День науки в ИОН: новый формат научной коммуникации

  • 25.03.2024
Поделитесь с друзьями

В Институте общественных наук Президентской академии состоялся просветительский фестиваль – День науки. Мероприятие, направленное на популяризацию научных знаний и исследований среди студентов. День науки продемонстрировал, насколько важна и многогранна наука в современном мире, и как она связана с разными сферами жизни.

Мероприятие включало в себя несколько тематических треков. В треке «Наука и бизнес» выпускники Института, успешно построившие карьеру в бизнесе, и преподаватели с опытом сотрудничества с компаниями, поделились, как они применяют научные методы и знания в своей работе. На конкретных примерах они показали, что исследовательские навыки, аналитический склад ума, умение работать с информацией, полученные в Институте востребованы и в корпоративной среде, и в предпринимательстве. Это позволяет выпускникам гуманитарных направлений быть конкурентоспособными и добиваться успеха. Студенты увидели, что наука и бизнес не противоположны, а наоборот, дополняют друг друга, открывая новые возможности.

Мы живем в окружении результатов науки и техники, а у наших студентов есть возможность самим стать архитекторами научных идей, увидеть то, как развиваются современные технологии. Возможность совместить разные спектры знаний о мире, наметить свой дальнейший путь в науку, определиться с направлением исследований – все это доступно студентам Института общественных наук
Директор ИОН Павел Голосов
Город как комплексный феномен был в фокусе трека «Наука и город». Преподаватели и научные сотрудники Института из разных центров показали, что для понимания многообразия городской жизни необходимо сочетать инструменты социологии, экономики, урбанистики, культурологии, психологии и других наук. Такой междисциплинарный подход был центральным для кафедры Вячеслава Глазычева, ведущего эксперта по городскому развитию в России. Сегодня Институт развивает эту традицию, что особенно актуально в свете растущей урбанизации и формирования в городах основного социального, культурного, экономического капиталов страны.

Ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) античной культуры Олег Ауров и ведущий научный сотрудник НИЛ древнерусской культуры Павел Лукин выступили с совместным докладом «Средневековый город в Западной Европе и на Руси». В своем выступлении эксперты дали студентам конкретный пример компаративного исследования и показали степень близости средневековых городских институтов Запада и Востока Европы. 

Ауров говорил о западном городе на примере городов средневековой Испании, а Лукин – о городской жизни средневековой Руси, главным образом – северо-западной, на материале Новгорода и Пскова. (Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326).

Трек «Наука и игры» на примере исследования социальных взаимодействий в киберспортивном сообществе, проведенного студенткой Института Ксенией Веккер, показал, как научная методология позволяет изучать новые быстро развивающиеся социальные феномены. Студентка использовала для анализа практически неисследованной в российской науке сферы самые актуальные зарубежные статьи. Ее работа продемонстрировала, что внимательность к трендам, научная скрупулезность и оригинальное мышление позволяют студентам сделать значимый вклад в науку уже во время обучения.  

В треке «Наука и медиа» обсуждалась проблема нехватки качественных научно-популярных материалов, производимых институтом. Студенты поделились своими ожиданиями и видением, а представители администрации рассказали о сложностях реализации таких проектов и необходимых условиях. Искренний и открытый разговор позволил лучше понять позиции обеих сторон и наметить пути решения. Эта дискуссия важна как первый шаг для усиления роли Института в популяризации социально-гуманитарных наук и вовлечения студентов в эту миссию.

Искусственный интеллект стал одной из главных тем года, что требует реакции и от представителей социально-гуманитарного знания. В треке «Наука и искусственный интеллект» обсуждалась необходимость осмысления социокультурных эффектов развития ИИ, выработки этических и правовых норм его использования, интеграции новых инструментов в образовательные процессы. Институт уже начал исследования в этой сфере и внедрение соответствующих методик преподавания, что делает его одним из лидеров адаптации гуманитарного знания к технологической трансформации общества.

День Науки стал площадкой для диалога с учеными – руководителями научных центров и образовательных программ Института. Для студентов — это возможность расширить представления о науке, проникнуться интересом исследователей к своим темам. А для ученых — шанс выйти из узких профессиональных кругов, взглянуть на свою работу под новым углом благодаря вопросам и реакциям студентов. Такой обмен опытом и энергией между поколениями ученых крайне ценен.

 
 
 
 
====