• Главная
  • Новости
  • Адаптация, личностный рост и поиск себя: с чем помогает Тьюторская служба

Адаптация, личностный рост и поиск себя: с чем помогает Тьюторская служба

  • 24.07.2023
Поделитесь с друзьями

Одна из особенностей программ Широкого бакалавриата — тьюторское сопровождение на протяжении всего обучения. Студенты всегда могут обратиться к специалисту, если им нужна поддержка, помощь с адаптацией и самоопределением. Мы поговорили с Кристиной Шепитко, заместителем начальника Тьюторской службы, о том, кто такие тьюторы и как они помогают студентам выстраивать собственную траекторию развития.

Кто такие тьюторы?

Тьюторы — это специалисты, которые сопровождают студентов на пути построения их индивидуальной образовательной и карьерной траектории и помогают развить мягкие навыки и навыки саморегуляции, победить боязнь чистого листа и научиться правильно взаимодействовать с коллегами внутри Института: другими студентами, преподавателями и представителями администрации. Для первого курса тьюторское сопровождение обязательно, а дальше по мере необходимости студент может обращаться к академическим или карьерным тьюторам. Коман­да тьюторов состоит из специалистов нашего института, среди которых есть как преподаватели, так и бывшие студенты, прошедшие специальную профессиональную подготовку.

На Широком бакалавриате есть несколько категорий тьюторов. Чем они отличаются? 

Всего есть три категории тьюторов: тьюторы первого курса, академические и карьерные тьюторы. Тьюторы первого курса помогают студентам адаптироваться в новой для них среде, увидеть зону своего ближайшего развития, определиться с направлением обучения, развить self- и soft-skills. Академические тьюторы отвечают за сопровождение в написании различных академических работ: исследований, эссе и научных статей. Также академические тьюторы помогают студентам, которым интересно развиваться в науке. В большей степени это касается старшекурсников, но и на первом курсе можно обратиться к тьютору за помощью с выбором темы работы и углублением её понимания. Карьерные тьюторы помогают определить карьерную стратегию, структурировать имеющийся у студента опыт, грамотно составить резюме и сопроводительное письмо, понять, какие навыки и ресурсы студент имеет. Также карьерный тьютор может дать рекомендации для успешного прохождения собеседования или помочь разобраться в причинах карьерного кризиса и выйти из него. 

Разные тьюторы обладают разными компетенциями. Как происходит отбор специалистов, которые будут направлять и поддерживать студентов? 

Общее требование к тьюторам — наличие высшего образования и определённого жизненного опыта. У тьюторов первого курса чаще всего психологический бэкграунд, поскольку работа связана с общением, поддержкой в сложных ситуациях, эмпатией. Но иногда приходят и люди с других направлений, которых вдохновил опыт общения с тьютором, и они сами захотели стать теми, кто помогает студентам. Если мы говорим про карьерных тьюторов, то здесь основной критерий отбора — это опыт работы в качестве карьерного консультанта. При этом карьерные тьюторы обладают всеми компетенциями тьюторов первого курса и тоже могут помочь с самоопределением. От академических тьюторов ожидается опыт научной деятельности: они должны быть экспертами в своей сфере, чтобы помочь студентам проводить качественные исследования. 

Первое взаимодействие с тьютором происходит на первом курсе: для студентов это время новых знакомств и нового опыта. Какие темы обсуждаются на тьюториалах первокурсников? 

Один из ключевых вопросов для первокурсников — это адаптация: появляется много новых правил взаимодействия, которые важно проговорить. Мы обсуждаем, как правильно писать деловые письма, как договариваться с одногруппниками, когда нужно совместно решать какие-то вопросы, как вести коммуникацию с преподавателями. Также студенты могут сомневаться в том, насколько им подходит выбранное направление, поэтому мы проводим встречи, посвящённые самоопределению, поиску индивидуальных точек роста и зон развития. В помощь студентам мы предлагаем «Self-проект» — это рабочая тетрадь с рядом методик, которые помогают исследовать себя и планировать своё развитие. Она существует в двух вариациях — полной и короткой. Студенты могут выбрать любую из них, в зависимости от того, насколько глубоко они хотят проработать свои ожидания, исследовать возможности и спланировать свой образовательный путь. Можно как работать с тетрадью самостоятельно, так и обсуждать свои мысли с тьютором.  Основная цель «Self-проекта» не только помочь студенту лучше понять себя, познакомиться со своими истинными интересами и желаниями, но и выявить ресурсы, которые помогут этот потенциал раскрыть. Как правило, когда говоришь про ресурсы, студенты думают только про деньги, забывая, что среда и социальные контакты тоже дают очень многое. Мы делаем фокус на том, какие возможности предоставляет студенту Институт: факультативы по программам, внеучебные клубы, участие в интересных исследованиях и конференциях, создание собственных проектов и т.д. Это базовый набор тем, которые мы обсуждаем с первокурсниками, но список, не исчерпывающий: мы всегда открыты к запросам студентов.

А можете привести примеры тем для обсуждения, которые не заявлены, но интересуют студентов? 

