• Главная
  • Новости
  • Как устроена работа психологической службы: интервью с Кириллом Хломовым

Как устроена работа психологической службы: интервью с Кириллом Хломовым

  • 24.03.2022
Поделитесь с друзьями

В 2017 году в РАНХиГС начала работать психологическая служба, специалисты которой оказывают бесплатную психологическую помощь студентам и работникам академии. Мы поговорили с сотрудником психологической службы Кириллом Хломовым о том, как она была создана, почему важно обращаться за помощью к психологу и как выбрать специалиста самостоятельно.  

Кирилл Хломов

новости-circle.png


Сотрудник психологической службы, гештальт-терапевт, ведущий тренер Московского Гештальт Института, член International Association for the Advancement of Gestalt Therapy.




Как в академии появилась психологическая служба? И какую роль в ее создании играет Институт общественных наук? 
 
Психологическая служба была создана в 2017 году, благодаря инициативе преподавателей Факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС. Инициативу поддержали наши коллеги: Наталья Красовская, Светлана Болкунова, Владимир Спиридонов. Так на программах многопрофильного бакалавриата некоторых студентов стала консультировать Софья Киселева. Потом сделали отдельную службу, которая состояла из двух человек: меня и Сони. После того, как рабочие группы защитили проект по расширению психологической службы, мы начали оказывать психологическую помощь для студентов и сотрудников уже всей академии. 
 
В чем была необходимость создания психологической службы? 
 
Мы брали за основу опыт западных университетов (Станфорд, Оксфорд). Лучшие вузы создают у себя психологические службы и стараются обеспечить психологическую поддержку на должном уровне. Наличие психологической службы в вузе гарантирует более здоровую атмосферу и отношения между сотрудниками и студентами. Мы поддерживаем учащихся, преподавателей, которые оказались в кризисных ситуациях: травмы, жизненные трудности, конфликты. Доступность психологической службы позволяет оптимизировать и избежать ненужных страданий. 
 
Как сейчас устроена работа психологической службы?
 
Сейчас у нас работает 11 сотрудников и больше 170 клиентов, которых мы консультируем. Важным условием работы становится конфиденциальность тех людей, которые к нам обращаются. Мы сотрудничаем с медицинским центром Академии и направляем к ним на консультацию студентов с психическими заболеваниями.   
Специалисты также начали делать практикумы для других вузов, освоили супервизию и интервизию (прим.ред. форматы обсуждений, когда специалисты обучаются с целью улучшить свою работу). Нас поддерживает Российское сообщество психологов. Мы организовываем конференции психологических служб университетов. Например, в этом году участвовали в разработках и инициативах по оказанию и получению бесплатной психиатрической медицинской помощи студентам. 
 
Расскажите, а для чего обращаться за помощью к специалисту, и почему это важно?
 
До 80-х годов психологическое консультирование и психотерапия были широко распространены среди маргинальных людей, либо социальной элиты, которая могла себе это позволить. Из-за отсутствия возможностей организовать социальную, поддерживающую среду, большинство справлялись с проблемами через взаимную помощь: беседы на кухне, хождение друг к другу в гости. Сейчас ментальные и физические нагрузки стали выше, а пространства для свободной поддержки - меньше. Возрос спрос на психологическую помощь, особенно после пандемии. Людям необходимо справляться с переживаниями, неопределенностью. По этим причинам нужны специалисты, на которых можно опереться, с которыми можно поговорить. Наличие такой поддержки позволяет принимать более взвешенные решения и лучше управлять своей жизнью.  
 
А с какими проблемами обращаются в психологическую службу?
 
Мы сейчас больше сконцентрированы на дефицитарных проблемах (прим. ред. недостаток чего-либо, требуемого для нормального развития и функционирования). 
Поступают часто запросы, связанные с прокрастинацией, отношениями, тревогой, страхом, депрессией, суицидальными мыслями. Приходят с проблемами химической зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Однако в этом случае мы работаем совместно с психиатрами и наркологами. 
 
Обращение в психологическую службу подразумевает одноразовую встречу или длительная терапия также возможна?
 
Длительная терапия возможна. Мы начинали с того, что у нас совсем не было никаких ограничений по времени. Но сейчас к нам поступает много запросов, поэтому иногда вынуждены ограничивать продолжительность сеансов. Иногда бывает так, что некоторые запросы требуют больше работы, тогда мы, конечно, оказываем продолжительное консультирование. 
 
Как выбрать специалиста студентам, которые завершили обучение в Академии? На что стоит обращать внимание? 
 
Мы, действительно, столкнулись с тем, что большинство студентов, которые сейчас проходят терапию, заканчивают этим летом обучение в Академии. Кто-то из них планирует поступать в магистратуру, а кто-то уходит. И в этом случае они оказываются в ситуации, когда им нужно выбрать специалиста за пределами вуза. Мы рекомендуем обратиться к коллегам с Факультета психологии ИОН РАНХиГС или из медицинского центра. Важно собрать 4-5 телефонных контактов специалистов. А дальше с ними связаться, поговорить, посмотреть профили в соцсетях. Это позволит понять, с кем у вас будет лучше складываться контакт. Эффективность психотерапии во многом определяется не столько психотерапевтом, сколько качеством альянса между клиентом и специалистом. 
 
Если говорить о карьерных возможностях в психологической службе, вы привлекаете к работе студентов?  
 
Мы будем рассматривать на позиции к нам выпускников, но пока берем к себе в службу людей, окончивших магистратуру. Хотелось бы, чтобы у специалистов была подготовка по одному из основных направлений психотерапевтических школ. Нагрузка психологической службы большая, поэтому для нас важно, чтобы работник был надежен и мог обеспечить длительную работу с клиентами.
 
А преподаватели с Факультета психологии работают в психологической службе?
 
Позиция, которая является важной с точки зрения организации психологической помощи и которую мы стараемся выдерживать — это минимальное пересечение преподавателей и консультантов. Мы стараемся, чтобы не возникало конфликта интересов, и клиенты могли быть уверены в безоценочном, принимающем отношении к ним. В то же время важная часть работы преподавателя как раз оценивание результатов обучения студента. У нас есть небольшие пересечения по нескольким курсам на Факультете психологии. Приходится специально отслеживать, чтобы те студенты, которые получают знания на этих курсах, не были клиентами у наших специалистов. Мы и дальше будем стараться свести подобные пересечения к минимуму. Роль психолога консультанта — это отдельная роль.

====