Эксперты обсудили применение ИИ в образовании на Дне науки в Президентской академии
Поделитесь с друзьями
Актуальные направления исследований в области искусственного интеллекта обсудили участники круглого стола «Искусственный интеллект в сфере образования», а также круглого стола по вопросам государственного управления, которые прошли 6 февраля 2025 года в Президентской академии и были приурочены к Дню науки (отмечается в России 8 февраля).
Для нас сегодня вызов – это оценка мировоззренческого суверенитета ответов больших языковых моделей. Думаю, что один из признаков национального суверенитета – наличие одной или несколько суверенных больших языковых моделей генеративного искусственного интеллекта. Задача, как подружить технаря и гуманитария, уже решена. Мы продолжаем работать с руководителями и исследователями, которые пока сомневаются в перспективности таких интеллектуальных технологий, в том числе основываясь на оценках доверия к результатам работы ИИ-систем
Такая организация процесса делает сбор и оценку данных более прозрачными, объективным и эффективными, уверен Дубровский. При этом система легко масштабируется под различные объемы данных и может быть адаптирована под новые требования. В пилотном режиме она уже прошла тестирование и отлично себя зарекомендовала, отметил докладчик.
Директор Исследовательского центра искусственного интеллекта ИОН Сергей Боловцов представил результаты научных работ по искусственному интеллекту в Академии. В частности, он рассказал о бенчмарке SLAVA (аббревиатура от фразы Socio-political Landscape And Value Analysis). Этот инструментарий был разработан для оценки качества ответов Больших языковых моделей (БЯМ, или LLM), поддерживающих русский язык, на вопросы, которые являются чувствительными для российской аудитории. Для разработки бенчмарка исследователи собрали более 14 тысяч вопросов, охватывающих ряд ключевых областей: историю, географию, обществознание и политологию. Предложив различным LLM ответить на эти вопросы, исследователи затем проранжировали их по способности давать корректные ответы, учитывая при этом социокультурные и политические предрасположенности россиян и официальную позицию государства в целом.
«Наличие отечественных инструментов, которые позволяют с учетом национального суверенитета и национальной позиции давать такие оценки, строить дальнейшие прогнозы, стало одним из приоритетных направлений нашей работы», – отметил эксперт. Эта работа имеет большое значение для сферы образования, в которой уже очень активно начинают применяться различные инструменты, основанные на ИИ. Подробнее об исследовании можно прочитать здесь.
С докладами также выступили: Вячеслав Гойко, директор Института анализа больших данных и искусственного интеллекта ТГУ; Александр Безносиков, научный сотрудник в МФТИ и Yandex Research ML Residency; Владимир Абрамов, Senior engineer Postgres Pro; Олег Рогов, руководитель научной группы Доверенные и безопасные интеллектуальные системы института AIRI; Сергей Корчагин, директор института цифровых технологий Финансового университета; Юрий Маркин, научный сотрудник ИСП РАН.
Спектр затронутых специалистами вопросов охватил очень широкую проблематику: может ли с ИИ каждый стать программистом; каковы перспективы проектирования пользовательских интерфейсов при помощи технологий ИИ; станут ли главными творцами «ИИ + человек»; является ли ИИ чат-бот новым типом поисковика; каковы перспективы в области генерации научных текстов с помощью LLM; возможна ли надёжная детекция сгенерированных ИИ текстов.