Антрополог в космосе: телеграм-канал Дениса Сивкова

  • 28.02.2023
Поделитесь с друзьями

Сегодня многие интересуются космосом, но прежде всего люди следят за новыми масштабными проектами по освоению космического пространства. Доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС Денис Сивков рассматривает космос через призму гуманитарных наук и социокультурных практик, а также делится новыми наблюдениями в своем телеграм-канале «Земляки и земляне». Какие исследования космоса бывают, как антропологи помогают в его освоении и какую роль может сыграть в этом телеграм-канал — в основных тезисах разговора с исследователем. 

1.pngДенис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС, автор курса «Исследование этничности и национализма» направления «Технологии социологического исследования» ИОН РАНХиГС, автор материалов и курсов на Постнауке, Arzamas, Такие Дела.

Не обязательно интересоваться космосом с детства и становиться инженером


Мой интерес к космосу возник уже после начала моей профессиональной деятельности. После переезда в Москву я выиграл Карамзинскую стипендию в Школе актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС, где выбрал проект, связанный с технологиями. Там был раздел про космос. Я никогда им не интересовался: мне казалось, что есть более важные, «земные» темы. Но я должен был разрабатывать свое исследование и поэтому начал изучать это поле. 
Тогда был бум популяризации: появлялись новые проекты на Постнауке, Arzamas, и я решил исследовать популяризацию космоса на подобных платформах. Сначала нужно было разобраться, какие гуманитарные исследования космоса бывают и кто говорит об этом. 

Космос — не всегда про грандиозные проекты 


Во время одного из первых интервью я столкнулся с космическим любителем, который рассказывал мне о сборке спутника в гараже и его запуске в космос как о чем-то совершенно обыденном. «Запустили спутник? Но как? — Просто, с Байконура». У меня произошел разрыв шаблона: я всю жизнь думал, что спутник могут сделать и запустить только военные, ученые и инженеры государственных проектов и каких-нибудь крупных частных компаний, но не обычные люди.
Тогда я начал заниматься исследованием не только популяризаторов, но и любителей, которые сами делают разные космические объекты: скафандры, спутники, ракеты и прочее. И мне захотелось рассказывать об этом миру. Идея, что космос — это самая дорогая, сложная и недоступная область — в корне неверна. Любители в этой сфере тоже существуют. Это доказывает, что многое люди могут сделать сами.

От интереса к созданию телеграм-канала 


Я начал проводить собственное антропологическое исследование, собирал библиотеку и анализировал, кто и что написал по этой теме. С удивлением обнаружил, что в России почти никого нет. Я подумал, что было бы здорово организовать какое-нибудь интересующееся сообщество здесь. Первым шагом стали лекции и воркшопы, привлечение людей на них, затем нужно было подумать над собственной колонкой или блогом, также я организовал конференцию и собрал вместе людей, которые интересно рассказали о космосе. Затем появилась идея создания собственного телеграм-канала, который мог бы решить сразу несколько задач: во-первых, помочь рассказать людям, что такая область исследования вообще существует, а во-вторых, структурировать свои собственные мысли в этой сфере. 

Антропологи VS  инженеры 


Во всем мире инженеры и «твердые» ученые захватили монополию на разговор о космосе, у многих есть ощущение, что только они имеют право рассказывать про него, даже если речь идет о каких-то этических проблемах. Редко доступ туда открывается некоторым популяризаторам, например, журналистам и блогерам, но в процессе они все равно знакомятся со множеством технических деталей. 
Сейчас среди всех социальных ученых доступ к этой области имеют только космические психологи. Они используют особые методы и должны представлять результаты своих исследований на инженерном языке, в таблицах и формулах, то есть тоже быть немного инженерами. Пока что совершенно невозможно представить, например, юнгианскую психологию в космосе. Но это пока. Мне захотелось перевернуть это представление и показать, что антропологическая экспертиза и вообще экспертиза социальных наук возможна в исследованиях космоса.

