• Главная
  • Новости
  • Иностранные языки, раскопки и работа в архивах: интервью с выпускницами программы бакалавриата «История государства и власти» ИОН РАНХиГС

Иностранные языки, раскопки и работа в архивах: интервью с выпускницами программы бакалавриата «История государства и власти» ИОН РАНХиГС

  • 29.03.2022
Поделитесь с друзьями

История это не о механическом запоминании дат и исторических событий. История помогает формировать собственное мнение, позволяет понять связь прошлого и современности. На программе «История государства и власти» ИОН РАНХиГС студенты изучают несколько иностранных языков, учатся работать с источниками, участвуют в археологических экспедициях и работают в архивах. Подробнее об организации учебного процесса рассказали выпускницы программы. 

Group 21.png

Светлана Захарьева, выпускница программы «История государства и власти»


Расскажи об обучении на программе «История государства и власти», как организован процесс? 

Программа совершенно отличается от того, что рассказывают в школе. 
Обучение сконцентрировано на зарубежной истории. Мы изучали историю Древнего мира, археологию, антропологию, Новое и Новейшее время. На четвертом курсе мы повторяли все то, что прошли на третьем курсе и уже приступали к написанию выпускной работы. Многие выбирали темы дипломов, исходя из того иностранного языка, который они изучают. Я учила испанский, поэтому решила исследовать городскую среду в Барселоне конца XIX — начала XX века. Мне была интересна тема города, поскольку выбрала курс «Архитектура города» в качестве дополнительного образовательного профиля. Сейчас я продолжаю обучение в магистратуре на программе «Управление проектами территориального развития» ИОН РАНХиГС. На урбанистике исторический контекст затрагивается минимально, больший упор идет на менеджмент. Но я продолжаю использовать свои исторические знания, применяю их на практике.

Насколько я знаю, на программе студенты проходят практики в качестве археологов или работают в архивах.Расскажи, где тебе удалось попрактиковаться за время обучения?

Я проходила практику в Царицыно вместе со своей одногруппницей. Основная цель нашей практики – подготовка к выставке. Мы получили доступ к уникальным архивам. Нам нужно было разобрать, проанализировать и сделать краткое содержание выпусков журнала о советском искусстве. Некоторые номера отсутствовали в архивах Царицыно, но были в наличии в библиотеке им. Ленина. Мы ездили туда с одногруппницей и искали выпуски, которых не нашлось, чтобы дополнить информацию к выставке. 

Если подвести итог твоего четырехлетнего обучения на программе, то какие знания и навыки ты получила?

В первую очередь я бы выделила аналитические навыки. В карточке программы заявлено, что студенты смогут отлично знать языки и уметь работать с источниками. Все так и получилось. Кроме умения проводить анализы, я бы еще выделила умение мыслить, развивать память, аргументировать свою позицию и распределять время. 


Group 21.png

Кристина Нестерова, выпускница программы «История государства и власти» 


Расскажи об интересных дисциплинах, почему они тебе понравились? 

Я бы особо выделила дисциплину «Этнология и социальная антропология». У нас были увлекательные лекции, а итоговая работа включала в себя проведение интервью. Это было очень полезным опытом, даже уникальным, поскольку я ездила в храм к кришнаитам для проведения исследования. 

Обучение на программе «История государства и власти» включает изучение трех иностранных языков. Расскажи, какие языки, помимо английского, ты изучала и почему именно их? 

Я изучала испанский с первого курса и итальянский с третьего. Я хотела изучать испанский из практических соображений, поскольку меня всегда интересовала Латинская Америка. На третьем курсе перед нами стоял выбор - итальянский или французский. Я выбрала итальянский, так как, помимо красоты языка, он был полезен в моем исследовании при написании дипломной работы. 

Трудно ли вообще изучать одновременно несколько языков?

Учитывая достаточно большую нагрузку по другим дисциплинам, я бы сказала, что да. Основную сложность лично у меня вызывало то, что выбранные мною языки входят в одну языковую группу и очень схожи, поэтому я начала делать очень много ошибок и в испанском, и в итальянском, так как все смешалось. Несмотря на все трудности, освоение иностранных языков – один из самых практически полезных навыков, которые студенты получают на программе. 


Group 21.png

Елена Боднева, выпускница программы «История государства и власти» 


Почему ты решила поступать на программу «История государства и власти»? 


Я планировала связать свое образование с изучением иностранных языков. Когда пришла в ИОН РАНХиГС стала изучать разные направления. Программа «История государства и власти» реализуется в формате Многопрофильного бакалавриата. Студенты изучают не только основные дисциплины в рамках программы, но и осваивают дополнительный образовательный профиль по выбору. Также на программе преподают три иностранных языка. Все эти возможности меня заинтересовали, и я решила поступать на эту программу. 

Чем программа «История государства и власти» тебе запомнилась больше всего?

Мне понравилось, что обучение строилось не на том, чтобы вызубрить даты всех исторических событий, как это бывает в школах. Мы больше делали акцент на изучении исторических процессов. Выбирали те темы, которые нравятся. Мы находились в постоянном диалоге с преподавателями. Они всегда спрашивали нас, что нам интересно, старались сделать образовательный процесс максимально комфортным. 

Где тебе удалось пройти практику за время обучения?

Мы проходили практику в деревне Гнездово в Смоленской области. Эта местность располагается на пути «из варяг в греки», поэтому туда часто приезжают на раскопки. Практика длилась около двух недель. За это время нам удалось прочувствовать, как работают археологи. Мы жили в палатках недалеко от места раскопок. Почти каждый день вставали в 8 утра, отправлялись на отведенный группам участок, где до 17:00 проводили раскопки. За время практики нашей группе удалось найти старинный нож и останки животных.

А где еще студенты могут пройти практику, помимо Гнездово?

После практики в Гнездово преподаватель по Древней истории предложил нам поехать на раскопки в Крым, и я поехала. Там условия были гораздо суровее. Мы просыпались в 6 утра, потому что к 14:00 уже стояла невыносимая жара. Но в этом тоже были свои плюсы. С 13:00 у вас свободное время. Вы гуляете, купаетесь в море, разжигаете по вечерам костры. В выходные дни ездили в Керчь, в историко-археологический музей. 

Прежде, чем непосредственно приступить к практике, вас обучали тому, как проводить раскопки? 

На 2 курсе у нас была дисциплина «Археология», где мы изучали, как проводить раскопки, какие бывают виды почвы, какие используются инструменты. Тогда мы еще даже не догадывались, что эти знания понадобятся нам на практике. 

Какие советы ты можешь дать абитуриентам, которые планируют поступать на программу «История государства и власти»?

В первую очередь должна интересовать история. Очень трудно учиться тому, что вам не нравится. Нужно быть готовым к большому написанию исследовательских работ. Стоит задуматься над тем, какой исторический период вам интересен, какая культура. И в зависимости от предпочтений выбирать соответствующие иностранные языки, поскольку курсовые и дипломная работы тесно связаны с тем языками, которые вы собираетесь изучать. 
====