Социология техники: как прошла выездная школа НЦМУ

  • 24.05.2023
Поделитесь с друзьями

Frame 3.png
Центр перспективных социальных исследований ИОН РАНХиГС провел международный мастер-класс и выездную школу в рамках проекта НЦМУ. Тема этого года — «Этнографические исследования в социологии техники». В течение 4 дней участники Школы посещали лекции и семинары экспертов в области STS, анализировали социологические тексты и обсуждали собственные исследования с преподавателями Школы.

Science and technology studies (STS) — это большая, мультидисциплинарная область, в которой социологи, антропологи, историки, философы, активисты и даже художники изучают, как работают наука и технологии. В разные годы в фокусе STS были вопросы связи техники и политики, алгоритмов и данных, перформативности научного знания, роли утопии в технологическом развитии, городских исследований, гендерных аспектов производства знания, культур и политик в области технонауки и другие. Исследователи-социологи часто прибегают к качественным этнографическим методам, которые изначально появились в антропологии: включенное наблюдение, глубинные интервью, видео-анализ.

Событие стало логичным продолжением выездной школы прошлого года. Там участники больше работали с теорией и введением в область STS: говорили про существующие подходы и направления, знакомились с разными способами прагматического чтения академических текстов, изучали, какие практики академического письма распространены сегодня и как работать с полевыми записями, принимая во внимание важность технологических объектов. В этом году организаторы решили углубиться в тему и сделали акцент на методах STS. В рамках прошедших мастер-классов участники узнали, как их можно применять на практике и как проводить исследования в этой области. 

Ерофеева.pngНа международном уровне STS — очень обширная и динамично развивающаяся область, а в русскоязычном пространстве она известна не так хорошо. Школа прошлого года — это попытки вовлечь студентов и молодых специалистов в эту область. Концептуализации технической субъективности, технологически опосредованной коммуникации и фреймирования новых технологических устройств — то, на чем строилась наша Школа в этом году. Проще говоря, мы обсуждали то, как мы понимаем технические артефакты во взаимодействии с людьми, их роль в формировании коллективов, как описываем эту связь, концептуализируем и создаем модель технической агентности таких современных феноменов, как, например, Chat GPT
Мария Ерофеева, научный сотрудник Центра социологических исследований ИОН РАНХиГС
Первый мастер-класс прошел в онлайн-формате. Его провел доцент кафедры прикладных социальных наук Кристиан Грайффенхаген из Гонконгского политехнического университета. На мастер-классе спикер затронул тему «дисциплинированного» клиента в контексте автоматизированных коммуникационных технологий в сфере обслуживания. Они поделились опытом проведения видео-этнографического исследования в полностью автоматизированных отелях самообслуживания в Китае. Важными пунктами мастер-класса стали влияние ИИ на повседневную жизнь человека, взаимодействие машины и человека, а также эмоциональная составляющая этого взаимодействия. 

Второй мастер-класс был посвящен приемам аналитического чтения в цифровом формате и инструменту «ВиаТекст». Его создатель, ассоциированный научный сотрудник Центра STS Европейского университета Андрей Кузнецов на примере текста американского социолога Роберта Кинга Мертона «Social structure and anomie» показал, что такое сегментация и как методы STS меняют чтение социологических текстов и изучение истории и теории социологии. 

Основные теоретические пункты мастер-класса: 

  • При чтении возникает множество проблем из-за того, что текст — это одновременно коммуникативный процесс и смысловая структура. Если сконцентрироваться на тексте как на процессе, то это — последовательность предложений, линейная и алгоритмическая. Алгоритм в этом смысле сближает текст с программированием: имеет значение, что идет в начале, что следует за этим, а что стоит в конце. И если алгоритм сущностей нарушен, то программа не работает
  • Авторы текстов выстраивают предложения в определенном порядке. Они сами должны ориентироваться в потоке предложений и управлять вниманием читателей так, чтобы они не потерялись. Для этого существуют указатели и приемы «манипуляции», которые в семиотике называются переключением (shiftings)
  • Сегмент — это фрагмент общей истории, который связан одной и той же сущностью через отсылки одних предложений к другим. Нас интересует переключение между этими «маленькими историями» 
С программой Школы и полным списком тем и спикеров можно ознакомиться по ссылке

Мероприятие проводилось в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326).

 
 
 
 
 
 
====