• Главная
  • Новости
  • Социология вещей как перспективное направление исследования взаимодействия человека и технических устройств

Социология вещей как перспективное направление исследования взаимодействия человека и технических устройств

  • 01.11.2022
Поделитесь с друзьями

Logotipy-NTSMU-v-novosti-i-anonsy-_4_ 1.pngС 13 по 16 октября 2022 года в рамках проекта НЦМУ «Центр перспективных социальных исследований» прошёл Международный мастер-класс «Социология вещей». Мероприятие проводилось на одной наиболее культурно насыщенных площадок Москвы — в Доме Творчества Переделкино. 

Мастер-класс был посвящён представлению и обсуждению перспективной области академических и прикладных исследований — социологии науки и технологий (STS). Участниками мастер-класса стали молодые исследователи, студенты и преподаватели из разных городов России.

Мастер-класс «Социология вещей» был организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования РФ (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326), и представлял собой уникальное событие, собравшее на одной площадке теоретиков и практиков самых разных направлений социальных наук, сходящихся в своём интересе к исследованиям науки и технологий — культурная антропология, социальные исследования космоса, конверсационный анализ, изучение взаимодействия человека и компьютерных устройств (HCI), исследования биомедицины, исследования коллективной памяти, теория практик.

Все эти направления органично сочетаются в мультидисциплинарной области STS. Название «Социология вещей» было выбрано не случайно: одним из главных достижений социальных исследований науки и технологий является выведение на передний план материальных объектов и изучение их роли в конструировании того, что мы привычно называем наукой — или, как писал социолог и философ Бруно Латур, технонаукой. Это слово указывает на тесную связь лабораторных экспериментов и технических объектов, которые делают эти эксперименты возможными. Благодаря набору теоретических решений, предложенных STS, социальные учёные смогли более аккуратно и внимательно изучать распространение и внедрение инноваций, проектирование сложных систем и пользование, — как повседневными объектами вроде компьютера, так и сложнейшими научными аппаратами. Таким образом, STS оказывается на фронтире исследований инфраструктур сегодняшнего дня.

На круглом столе «Введение в социологию вещей», открывающем работу международного мастер-класса, преподаватели школы обсудили контуры обширной области STS — и cошлись на том, что переход от генерализованного алгоритмического описания, то есть от общей для всего поля теории, к набору интуиций, который произошёл в STS к началу 1990х годов, является продуктивным, поскольку позволяет объединить исследователей из разных областей. Лекционная программа состояла из презентаций различных подходов и направлений STS. На воркшопах участники мастер-класса узнали о том, какие существуют способы прагматического чтения академических текстов, какие практики академического письма распространены сегодня и как работать с полевыми записями — тоже в духе STS, то есть обращая внимание на технологические объекты, в частности, на диктофон. Каждый день мастер-класса завершался сессией Meet the prof, в ходе которой участники могли обсудить собственные исследовательские проекты с преподавателями в неформальной обстановке. В конце программы мастер-класса участники рассказали о том, какие теоретические и методические решения показались им подходящими для их собственных исследований.

В работе принимали участие: 

  • Мария Александровна Ерофеева — научный сотрудник Центра социологических исследований
  • Нильс Оливер Кловайт — научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований
  • Денис Юрьевич Сивков — доцент Философско-социологического факультета 
  • Алексей Сергеевич Титков — доцент Философско-социологического факультета 
  • Кирилл Алексеевич Петров — доцент кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Волгоградского государственного медицинского университета
  • Андрей Александрович Кожанов — директор центра академического развития, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник отдела теории и истории социологии Института социологии РАН. 
  • Тейлор Р. Дженовезе — преподаватель программы «Гуманитарные и социальные аспекты науки и технологий» университета Аризоны

Программа



====