• Главная
  • Новости
  • «Самое главное для исследователя – научиться искать»: интервью со студенткой ИОН Анной Иващенко

«Самое главное для исследователя – научиться искать»: интервью со студенткой ИОН Анной Иващенко

  • 06.02.2024
Поделитесь с друзьями

Новости_2.pngКак совмещать учёбу и занятие наукой, сформировать академические интересы и оценивать свой труд, рассказала студентка 4 курса философского-социологический факультета ИОН, программы «Технологии социологического исследования» Анна Иващенко. 

Анна, расскажите, как вы решили попробовать себя в научной деятельности? 

На самом деле академическая активность никогда не была для меня самоцелью и довольно плавно, постепенно стала частью моей жизни. Наверное, первым соприкосновением с научной деятельностью стала конференция «Академические диалоги», которая ежегодно проходит в РАНХиГС. Я слышала про неё ещё с первого курса, и мне всегда было интересно прикоснуться к этому миру. Моё первое выступление было принято очень тепло и вызвало положительную реакцию судей, которые посоветовали мне обязательно попробовать опубликовать статью. Это было очень важно для меня, потому что обратная связь от профессионалов и слушателей позволяет взглянуть на свою работу незамыленным взглядом и оценить свой собственный труд с точки зрения вклада в общее научное знание. 

Как формируются ваши академические интересы? 

Все мои научные поиски так или иначе связаны с вопросами, которые волнуют меня в повседневной жизни. В этом смысле социология — очень рефлексивная наука, осваивая которую невозможно не использовать свой социальный опыт. И наоборот, сложно отбросить какие-то усвоенные научные теории при столкновении с разными жизненными ситуациями, и ты «на автомате» начинаешь анализировать все как социолог или антрополог. Мне кажется, этот подход очень продуктивен: я всегда испытываю искренний интерес, практически азарт к тому, чтобы разобраться в волнующем меня вопросе. 

Вы занимаетесь, в том числе исследованием стикер-культуры. Можете подробнее рассказать о своих работах? 

Появление этой темы в моей списке моих интересов связано с самым обычным бытовым любопытством. Ещё до учёбы на социологическом факультете я стала замечать на улицах сначала своего района, а потом и всего города,  маленькие, часто сменяющиеся картинки — стикеры. Эта практика мне показалась, с одной стороны, забавной, а некоторые изображения эстетически приятными, а с другой стороны, иррациональной, и я не понимала кто это делает и с какой целью. На втором курсе я решила попытаться найти ответы на эти вопросы в своей курсовой работе, и в итоге с головой погрузилась в эту тему на два года. Мне кажется, стикербомбинг это особенное искусство. Стикеры родились из культуры граффити, и существуют в серой зоне между протестной активностью, вандализмом и современным искусством. Эти разные стороны наделяют стикер особенной силой: это картина, произведение искусства, обладающее при этом перформативностью. Стикер — это не просто застывшее во времени и пространстве изображение, для его считывания важно принимать во внимание процесс создания и материалы, место расположения, историю его существования в пространстве и его конец, «смерть», наступающую у большинства объектов уличного искусства. Всё это на самом деле про то, как взаимодействуют между собой люди в пространстве города, используя стикеры как объект-медиатор. Поэтому когда информанты в моём исследовании спрашивали меня, чем я занимаюсь, я отвечала, что исследую то, как люди воздействуют на город, а город на людей. Мне кажется, стикербомбинг — это отличный пример этого вечного процесса взаимного создания.

Дайте несколько советов ребятам, которые хотят начать научную карьеру?

Самое главное для исследователя — научиться искать. К сожалению, не всегда интересные конференции, стажировки и экспедиции будут сами вас находить. Академическая жизнь во многом построена вокруг сообщества единомышленников и экспертов, и за жизнью этого сообщества нужно следить, не бояться проявлять инициативу для того, чтобы стать его частью. По интересующей вас теме наверняка уже есть какой-то семинар, зимняя или летняя школа, исследование. Не бойтесь писать о своём желании принять участие, подавайте заявки, даже если вы пока сомневаетесь в своих силах, — с большой вероятностью если вы действительно мотивированы, вам пойдут навстречу. Когда вы втянетесь в этот процесс и обзаведётесь множеством интересных знакомств, вас самих уже будут приглашать в чём-либо поучаствовать. Студенческая наука прекрасна как раз тем, что у тебя есть возможность пробовать разное ошибаться и узнавать много нового.

====