• Главная
  • Новости
  • ISS Short List: список рекомендаций от Школы актуальных гуманитарных исследований

ISS Short List: список рекомендаций от Школы актуальных гуманитарных исследований

  • 08.02.2021
Поделитесь с друзьями

Институт общественных наук запустил специальный проект ISS Short List.

Руководители программ и преподаватели ИОН делятся списками книг, фильмов и сериалов, которые стоит включить в список прочтения и просмотра в 2021 году. Эти рекомендации будут полезны всем, кто интересуется культурой, обществом,  дизайном и современными медиа. Даже если вы еще или уже не студент. 

Школа актуальных гуманитарных исследований – научный и образовательный центр в составе Института общественных наук РАНХиГС, который объединяет историков, культурологов и филологов. Подразделение реализует пять образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, включает девять научно-исследовательских лабораторий и две редакции научных журналов.

Новое звучание авторов античности, погружение в мрачный мир позднего Средневековья и основные идеологемы русской государственности — всё это и не только в списке рекомендаций от Школы актуальных гуманитарных исследований, в который вошли как бестселлеры художественной литературы, так и актуальный нон-фикшн.
Сильвен Тессон в книге «Лето с Гомером» в весьма занимательной и ненавязчивой манере познакомит вас с одними из главных античных текстов - «Илиадой» и «Одиссеей». А если вы с ними уже знакомы, то, может, получится увидеть в них что-то новое и неожиданное. «Воспоминания Адриана» это роман в письмах, написанных от лица императора. Искусно совмещает себе повествование о прошедших временах с намеками на близкую автору современность. Превосходно написанная книга принесла Маргарет Юрсенар славу изысканного стилиста, а заодно и членство в Бельгийской академии французского языка и литературы. Книга лауреата Пулитцеровской премии Донны Тартт «Тайная история» привлекает прежде всего увлекательным сюжетом и стилистически отточенным повествованием. Еще одним знаком мастерства и образованности автора становятся постоянные отсылки к реалиям греко-римской цивилизации; античность, пусть и не являясь главной темой, становится одним из ключей к разгадке детективной интриги. Книга Стивена Фрая «Герои: Человечество и чудовища. Поиски и приключения» продолжает его же «Миф», однако теперь персонажами текста становятся те, кто совершал подвиги, кто готов был проявить храбрость и пройти уготованный судьбой путь до конца. Ну и разумеется, одной из главных достоинств этой книги является уникальный авторский стиль, поистине завораживающий читателя.

Не всегда для знакомства с античностью нужно читать греческие и римские тексты или учить древние языки. В поэзии Григория Дашевского античные авторы, от Гомера до Катулла и Проперция, обретают новое звучание – порой трагическое, порой ироническое, но всегда замечательно искреннее.

Всем, интересующимся историей, стоит обратить внимание, на серию романов известного французского писателя Мориса Дрюона «Проклятые короли». Эта грандиозная эпопея состоит из семи книг («Железный король», «Узница Шато-Гайара», «Яд и Корона», «Негоже лилиям прясть», «Французская волчица», «Лилия и лев», «Когда король губит Францию»). Она позволяет погрузиться в необыкновенно притягательный и немного мрачный мир позднего Средневековья. Прочитав цикл романов Дрюона (или посмотрев их экранизацию 2005 г.), можно узнать многое о причинах Столетней войны, о тайнах французского двора XIV в., убийствах, интригах, личной жизни королей и аристократов. Пожалуй, главным достоинством этого цикла является то, что Дрюон очень бережно и корректно отнесся к прошлому. Конечно, он описывал события XIV в. как писатель, а не как историк, но с профессионалами Дрюон консультировался, причем неоднократно. Именно поэтому его произведения – это почти настоящая история (требовать полной достоверности от романов вряд ли имеет смысл). 

