• Главная
  • Новости
  • «Полезное прошлое» для управления настоящим: как устроена подготовка госслужащих на программе «Историко-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления»

«Полезное прошлое» для управления настоящим: как устроена подготовка госслужащих на программе «Историко-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления»

  • 10.03.2023
Поделитесь с друзьями

Руководитель программы «Историко-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления» Роман Кончаков и методист программы Роман Ярмошевич рассказывают о том, какие компетенции необходимы современному государственному служащему и за что работодатели ценят междисциплинарное образование.

Ваша программа готовит не обычных государственных служащих, а специалистов с компетенциями в исторической сфере. Расскажите, зачем госслужащему нужны знания по истории?

Роман Кончаков: Компетенции, связанные с историей, полезны для госслужащих, поскольку история содержит в себе так называемое «полезное прошлое». Важно не просто переносить прошедшие события на современные реалии, а изучать исторический опыт по реагированию государства на различные вызовы. Это можно наблюдать на уровне страны или отдельных сообществ, что полезно для выработки различного рода стратегий. Для студентов исторические компетенции полезны с точки зрения формирования дополнительных профессиональных компетенций и расширения базы кейсов, с которыми они столкнутся в своей предметной деятельности.

Анализ исторического опыта и государственное управление — довольно разные сферы деятельности. Каким образом они сочетаются в одной программе?

Роман Кончаков: Программа реализуется на базе стандарта «Государственное и муниципальное управление» и расширяет его за счёт дополнительных компетенций и знаний. Чтобы упорядочить образовательный процесс, дисциплины сгруппированы по модулям. Первый связан с государственным и муниципальным управлением и касается теории права и государства, управления социальными проектами, основ национальной экономики, представления о том, как функционирует государство и его институты, а также различные учреждения государственного управления. Из предметов могу выделить «Теории и механизмы современного государственного управления» и «Кадровую политику и кадровый аудит организации». Другой модуль посвящён развитию исторических компетенций, и здесь кроется изюминка программы — «уроки» истории преподают не простые преподаватели, а госслужащие, работающие в региональных или федеральных органах исполнительной власти, имеющие историческое образование и способные отрефлексировать, что именно в историческом знании был полезно в их работе. Важная дисциплина модуля — «Источниковедение для аналитических целей». Она развивает мастерство работы с источниками, понимание того, как появился источник, кто и для каких целей его создавал, как правильно интерпретировать информацию, которая в нём находится. Если в источнике приведён опрос, важно понимать, кто и кого опрашивал, в какой момент, как это было зафиксировано, как попало в источник и так далее. Третий модуль позволяет транслировать историческое знание и опыт госслужбы в публичную сферу: это дисциплина «Спецпроекты в СМИ», а также политический спичрайтинг и соответствующая риторика, которой обучают в рамках «Организации общественных коммуникаций». Ещё один модуль, гуманитарные основы эффективного общественного управления, — симбиоз политической науки и социально-экономических дисциплин. Туда входят «Современная социальная теория», «Политическая экономия» и «Теория истории международной политики». Кроме того, есть дисциплины по выбору, обеспечивающие индивидуализацию образовательной траектории. Можно выбрать историю финансовых институтов или историю местного самоуправления, изучение истории кризисов и ответов государства на различные вызовы или историческую социологию власти, всего таких пар четыре.

Роман Ярмошевич: На программе также предусмотрены два сквозных практикума. Первый — аналитическое письмо, на котором студенты будут учиться писать аналитические документы. Сначала им расскажут, какие бывают аналитические документы, чем они отличаются от статьи, очерка или колонки, почему аналитический доклад важен и как его структурировать. Этот практикум предполагает постоянное написание текстов, они будут проверяться людьми, которые непосредственно задействованы в подготовке аналитических докладов и записок для правительства и для органов исполнительной власти. Студенты смогут обсудить свои работы с экспертами, скорректировать их и поработать с реальными кейсами. Если появится запрос от органов исполнительной власти на подготовку определённого доклада, то студенты могут включиться в работу над ним. Второй практикум связан с анализом данных, он предполагает работу с такими мощными аналитическими инструментами, как Python, и овладение статистической подготовкой. Внутри этого практикума будет большой блок, связанный с работой с открытыми данными, открытым правительством и парсингом данных с площадок, где они публикуются. Студенты поймут, как устроены механизмы государственной прозрачности и как можно работать с данными, которые публикуют органы власти.

