Научные дискуссии и академический спиддейтинг — как Дункер объединяет исследователей когнитивной психологии со всей России

Поделитесь с друзьями

С 28 августа по 1 сентября прошла Всероссийская школа молодых ученых по когнитивной психологии памяти Карла Дункера. Школа проводилась в пансионате РАНХиГС «Солнечный», в рамках проекта НЦМУ «Центр перспективных социальных исследований». На конференции ученые из разных областей когнитивной науки делились друг с другом результатами своих исследований.
Спикеры и мероприятия
- Н.В.Морошкина, канд. психол. наук, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, рассказала о результатах исследований, направленных на прояснение природы и функций Ага!-переживания
- Д.В.Люсин, канд. пед. наук, доцент кафедры Общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, продолжил тему проникновения аффективных феноменов в когнитивные исследования в своей лекции «Аффективизм».
- Е.С.Горбунова, канд. психол. наук, заведующий Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, рассказала о том, как превратить скучные когнитивные эксперименты в более интересные для респондентов, и как с точки зрения когнитивной психологии, работает геймификация в экспериментах.
- Антон Ангельгардт, стажёр-исследователь НИУ ВШЭ, провел воркшоп по вёрстке кода в R, на котором разобрал основные библиотеки для работы с графиками, таблицами и текстами в коде.
- В.Ф.Спиридонов, д-р психол. наук, профессор, декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС, провёл «Метакогнитивные посиделки», где студенты и старшие коллеги обсудили существующие типы теорий в когнитивной психологии: то, какие из них максимально востребованы, каковы критерии хорошей когнитивной теории и суть понятия «теории от метода».
Круг вопросов
На Дункере всегда проходит большое количество научных диспутов, в этот раз обсуждались следующие вопросы: оправдано ли применение нейровизуализационных методов в когнитивной психологии? Стоит ли держаться своего научного руководителя на протяжении всей научной карьеры, или за академической мобильностью — будущее? Как далеко когнитивные исследования продвинулись после А.Р.Лурии?
Последнее обсуждение было посвящено 120-летию Карла Дункера. Участники Школы коротко вспомнили основные теоретические и эмпирические достижения Луриевской нейропсихологии и охарактеризовали состояние отечественной нейропсихологии на сегодня.
В завершающей лекции «Инсайтное решение задач: миф или реальность?» В.Ф.Спиридонов раскрыл аргументы «за» и «против» существования и феноменологического состава инсайтного решения. В рамках обсуждений мы также попробовали разобраться, что измеряют субъективные шкалы инсайтного решения.
«Я впервые попала на Дункер в этом году. Школа замечательна тем, что объединяет студентов, учёных и преподавателей вокруг когнитивной работы. Очень важным и полезным оказался опыт общения со старшими коллегами, которые в науке понимают гораздо больше, чем я. Получала удовольствие, находясь в эпицентре дискуссий про инсайт и то, как развивать когнитивную науку сейчас. С большим интересом на постерной сессии подходила к коллегам из других вузов, чтобы узнать, над чем они сейчас работают. Дункер позволяет прикоснуться к науке, увидеть, как это делают коллеги из других вузов, и не терять общую нить развития»
Нетворкинг на Дункере
Помимо учебных мероприятий, на школе уделяется большое внимание выстраиванию новых связей с коллегами-исследователями. Обширная внеучебная программа включала в себя академический спиддейтинг (знакомство и быстрый обмен исследовательским опытом среди участников), игра «Что? Где? Когда?» в психологической тематике и другие виды совместного досуга.
«До Дункера у меня не было опыта участия в академическом спиддейтинге. Сначала я чувствовала замешательство, обдумывая, что спросить у собеседника, но со временем стало проще. Я узнала о любимых экспериментах других людей, об их научных работах, о том, как они строят научную карьеру. Рассказывая про своё исследование, было приятно увидеть заинтересованность коллег, услышать уточняющие вопросы и получить ценные комментарии»
Студенты-победители постерной сессии
«В этом году я была на Дункере второй раз. Конкурс в этом году был большой: из 75 человек прошли 25! Школа получилась какой-то особенно тёплой. Мне удалось познакомиться с интересными людьми, побольше узнать про свою исследовательскую область. Такой формат, где много участников из разных городов и вузов, помогает увидеть всю широту научной сферы психологии.
На постерной сессии я представляла свою работу на тему связи гибкости семантического контроля и креативности. Моя работа заняла первое место на конкурсе самых красивых постеров, а второе место я заняла за интересное представление своего исследования. Потом случилось невероятное: Владимир Феликсович, наш декан, попросил выступить меня устно с докладом. Это было мое первое публичное самостоятельное выступление! И я очень рада, что мне удалось получить такой опыт»
На постерной сессии я представляла свою работу на тему связи гибкости семантического контроля и креативности. Моя работа заняла первое место на конкурсе самых красивых постеров, а второе место я заняла за интересное представление своего исследования. Потом случилось невероятное: Владимир Феликсович, наш декан, попросил выступить меня устно с докладом. Это было мое первое публичное самостоятельное выступление! И я очень рада, что мне удалось получить такой опыт»
«Это было моё первое подобное мероприятие, и я осталась в полном восторге от организации и от участников. Я ехала с мыслью, что план моего исследования разнесут в пух и прах, но обратная связь от студентов и преподавателей была очень мягкой и аккуратной.
Моя работа представляла собой план исследования, которое я собираюсь проводить в этом году в рамках курсовой работы. Оно будет направлено на поиск связи между веб-аффордансами и эффектом Саймона. Другими словами, мы попробуем выяснить, увеличивается ли время нашей реакции при взаимодействии с непривычными и необычными значками на сайтах»
Моя работа представляла собой план исследования, которое я собираюсь проводить в этом году в рамках курсовой работы. Оно будет направлено на поиск связи между веб-аффордансами и эффектом Саймона. Другими словами, мы попробуем выяснить, увеличивается ли время нашей реакции при взаимодействии с непривычными и необычными значками на сайтах»
«На Дункере мне больше всего понравилась атмосфера научного коммьюнити: все участники, преподаватели и слушатели общались наравне, делились опытом и вступали в горячие дискуссии, оставив свои «погоны» за пределами школы. Я ехала с целью обсудить с более опытными коллегами свое исследование и оказалась не разочарована! Не смотря на то, что тема моего исследования «Роль моторной активности в выборе стратегии ментального вращения сложных сцен» не совсем соответствует общему вектору исследований других участников, мне все равно дали очень ценную обратную связь. Я крайне благодарна за возможность представить свою работу в форме не только постера, но и научного доклада. В следующем году я также собираюсь подаваться на Школу снова и надеюсь, что и другие студенты психологического Факультета присоединятся к этому мероприятию!»