Теперь порекомендуем нон-фикшн. Если вы еще не до конца понимаете, что значит быть филологом, или вам кажется, что занятие это скучное и к «реальной жизни» отношения не имеющее, то вам обязательно надо прочесть книгу «Гибель Запада». Она посвящена тому, откуда берутся языковые штампы, которые потом определяют наш образ мысли. Ну а заодно узнаете, как долго гибнет Запад, и почему никому не рекомендовалось называть Екатерину II «Северной Семирамидой». Сборник воспоминаний «Смерти нет» - это тот редкий случай, когда история пишется не только «без гнева и пристрастия», но с любовью и благодарностью. На почти 700 страницах представлены рассказы 20 человек, которые в разное время, без указаний сверху (а иногда и вопреки им), занялись поиском и захоронением непогребенных солдат Великой Отечественной. «Все, что мне хотелось, - зафиксировать опыт и память тех людей, которые посвятили себя поиску», - пишет предпочитающий остаться анонимным редактор, проделавший огромную (не только архивную, но и археологическую) работу по собиранию этой книги.  Это книга о чувстве собственного и чужого достоинства, о вечном диалоге между живыми и мертвыми. Она появилась в тот момент, когда происходит формализация и бюрократизация поисковой работы, и фиксирует иной опыт и иной способ жить. Пока не понятно, удастся ли окончательно «зарегулировать» поисковое движение и свести его к единственному измерению патриотического воспитания юных поколений, или выход в иные смысловые измерения, связанные с послевоенным опытом, сможет сохраниться в «логике воды», которая «всегда дырочку найдет». «Поэзия и полиция: Сеть коммуникаций в Париже XVIII века» - пусть вас не обманывает название: на самом деле это научный детектив в чистом виде. Середина XVIII века, французским властям надо найти сочинителей сатирических стишков, они на всякий случай сажают в Бастилию всех потенциальных авторов и начинают расследование. По ходу дела узнаете массу полезного о том, как работала политическая система, как распространялась информация, как общество обходило официальные запреты, и проч. Не важно, хотите ли вы заниматься искусством, или нет: даже наоборот, книгу «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля» надо читать именно если вы не собираетесь быть искусствоведом. Она объясняет, как строились отношения художника и заказчика, как оценивался конечный результат работы, и т.д. Вот вы знали, что маркиз Феррары Лионелло д'Эсте при выборе цвета одежды руководствовался астрологическим прогнозом? Вот и я нет. 

Опять-таки Италия и XV век, но совершенно другой подход. Карло Гинзбург (которого надо читать в любом случае и на любую тему) когда-то ввел в научный обиход понятие «уликовая парадигма», и если вы хотите посмотреть, как она работает на практике, то вот прекрасная возможность это сделать. И да, раз речь об уликах, то перед нами опять-таки детективное расследование.

«Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII первой трети XIX века» - после того как вы прочитали про идеологические штампы XIX – XX веков и про полицейский контроль над французской литературой XVIII века, вам нужно сюда. Посмотрите на «Северную Семирамиду» в действии, а заодно узнаете, как разрабатывались основные идеологемы русской государственности. Но тут уже будет посложнее. 

К числу художественных произведений, которые стоило бы включить в планы на наступивший год, относится интереснейшая экранизация «Исторических хроник» Шекспира – сериал «Пустая корона» (ВВС, 2011-2014 гг.). В сериале представлены следующие хроники: «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI», «Ричард III». Данная экранизация примечательна тем, что в ней, с одной стороны, сохранен исходный текст Шекспира, а с другой - все происходящее выглядит очень красочно и реалистично. В сериале снимались звезды первой величины, например, Джереми Айронс. Средневековые короли выглядят не ходульными литературными персонажами, а живыми и абсолютно понятными людьми. Этот сериал показывает, что классика тоже может быть увлекательной и современной.

Книги

  • «Лето с Гомером», Сильвен Тессон. Издательство Ad Marginem: М.: 2019.
  • «Воспоминания Адриана», Маргерит Юрсенар. Издательство «Радуга», М.: 1988.
  • «Тайная история», Донна Тартт. Издательство Corpus, М.: 2015.
  • «Герои: Человечество и чудовища. Поиски и приключения», Стивен Фрай. Издательство «Фантом Пресс», М.: 2019.
  • «Дума иван-чая. Стихи 1983-1999», Григорий Дашевский. Издательство «Новое литературное обозрение», М.: 2001.
  • «Проклятые короли», Морис Дрюон. Издательство «Эксмо», М.: 2018.
  • «“Гибель Запада” и другие мемы. Из истории расхожих идей и словесных формул», Александр Долинин. Издательство «Новое издательство», М.: 2020.
  • «Смерти нет. Краткая история неофициального военного поиска в России». Издательство Common Place, М.: 2020.
  • «Поэзия и полиция: Сеть коммуникаций в Париже XVIII века», Роберт Дарнтон. Издательство «Новое литературное обозрение», М.: 2016. 
  • «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля», Майкл Баксандалл. Издательство V–A–C press, М.: 2019.
  • «Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа», Карло Гинзбург. Издательство «Новое литературное обозрение», М.: 2019.
  • «Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII первой трети XIX века», Андрей Зорин. Издательство «Новое литературное обозрение», М.: 2004.
Фильмы и сериалы

  • «Пустая корона», реж. Доминик Кук (Великобритания, 2012).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
====