От постановки цели к карьерному росту: советы от тьюторов ИОН

  • 05.06.2024
Поделитесь с друзьями

Достижение успеха — личного, академического или профессионального — во многом зависит от грамотной постановки цели. Зачастую при большой вариативности образовательных программ и курсов можно увлечься и «потеряться» на пути к желаемому результату. Студенческая жизнь даёт преимущество для профессионального развития в виде выбора иностранных языков, элективных курсов, дополнительных профилей и мест практик, и студентам часто необходима поддержка и направление от опытных наставников. Именно для этого в Институте общественных наук работают карьерные тьюторы, к которым можно обратиться за консультацией. Они помогают не только правильно ставить цели, но и принимать взвешенные решения и формировать из этих навыков профессиональную привычку. Анастасия Данилова и Кристина Шепитко, карьерные тьюторы ИОН, поделились советами, которые помогут в выборе образовательной траектории и верном определении своих целей.

В теме образования часто возникает вопрос о целях обучения. Какими они бывают?
 
У каждого студента свои цели обучения, отражающие их индивидуальные интересы, карьерные амбиции, личные стремления и образовательные потребности. Эти цели варьируются в зависимости от стадии обучения, специализации и личных жизненных обстоятельств. Основная цель большинства студентов — получить знания и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Помимо этого студенты стремятся к личностному росту, развитию критического мышления, аналитических способностей и лидерских качеств. Образование в вузе даёт возможность развить самостоятельность и ответственность, а также сформировать этические принципы и ценности. Международный опыт в формате изучения языков, программ обмена, стажировок за рубежом также становится целью, так как повышает конкурентоспособность студентов на глобальном рынке труда, даёт возможности для социального взаимодействия и обмена культурным опытом.
 
Зачем студенту понимать свои цели?
 
Понимание академических и карьерных целей — ключевой фактор, который помогает студентам успешно продвигаться по пути образования и профессионального развития. Если цель сформулирована корректно, то студенты могут построить подробную дорожную карту желаемой академической и карьерной траектории. В таком случае у обучающихся повышается мотивация и появляется понимание, для чего они посещают пары, зачем делают домашние задания и участвуют в групповых проектах. Осознание целей позволяет студентам обогатить свой образовательный опыт: мотивирует глубже изучать академические дисциплины, участвовать в научных исследованиях, стажировках и практиках. Для понимания и корректной формулировки академических и карьерных целей студенты могут обратиться к карьерным тьюторам Института.
 

Если говорить о магистратуре как о ступени образования, которая требует новых, более осознанных намерений, то на что может опираться абитуриент при постановке цели обучения?

Магистратура закрывает ряд специфических потребностей, которые возникают после окончания бакалавриата: углублённое изучение выбранной области, развитие исследовательских навыков, международный опыт, расширение карьерных перспектив и профессиональные контакты. Для многих профессий магистерская степень является значительным преимуществом для продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, магистратура даёт возможность сменить профессиональный путь и получить знания в новой области. Так, абитуриент магистратуры сталкивается с выбором, который определит его профессиональное и личное развитие в ближайшие годы, и в нём стоит учесть несколько аспектов. Во-первых, определить долгосрочные профессиональные цели и понять, какие навыки и знания требуются для их достижения. Это поможет абитуриенту выбрать специализацию, которая наилучшим образом подготовит его к желаемой карьере. Во-вторых, на магистратуре можно глубоко погрузиться в изучение предметов, которые вызывают искренний интерес. Это приведёт к более значимым и удовлетворительным результатам как в академической, так и в профессиональной сфере. В-третьих, важно учитывать требования рынка труда, тренды и навыки, которые востребованы. Тем, кто стремится к академической карьере, стоит опираться на наличие сильных научных школ, исследовательских проектов и возможностей для научной работы в конкретном университете.

Выбор магистерской программы — это комплексное решение. Мы рекомендуем тщательно изучить потенциальные программы, посетить дни открытых дверей, пообщаться с выпускниками и преподавателями, чтобы получить полное представление о том, как конкретная программа может помочь достичь поставленных целей.

Какие ошибки студенты допускают чаще всего при постановке образовательных целей?
 
