровизуализации у ряда специалистов. В своей лекции исследовательницы продемонстрировали, что может дать нейровизуализация психологической науке при грамотном использовании, и привели примеры красивых исследований, где с помощью нее были получены данные для проверки психологических гипотез.
- Заведующая Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Елена Горбунова отметила, что мы живем в мире объектов: благодаря процессу категоризации мы можем их систематизировать и хранить в памяти. Также категоризация помогает эффективно искать предметы, обладающие определенными признаками, а скорость поиска будет зависеть от того, насколько «обобщенный» объект мы ищем — просто зайца или конкретного зайца, которого мы видели раньше. Исследовательница представила свежие исследования категоризации в зрительном восприятии и рассказала о предполагаемых механизмах категориального поиска и о том, как происходит построение репрезентации целевого стимула.
Мероприятие проведено при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326) в рамках консорциума НЦМУ.