Медиация, оценка и развитие: чем занимается отдел контроля качества образования ИОН
Поделитесь с друзьями
Обучение — это сложный процесс, который включает множество участников и требует вовлечённости каждого из них. Студенты прикладывают усилия, чтобы справиться с новыми задачами и получить специальность, а преподаватели стремятся найти подход к каждой группе и донести материал в лучшей форме. Но каждый может сталкиваться с недопониманием, испытывать трудности и нуждаться в поддержке. В такой ситуации отдел контроля качества образования ИОН становится посредником между студентами и преподавателями, обеспечивает безопасное пространство для диалога и развития.
Качество для нас — это такой тортик, состоящий из трёх слоёв: соответствия образовательным стандартам, удовлетворённости всех участников процесса и соответствия заявленных программ реальности
Мы стараемся фиксировать всё, что можем: тайминги занятия, наличие заранее оговоренного плана пары, качество и доступность предоставляемых материалов, тактичность общения со студентами, вовлеченность всей группы в обсуждение
Когда студенты знают, по каким правилам надо играть, с ними можно обсудить любые сложности. Например, если какие-то технологии оценки по мнению учащихся недостаточно точны, можно либо объяснить, почему такой подход на самом деле эффективен, либо вместе подумать, как подкорректировать систему оценивания. Таким образом и студенты, и преподаватели настраиваются на продуктивную совместную работу
Два раза в год отдел контроля качества образования проводит опрос среди студентов: в СДО появляется анкета, где каждый может оценить взаимодействие с преподавателями и оставить развёрнутый комментарий к оценке. Отзывы анонимны: всё, что видно по результатам опросов, — это коды из букв и цифр, которые присваиваются каждому студенту. Один из важнейших принципов отдела контроля качества образования — честная оценка, поэтому внимание сотрудников обращено к содержанию комментариев, а не к их авторам. