• Главная
  • Новости
  • Психология, IT и маркетинг: как междисциплинарное образование ИОН помогает изучать User experience

Психология, IT и маркетинг: как междисциплинарное образование ИОН помогает изучать User experience

  • 16.03.2023
Поделитесь с друзьями

Новости_3.png Современная психология выходит далеко за рамки привычных консультативных практик. Исследовательский инструментарий и фундаментальные знания в области психологии интегрируются сегодня с маркетингом, дизайном и инструментами IT. Эти сочетания ложатся в основу User experience исследований.
О том, что такое UX и как начать развиваться в этой сфере рассказывает студентка 3 курса Широкого бакалавриата «Психология: современная теория и практика» Хади Муртазалиева.

Аббревиатура UX все чаще встречается в разных контекстах. Очевидно, что это направление набирает популярность и востребовано в самых разных областях. Однако, далеко не все понимают, что включает в себя это направление и причем здесь психология. 

UX — это про опыт использования продуктов. Например, при посещении сайта у вас складывается впечатление о его удобстве и легкости в использовании. Если вы не можете найти нужный раздел или добавить товар в корзину — это означает, что разработчики недостаточно изучили пользовательский опыт, и владельцу сайта снова придётся обратиться к профильному специалисту. Чтобы стать UX-исследователем, нужно знать, как проводить исследования пользовательского опыта и применять методы анализа цифровых продуктов. С каждым годом все больше психологов узнают об этом направлении и заходят в нишу. Для многих UX-дизайн привлекателен тем, что это точка входа в IT, для меня же более важно, что UX облегчает пользование продуктом. Это касается не только цифровых продуктов, но и физических, хотя чаще всего речь идет о первых. Без этой области невозможно было бы создать «продукт для человека». Если проводить параллель с работой психолога, то консультирование — это помощь человеку, а UX — помощь продукту.

Польза UX очевидна. Но кажется, что это направление больше подходит для IT-специалистов. Как психологи интегрированы в эту сферу? 

Во-первых, психологов учат проводить исследования, а это именно то, на чем строится работа UX-специалиста. Важно уметь выдвигать гипотезы, выбирать методы для исследования, анализировать данные и делать выводы. Во-вторых, психологи изучают познавательные процессы: восприятие, внимание, память и другие. Представьте, что вам сказали запомнить простые выражения, находящиеся на экране компьютера. Как считаете, вы лучше их запомните, если они сохранятся в компьютере или если их сразу же сотрут? Эксперименты показали, что в первом случае запомнится адрес хранения, а во втором – сами выражения. Это называется Google-эффект, и он как раз о работе памяти внутри цифровой среды. Другое явление из психологии, которое применимо в цифровой среде — это страх упущенной возможности (FOMO — Fear Of Missing Out). Он проявляется в том, что вы боитесь пропустить что-то интересное и значимое, поэтому в цифровой среде его используют, чтобы намекнуть на ограниченное предложение. «Остался только 1 свободный номер» на Booking.com или таймер с большой скидкой на сайте Skillbox — всё это подталкивает человека быстро принять решение, ведь он боится упустить выгоду, а времени взвесить все за и против у него нет. Такие манипуляции называются тёмными паттернами, их используют, чтобы добиться конкретных действий от пользователей. Знание и понимание механики воздействия тёмных паттернов позволяет не попадаться в ловушки и принимать решения в свою пользу.

Кажется, что UX это перспективное направление для развития карьеры, но разобраться, как там все устроено и с чего начинать самому довольно сложно. Как твой проект  UXability помогает справиться с этой задачей? 

