Итоги международной конференции «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики»
Поделитесь с друзьями
21-22 апреля 2023 г. в рамках гранта Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» состоялась международная конференция «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики». В первый день работы прошел семинар «Педагогика События», посвященный успешным методикам обучения детей с глубокой умственной отсталостью. Во второй день участники разбирали суть профессий учителя, психолога, врача.
На семинаре «Педагогика События» прозвучал доклад Кристель Манске – доктора психологии и педагогики, руководителя Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге (Германия). Выдающийся педагог, один из ведущих в мире специалистов в области коррекционной педагогики и психологии со стажем работы с особыми детьми более сорока лет, автор множества книг, ставших бестселлерами, на основе разбора отдельных случаев показала, как дети с тяжелыми диагнозами - глубокой умственной отсталостью, с IQ 60, с нарушениями обучаемости и поведения разного генеза, синдромом Дауна, аутизмом – могут в короткое время достигать удивительных учебных результатов и стать «нормальными» при условии нашей открытости и адекватной коммуникации.
Как подчеркнула Кристель Манске, ее методики работы с аутистами, детьми с трисомией, СДВГ и другими особенностями, основаны на подходах выдающегося российского педагога и психолога Льва Выготоского, впервые связавшего педагогику и психологию. «Моя работа немыслима без российских психологов. Однако самую большую роль сыграл Выготский», – подчеркнула она.
Суть методики – установление коммуникации с пациентом, взаимодействие, при котором «и обучающиеся, и обучающие должны иметь совместные моменты, основанные на взаимном доверии. Необходимо использовать каждое мгновение для коммуникации с ребенком, чтобы приблизиться к нему. Поэтому обучение не должно следовать какому-то жесткому плану, а мы должны быть готовы ко всему. Только реальность дает нам огромное количество возможностей, и только так педагог может не подавлять возможности детей, а культивировать их. Мы ни о чем не судим – мы часть происходящего
Другой пример – Эдвард, который в течение 4 лет не был в состоянии научиться читать и писать, не говоря о постижении более сложных материй. А по итогам 16 часов занятий с Кристель Манске юноша освоил процесс метаморфозы лягушки, хотя у него была диагностирована тяжелая умственная отсталость.
Тема второго дня семинара — «В чем главная суть профессий учителя, психолога, врача? Поиск профессиональной идентичности в индивидуальной биографии». Кристель Манске рассказала о людях и жизненных ситуациях, которые помогли ее становлению как профессионала. Как выяснилось, первые уроки педагогики ей, девочке, родившейся в Германии в самом конце войны в буквальном смысле слова под бомбежками союзников по антигитлеровской коалиции, преподали собственные бабушка и дедушка.
«Никогда ни в чем не обвинять ребенка! Никакие моральные проповеди не помогают – помогают только адекватные действия» и «Дети должны сами делать последний шаг к успеху. Если мы, взрослые, вместе с ними строим башню, именно дети должны положить последний камешек. Это значит, что ребенок всегда успешен!» – такова, по словам Кристель Манске, суть этих уроков.
С ребенком надо делить его мысли, его мечты, его страхи. Только тогда растворяются обычные отношения «учитель – ученик» или «владычество и подчинение», как растворяются в воде соль или сахар. Только так мы можем взаимно признать друг друга. А это взаимное признание и есть врата к самосознанию. Взаимное признание преображает безжизненную пустыню в цветущий Эдемский сад и из отношений, основанных на власти, появляются отношения, основанные на смысле
«Мы начинаем учиться читать с еды, которая занимает большую часть урока. Дети откусывают куски пищи, жуют. Таким образом, с одной стороны, мы активизируем центр моторики. Но также во время еды возникает ощущение счастья. А когда человек счастлив, когда он получает удовольствие, у него лучше работает память. И это помогает делу. Затем на уроке начинается предметная деятельность: помогая себе руками, ребенок учится произносить звуки «а» и «м». И через два урока он уже может сказать, а затем и прочитать это слово «мама». Именно это произошло в Никарагуа, где я работала с девочкой 5 лет, которая до этого после травмы вообще не разговаривала», – отметила специалист.
Другой пример из педагогической практики Кристель Манске – установление коммуникации с первоклассником-прогульщиком из ее класса. Как выяснилось позже, мальчик не приходил на занятия только потому, что с ним никто не хотел сидеть рядом, поскольку он был из детского дома. А педагог, по ее словам, «поделила с ребенком ситуацию», отыскав его в школьном дворе и сказав, что и она сама, и весь класс волновались, думая, что раз он не пришел на урок, значит, с ним случилось что-то плохое. Больше мальчик не пропускал занятий, а окончательно всё изменилось, когда к нему за парту села лучшая ученица класса.
После лекции специалист отвечала на вопросы, и в частности – о том, что делать матерям, которые сталкиваются с грубостью особенных детей. «За грубостью всегда скрывается страх. Если это объяснить ребенку, это уже изменит ситуацию», – подчеркнула Кристель Манске.