Как специалисты из разных областей становятся преподавателями?
Поделитесь с друзьями
В Институте общественных наук РАНХиГС работают более 80% практикующих специалистов. Многие из них совмещают преподавательскую деятельность и работу в государственных или частных компаниях. Мы решили поговорить с такими преподавателями и узнать, почему и как они стали работать в ИОН.
Анастасия Разумовская, читает курс «Театральные и фестивальные практики» на программе «Управление в арт-бизнесе» ИОН РАНХиГС, руководитель продюсерского отдела Московского Театра Новая Опера им. Е.В. Колобова
С 2020 года я работаю руководителем продюсерского отдела в театре Новая Опера им. Е.В. Колобова. Мы перешли туда командой из Московского академического Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где я на протяжении четырех лет руководила продюсерским отделом, организовывала гастроли, работала с разными режиссерами. В Новой Опере мы занимаемся полной административной и логистической поддержкой премьер. В музыкальных театрах на постановках работают приглашенные специалисты (режиссер, дирижер, художник-постановщик и т.д.), которые не всегда числятся сотрудниками конкретного театра. Их приглашают в театр создать спектакль. Продюсерский отдел курирует всю эту работу. Договоренность об условиях, сроках исполнения, ведение договоров, отчетности, создание смет. Мы также работаем над лицензиями. В музыкальном театре огромное количество лицензионного материала. К примеру, если ставится балет Баланчина, то с фондом Баланчина идут переговоры о приобретении лицензии. И о том, чтобы были предоставлены педагоги-репетиторы, которые выучат и восстановят балет с той труппой театра, куда вы их приглашаете.
Почему вам было интересно поработать со студентами?
C 2014 года в Школе-студии МХАТ я преподаю «Управление проектами в сфере культуры» на продюсерском факультете. Со студентами мы говорим о законах, которые регулируют нашу деятельность, разбираем предметы договоров, учимся составлять сметы. Преподавание для меня не является чем-то новым. Поэтому, когда мне предложили прочитать курс в ИОН РАНХиГС, я с удовольствием откликнулась.
А чем отличается взаимодействие со студентами из ИОН РАНХиГС от работы со студентами Школы-студии МХАТ?
В Школе-студии МХАТ я читаю на пятом курсе студентам-продюсерам. Мы их часто привлекаем для практики, помощи, работы на театральных фестивалях. Из них мои коллеги ищут себе сотрудников. В ИОН у студентов другой бэкграунд. Работа с ними – для меня это выход из зоны комфорта. Я вижу, что им интересно, могу задать вопросы, которые меня волнут. У нас постоянно друг с другом идет культурный обмен.
Как вы оказались в ИОН РАНХиГС?
Моя основная специальность – клинический психолог. Я начинал работать в «Колледже малого бизнеса» с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): интеллектуальные нарушения, аутизм, ДЦП. Консультировал родителей и детей как школьный психолог. Позже у меня добавилась работа в фонде «Подарок Ангелу», где я стал руководителем психологической службы. Сейчас есть большой волонтёрский отряд, где мы оказываем консультативную психотерапевтическую помощь родителям, которые воспитывают детей с инвалидностью. Знакомство с ИОН я начал с поступления в аспирантуру на программу Факультета психологии. Когда учился на втором курсе, меня спросили о возможности провести практику для студентов на базе фонда «Подарок Ангелу». Я согласился, а потом мне предложили преподавать. Со следующего года ИОН будет для меня основным местом работы.
Какие дисциплины вы преподаете в ИОН РАНХиГС?
Все мои дисциплины - клинические, потому что их может вести только клинический психолог. Я преподаю патопсихологию, экспертизу в клинической психологии (диагностика, помощь в постановке диагноза), а также курсы, связанные с психотерапией (расстройства личности, депрессивные расстройства, сексуальные расстройства).
Яна Новлянская, преподаватель на программах ИОН РАНХиГС, доц., к.э.н., специалист в области HR и бизнес-развития
Моя специальность – управление персоналом. Несколько лет назад мне предложили работу в ИОН РАНХиГС. Сначала для меня это был интересный эксперимент, а потом затянуло (после 20 лет в HR). Сейчас я преподаю несколько дисциплин:
«Теория организации», «Менеджмент», «Принятие решений», «Коммуникации в управлении».
Какие полезные навыки вы приобрели, обучая студентов?
Вообще преподавание учит работать порою в самой неожиданной аудитории. Помогает внезапно выступить без подготовки на различные темы перед людьми. Для меня это полезный навык.
Евгения Шурухт, преподаватель Факультета психологии ИОН РАНХиГС, психолог, бизнес-консультант, руководитель практики «Обучение и развитие» в компании Talent Q Pro
В Институте общественных наук я преподаю около четырех лет. Порядка 20 лет работаю в качестве эксперта по оценке развития персонала. Много взаимодействую с руководителями и командами. Сейчас работаю в компании Talent Q Pro. Мы занимаемся проектами, связанными с оценкой развития талантов людей. Мое знакомство с преподавателями Факультета психологии началось еще в студенчестве. В 2002 году я закончила Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Команда преподавателей, которая там работала, сейчас работает в ИОН РАНХиГС на Факультете психологии. Спиридонов Владимир Феликсович когда-то был моим научным руководителем. Благодаря ему, я стала заниматься бизнес-психологией. Модератор программы «Психология управления» ИОН РАНХиГС Ирина Безменова была в свое время моим преподавателем. А с Надеждой Ячменевой мы познакомились во время весенней психологической школы, куда меня пригласили провести мастер-класс. После чего предложили преподавать.
А почему вы согласились преподавать?
Когда мы с коллегами заканчивали институт, то задались вопросом, что мы можем «делать руками». Психологическое образование в большей степени гуманитарное, прикладное. «Делать что-то руками» мы научились только тогда, когда уже начали работать. Мне захотелось поделиться со студентами своими профессиональными компетенциями как специалиста. Кроме того, преподавание – возможность переосмыслить собственный опыт. Я могу посмотреть на работу другим взглядом, понять, чем я могу быть полезна бизнесу. Студенты дают мне обратную связь, накидывают свои идеи. Например, мы можем с ними решать кейс из моей практики, и они обращают внимание на те моменты, о которых я даже не задумывалась. Это очень обогащает и расширяет мое видение на многие вещи.
Чему лично вы научились за годы преподавания?
Я научилась быстро перестраивать учебный процесс. Если поднимается интерес к какой-то определенной теме, то я должна быть готова последовать за этим интересом. Или же отказаться темы, даже если заранее ее запланировала. Главное, чтобы студенты являлись заказчиками своего обучения. Для меня это кажется самым ценным.