Часто студенты обращаются, когда происходит какой-то конфликт. Ситуации бывают разные, но чаще других встречаются разногласия с преподавателями и внутри группы. Если конфликт произошёл между студентами, то мы говорим про групповую динамику: когда группа только сформирована, студенты узнают друга и стараются не высказывать возмущения. Привыкнув друг к другу, люди начинают свободнее выражать своё недовольство, поэтому возникают разногласия. Мы безоценочно проговариваем моменты, которые привели к конфликту, стараемся прояснить недопонимания. Часто студенты сами готовы формулировать правила для своей группы, чтобы всем было комфортно в общении и работе. Конечно, всё не ограничивается конфликтами, есть ряд других вопросов, например, уже на первом курсе студенты могут быть заинтересованы в стажировках и практиках. Самое главное для нас — расширить представления студентов о способах взаимодействия друг с другом в разных ситуациях. Мы стараемся создавать для них безопасное пространство для формирования важного навыка — коммуникации.

Вы сейчас рассказали о групповых форматах работы со студентами. Какие ещё есть виды тьюториалов? 

Сейчас есть два формата обсуждений: групповые и индивидуальные. Тьюторы могут обсуждать со студентами как общий набор тем, так и конкретные запросы, возникающие в процессе обучения. В индивидуальном формате мы делаем упор на работу со старостой, поскольку, как правило, это люди со скрытым или явным лидерским потенциалом. Мы стараемся помогать таким инициативным студентам проявляться и формировать сплочённую команду одногруппников, которые будут сотрудничать во время учебного процесса. Но индивидуальные тьюториалы доступны для всех членов группы: если у студента возникает вопрос, достаточно написать тьютору и договориться о личной встрече. Жёстких лимитов на количество тьюториалов нет, общее негласное правило — примерно 10 индивидуальных встреч со студентом. Этого количества достаточно, чтобы от полной растерянности прийти к решению проблемы. Но если запрос студента требует больше времени, тьютор может выделить дополнительные часы для обсуждения. Тьюториалы не включены в основное расписание, поэтому мы предлагаем самим студентам выбрать удобный день и время. Обычно групповые встречи проходят раз в месяц, но бывают и исключения. Некоторые месяцы у студентов особенно загружены, например, в декабре начинаются зачёты, и группе может быть тяжело приходить на встречи. В таких случаях тьюторы просто переносят встречи на более свободные периоды или проводят их онлайн.

И очный, и дистанционный формат имеет свои плюсы и минусы. Какой вариант взаимодействия студенты выбирают чаще всего?

Мы заметили, что многим студентам нравится именно формат живого общения. Возможно, сказывается усталость от дистанционных занятий, запрос на аудиторные встречи сейчас очень большой. По опыту дистанционных тьюториалов во время ковида можно сказать, что про онлайн-встречи студенты часто забывают. С очными консультациями такого практически никогда не происходит. Но и дистанционный формат имеет свои плюсы: некоторые тьюторы преподают в университете, поэтому у них бывает загруженное расписание. Если у студентов занятия в одном корпусе, а у тьютора — в другом, то проще провести встречу онлайн. 

Не все вопросы можно решить за одну встречу, особенно если нужно время разобраться в деталях. С какими сложностями сталкиваются тьюторы в работе?

Бывает сложно соблюдать баланс интересов, особенно когда возникают конфликты между студентами и преподавателями: здесь у тьюторов есть некоторая слава «адвокатов студентов», что не совсем правда. Мы действительно больше общаемся со студентами, стараемся собирать информацию о ситуациях, чтобы, например, обсудить их с Отделом контроля качества образования. В подобных ситуациях мы не занимаем чью-то сторону, а стараемся максимально разобраться в возникшей проблеме. Иногда мы видим, что студенты не совсем правы: в разговоре с тьютором они противоречат друг другу или неохотно отвечают на уточняющие вопросы. В таких случаях бывает полезно прийти на пару к преподавателю и посмотреть, как проходит занятие. Конечно, это не будет каким-то лабораторным экспериментом: вторгаясь в обстановку, мы её в любом случае меняем. Но это всё равно полезный опыт, и мы благодарны преподавателям, которые идут навстречу и разрешают присутствовать на своих парах. Изучая ситуацию с разных сторон, мы можем сохранить нейтралитет и разрешить многие разногласия.

Работа тьюторов требует большой вовлечённости и готовности разбираться в различных ситуациях. Что важно помнить тем, кто хочет стать надёжным помощником студентов?

Есть некоторые «тьюторские грехи», которые недопустимы, потому что тьютор выходит из своей профессиональной роли и превращается в спасателя, которым просто пользуются. Мы стремимся поддерживать студентов, сопровождая их на пути самостоятельных и осознанных шагов к цели, а не проходя этот путь вместо них. Поэтому при приёме тьюторов в наш коллектив мы проводим три обязательных мастер-класса для соискателей и опрос, который показывает, насколько человек подходит для этой работы. Если будущий тьютор склонен к рефлексии и использует это качество, чтобы задавать студенту правильные вопросы и помогать ему в определении собственного пути, это хорошо. Но если соискателю важнее «спасти», тем самым забрав опыт студента, то такой сотрудник нам не подойдёт. Не выходить из роли тьютора бывает непросто, поэтому каждый должен сам решить, насколько ему комфортен такой формат работы с людьми.

Тьюторское сопровождение студентов на 1 курсе даёт им возможность познакомиться с деятельностью тьютора как таковой и сделать первые шаги по формированию собственного образовательного маршрута. 

Контакты Тьюторской службы:

E-mail: tutor-ION@yandex.ru
Адрес: пр-т Вернадского, 82, 2 корпус (м. Юго-Западная)


====