На программе есть и практикумы, и различные блоки дисциплин. Не сбивает ли студентов такое разнообразие?

Роман Ярмошевич: Нет, разнообразие дисциплин даёт возможность конструировать новые умения из разных компонентов и формирует у студента междисциплинарную гуманитарную базу. Она позволит нормально общаться и оперировать теми терминами, которые необходимы в истории, а также расширит оптику взгляда как на исторические события, так и на современные.

Роман Кончаков: Последние несколько месяцев на государственном уровне обсуждают различные сюжеты, связанные с мобилизационной экономикой. Мне кажется, что это показывает востребованность междисциплинарных программ, акцентирующих интерес федеральных и региональных органов исполнительной власти, наших основных работодателей, на историческом опыты. Помимо экономических задач госслужащие с историческим бэкграундом могут решать вопросы, касающиеся национальной политики или этносов. В этих случаях необходимо понимать историю конкретного вопроса и региона, иначе возникают определённые риски. Любое значимое решение должно иметь историческую экспертизу, потому что бывает сложно оценить конкретный набор рисков, которые могут возникать в результате определённых действий. Исторический анализ показывает набор вероятных стратегий разрешения проблемы, и ориентируясь на них, можно либо увидеть полезные аналогии, либо принять решение пробовать другие варианты.

Хватает ли сегодня на рынке труда кадров с междисциплинарными компетенциями?

Роман Кончаков: На мой взгляд, кадров недостаточно, но важность такого рода специалистов остро осознаётся, это видно в тех задачах и поручениях, которые ставит президент по структурированию исторического знания и подготовке историков. С другой стороны, программ, которые сочетали бы подготовку госслужащего и исторические компетенции, нет. Поэтому наша программа — это уникальный образовательный продукт, мы гордимся тем, что он возник в Институте общественных наук Президентской академии, которая уделяет большое внимание подготовке управленцев и государственных служащих.

Как в программу интегрирована научно-исследовательская деятельность?

Роман Кончаков: Студенты готовят ВКР и пишут большое количество эссе. Иногда предметом исследования становится история государственных учреждений или институтов. Кроме того, они нарабатывают опыт подготовки аналитических записок. 

Роман Ярмошевич: Если посмотреть на аналитическое сопровождение государственного управления, то с интеллектуальной точки зрения это похоже на научную деятельность. Просто требования, которые предъявляются к научной публикации и к аналитическому докладу, разные. Аналитический продукт готовится быстрее, чем научная публикация, он меньше критикуется публично, но по методологии и производственному циклу это очень похожие продукты, поэтому человек, который обучится готовить аналитические тексты, сможет подготовить и научный.

Многие студенты обучаются в магистратуре, параллельно работая. Как ваша программа сможет повлиять на их карьеру?

Роман Кончаков: Отмечу, что на нашей магистратуре исторические компетенции не базовые, а обеспечивающие, то есть магистранты лучше видят и оценивают перспективу последствий, которые может вызвать то или иное решение. У них образуется объёмное видение, причём каждое решение они соотносят не только с последствиями, но и с ретроспекцией. Выпускники смогут приводить дополнительные аргументы при формировании доказательной политики и продолжать свою карьеру, которая, на мой взгляд, станет более успешной.

Магистратура «Историко-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления» направлена на овладение навыками самостоятельного проведения научных и аналитических исследований, освоение приёмов и методов аналитической деятельности и обучение анализу исторических, национальных, региональных, конфессиональных компонентов как неотъемлемых условий осуществления управления. Узнать о программе подробнее и задать свои вопросы руководителю программы вы сможете на Дне открытых дверей, который состоится 14 марта.


====