Если продолжать разговор про магистратуру, то студенты часто воспринимают диплом как необходимый атрибут для карьерного роста, не уделяя внимания реальным навыкам и знаниям, необходимым в профессиональной сфере. Существует также заблуждение, что обучение в магистратуре автоматически превратит студента магистратуры в квалифицированного специалиста без особых усилий с его стороны. Профессионализм и экспертиза требуют не только знаний, полученных в ходе учёбы, но и их активного применения, непрерывного самосовершенствования и реального опыта, который невозможно получить исключительно в рамках академической программы. 
Кроме того, некоторые магистранты не учитывают важность вовлечения в академическое и профессиональное сообщество, которое может оказать значительное влияние на обучение и трудоустройство. Сетевое взаимодействие и профессиональные контакты могут играть столь же значимую роль, как и сама академическая программа.

Если студенту не удалось сформулировать для себя чёткий запрос, как это может повлиять на процесс обучения и его результаты? 

Важно понимать, что неопределённость может стать «точкой роста», частью процесса самопознания и профессионального развития. C одной стороны, в ряде случаев она приводит к снижению мотивации и академической вовлечённости, поскольку студенту сложно видеть значимость учебного материала для своего будущего. С другой стороны, университетские годы — идеальное время для исследования академических дисциплин и карьерных путей. Процесс поиска и самопознания способствует личностному развитию, умению принимать решения в условиях неопределённости. Конечно, в современном мире, где профессиональные требования и рынок труда постоянно меняются, гибкость и способность адаптироваться могут быть так же ценны, как и чётко поставленные цели.
 
Как правильно понять собственные стремления? Какие есть техники, помогающие это сделать?
 
Это процесс самопознания, который требует времени и терпения. 
Мы бы рекомендовали следующие техники:

1. Саморефлексия с помощью дневниковых записей: регулярное ведение дневника, где можно отмечать свои мысли, чувства, достижения и разочарования. Что приносит мне удовольствие? Когда я чувствую себя наиболее счастливым? Какая деятельность поглощает меня полностью? Что бы я делал(а), если бы у меня было достаточно времени и ресурсов?
2. Анализ ценностей: составить список основных ценностей и приоритетов в жизни (семья, карьера, образование, здоровье, творчество) и расставить ценности по приоритетности. Это поможет сфокусироваться на самом значимом.
3. Целеполагание: известно много разных инструментов, но я люблю использовать в работе постановку целей по SMART и Vision (визуализация успеха). SMART — это практика постановки конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных и ограниченных по времени целей, которая помогает уточнить стремления и план действий для их реализации. Vision — это упражнение для визуализации себя через 5-10 лет, выявления долгосрочных стремлений и поиска мотивации для их реализации.
4. Обратная связь и профессиональная помощь: важно обсуждать мысли и чувства с друзьями, семьей или коллегами. Иногда внешний взгляд может предложить новое понимание себя и своих стремлений. Работа с тьютором также помогает увидеть свои сильные стороны и интересы, личные качества, страхи, сомнения и ожидания, а также разработать стратегии для достижения личных 
и профессиональных целей. Важно помнить, что понимание собственных стремлений — это динамичный и постоянно развивающийся процесс. Важно оставаться открытым к новым идеям и возможностям, к изменениям и адаптации своих целей в соответствии с жизненным опытом и обстоятельствами.

Что самое важное нужно учесть студенту при выборе образовательной траектории?
 
Важно начать с анализа собственных интересов, которые должны быть основой выбора специальности. Это усиливает внутреннюю мотивацию и способствует более захватывающему и продуктивному учебному процессу. Кроме того, студентам следует принимать во внимание свои карьерные стремления и амбиции, а также текущую и предполагаемую динамику рынка труда, чтобы их будущая специализация оставалась востребованной. Нельзя не сказать и про финансовые ресурсы, которые требуют реалистичной оценки: стоимость обучения и доступные гранты или стипендии. Помимо этого есть ещё один немаловажный нюанс — возможность баланса учёбы и личной жизни, так как именно он помогает предотвратить выгорания и способствует поддержанию благополучия. Тщательный анализ этих факторов приведёт к взвешенному и продуманному выбору образовательного пути.