В проекте UXability я сосредоточила свои силы и знания на знакомстве студентов-психологов с направлением User experience. Я хочу помочь им понять, насколько это интересная и перспективная область деятельности. В нашем паблике VK мы показываем разницу между хорошим интерфейсом и плохим, рассказываем, как проходят UX-исследований и нужно ли уметь «рисовать» сайты и приложения, чтобы стать UX-специалистом. Проект появился не так давно, но мы активно развиваемся и строим планы на будущее. Сейчас готовится подборка с актуальными зарубежными материалами, также мы собираем материал о роли дизайна и познавательных процессов в пользовательском опыте. И конечно же мы подскажем нашим читателям, где найти стажировки и вакансии для практики навыков в UX. Обязательно присоединяйтесь к нам, и может быть, вы найдете профессию своей мечты.

А есть ли подобные проекты для абитуриентов?

Абитуриенты могут познакомиться с User experience в рамках Академии юного психолога (АЮП). Это встречи со студентами-психологами, которые рассказывают о когнитивных искажениях, эмоциональном интеллекте, самооценке, тревоге и многом другом. Я участвую в этом проекте в качестве спикера и моя миссия — донести до абитуриентов, что психология не только про науку, консультирование и HR, это ещё и про пользовательский опыт. Я рассказываю про психологические феномены, которые применяют в интерфейсах, о влиянии гаджетов на человека и, что самое важное, о том, что такое UX. Встречи проходят каждый понедельник в уютном корпусе на Парке Культуры, присоединяйтесь!

Раз речь зашла об абитуриентах, стоит спросить, как проходило твое поступление? Очевидно, что выбор профессии для тебя оказался удачным. 

У меня никогда не было цели стать психотерапевтом или развиваться в научном направлении. Но я понимала, что психологическое образование даёт огромное количество возможностей для дальнейшего развития, ведь психологию можно сочетать с другими видами деятельности, например, с дизайном, цифровыми технологиями или маркетингом. Я знала, что на Широком бакалавриате можно выбрать дополнительный профиль по интересующей меня сфере. Эта уникальная возможность, поэтому я выбрала именно программу «Психология: современная теория и практика» в Институте общественных наук.

Ты уже полгода изучаешь дополнительный профиль. Сбылись ли твои ожидания относительно расширения профессиональных компетенций? 

Мой дополнительный профиль — «Маркетинговые коммуникации в цифровой среде». Я выбрала его из-за набора дисциплин — исследования цифровой среды и её пользователей звучат очень привлекательно, также интерес вызвали брендинг, дизайн, интернет-маркетинг и веб-аналитика. Я могу применить здесь свои знания по психологии и рассмотреть, как цифровая среда влияет на познавательные процессы: память и внимание. А ещё для меня невероятно ценно, что то же самое я могу рассмотреть с точки зрения маркетинга и понять, как доносить информацию о цифровом продукте до конечного пользователя. Я знаю, чем хочу заниматься в будущем, и моя программа дает мне возможность для быстрого старта. Благодаря основному профилю психологии я разбираюсь в научных исследованиях, экспериментах, в частности, по познавательным процессам. А от дополнительного профиля я получаю площадку, на которой могу применить научные знания в прикладной форме. 

Звучит, как стратегия профессионального развития. Есть ли у тебя уже планы по выстраиванию карьеры? 

Моя профессия соединит в себе всё, что мне нравится: психологию, дизайн, маркетинг, IT и аналитику — это продуктовый дизайнер. Задача продуктового дизайнера — учесть потребности пользователей и бизнеса. Он проводит исследования, ставит гипотезы, придумывает решения, визуализирует их в виде прототипов и занимается аналитикой. Это человек, который работает с продуктом на всех этапах его развития и последующего запуска. Чтобы стать действительно востребованным специалистом в этой сфере, нужно обладать широкими и глубокими компетенциями. Это не та история, в которой можно поверхностно по всему пробежаться. Поэтому я углубляюсь в User experience (UX) — это фундаментальная база, на которой будет строиться моя карьера. Я довольно много работаю уже сейчас, чтобы после выпуска как можно быстрее добраться до позиции продуктового дизайна и стать квалифицированным специалистом. В этой профессии я смогу собрать мою любимую комбинацию — психологию, дизайн, IT и маркетинг.

====