Исследования космоса и научные школы


Интерес к космосу колоссальный, но при этом в России нет ни одного историка мирового уровня, который написал бы исследование с такой проблематикой. Есть очень интересные работы, написанные либо журналистами (хороший пример — Ярослав Голованов), либо бывшими инженерами, которые переориентировались на другую область исследования и выпустили что-то иное. Удивительно, что страна, которая отправила первого человека и запустила множество всего в космос, не создала инструмент для оформления определенной школы исследования. Иногда мне присылают на рецензирование студенческие работы о космосе из разных вузов , но это бессистемно. 
Во всем мире ситуация почти такая же, просто в России это тема особенная. Многие интересуются биомедициной, цифровыми технологиями, алгоритмами, работой с данными, и существует множество исследований на эти темы. Про космос их существенно меньше — это легко проанализировать. 

Телеграм-канал как собственная записная книжка 


Я стал открывать для себя различные темы и замечать, как разные сюжеты в виде коротких заметок постепенно оформляются в большую научно-популярную лекцию или даже научную статью. Конечно, все зависит от определенного регистра: научные журналы интересуют одни акценты, а Forbes и РБК — совсем другие. Сейчас уже можно сказать, что космическая антропология существует в России как научная область. Появляется все больше публичных выступлений, блогов и подкастов, статей и книг, а также научных исследований и аспирантов со своими заметками в телеграм-каналах.
Я стараюсь писать посты так, чтобы впоследствии они стали частью статьи или книги. Для этого нужен определенный формат. Я многое тестирую, изучаю фидбек, что-то меняю, нахожу точки соприкосновения между своими интересами и интересами публики, но больше ориентируюсь на свои исследовательские задачи. Некоторые посты расширяют и мой кругозор, и тематику самой книги. Это такой рабочий стол, растянутый во времени.  
Телеграм еще полезен тем, что я вхожу в новое поле. Например, выходит какой-то фильм или книга, где есть что-то про космос, и нужен комментарий в духе «а что думает антрополог по этому поводу». Часто на меня выходят как раз благодаря моему каналу.

Интересный факт: как соединяются религия и космос 


На месте гибели Гагарина, в 150 км от Москвы в Киржачском районе, был заброшенный храм, в котором жили солдаты при проведении поисковых работ. На месте крушения был и Алексей Леонов, который будучи верующим пообещал себе восстановить его. В конце 90-х он стал членом правления Альфа-банка и вложил много сил и денег в этот храм. Интересно, что он расписан в соответствии с космическими мотивами, так как иконописцы стали думать, как соединить православие и космос. И у них получились интересные сюжеты: например, имена изображенных святых соответствуют именам космонавтов первого отряда, а Богоматерь с Иисусом изображены на фоне Земли, космического пространства и креста. Этот крест на самом деле является стыковкой «Союз-Аполлон», в которой принимал участие Леонов, написавший эту икону. 

2.png
Леушинская икона Божией Матери, Космонавты первого отряда в виде святых
Церковь Андрея Первозванного на Андреевском Погосте 
Из архива Дениса Сивкова


Космос — это про людей 


Есть мнение: чтобы полететь в космос, нужна большая ракета. Но на самом деле нужно продумать множество других вещей. Чтобы у вас была эта ракета, вам нужны знакомства на разных предприятиях. Чтобы полететь в космос, нужно понять, как там существовать, осознать свой быт там. Все фокусируются на технической составляющей, только потом на физиологической, а про социо-культурную вообще забывают. Личное пространство, вопросы гигиены, интимные связи — все это выходит за пределы того, на чем все сейчас сконцентрированы.
Мир советских и российских космонавтов, описанный в их дневниках, удивителен. Выясняется, что они такие же обычные люди, которые порой отлынивают от работы или пытаются провести коньяк на базы и станции. Мы должны понимать, что обычная жизнь этих людей становится очень необычной, даже на уровне физиологических процессов, и требует значительных усилий — это интересно исследовать. 
Интересно наблюдать, как изучение и освоение космоса может стать делом обычных людей: в храмах, любительских планетариях, музеях космонавтики, на фестивалях, в подкастах и телеграм-каналах и так далее. Это может быть междисциплинарно, это может быть объектом исследования в рамках космической антропологии или любого другого гуманитарного направления, но главное — что это возможно. 


====