Дистан в вузе: выступление преподавателя ИОН Екатерины Кулдиной на РИФ-2020
23 апреля 2020 года состоялась секция «VIRUSHACK "ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ"» на Российском интернет форум в онлайне. Тема секции - переход на дистанционное обучения в школах и вузах России. Среди выступающих была Екатерина Кулдина, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС и куратор курса «Образовательные технологии» факультета Liberal Arts College.
Екатерина Кулдина выступила с темой «Дистан в вузе: как сделать интересно, сохранив программу». Доклад не о том, как перевести обучение в онлайн, а о том, как поддерживать вовлеченными в учебный процесс и студентов, и преподавателей в условиях уже случившегося дистанционного обучения. Материалом для выводов послужили личные наблюдения докладчика и анализ актуальных рекомендаций, полученных от студентов первого курса LA и преподавателей ИОН.
Пандемия – это вызов всем участникам учебного процесса и время, когда можно обновить или улучшить многое из того, на что раньше можно было не обращать внимания. Скорее всего, большинство студентов LA не испытывает каких-то особенных сложностей с учебой из-за дистанта, с которыми не могли бы справиться сами. Факторы, отвлекающие студентов давно знакомы и им, и преподавателям: переписка в соцсетях и мессенджерах, подготовка к другим занятиям. Новыми является отвлечение на домашних и на проблемы с интернетом. Докладчик не рекомендует рассматривать отвлекающие факторы как причину снижения внимательности студента (к тому же борьба с ними может оказаться малоэффективной), лучше считать их следствием того, что студент уже отвлекся, и направить ресурсы на поддержание учебной атмосферы и формирование академической культуры.
Сами студенты отмечают, что преподавателям не стоит снижать планку и отказываться от текущего контроля и оценивания на время пандемии, перспектива оценки здесь и сейчас мотивирует студентов быть более внимательными к материалам занятия. Пожалуй, единственное отличие онлайн-обучения – при отсутствии невербальных средств коммуникации, вербальные каналы перегружаются, из-за чего может снизиться концентрация и у студента, и у преподавателя. Выхода два: нужно давать отдых (шутить, делать перерывы) и нужно бороться с монотонностью занятий. Демонстрация экрана с заранее подготовленным контентом (от подборки иллюстраций по теме занятия до интерактивных тестов) и лично адресованные вопросы становятся главными рабочими инструментами преподавателя в онлайне.Ознакомиться с видеозаписью секции можно по ссылке. Краткие итоги секции также доступны на сайте конференции (1 и 2).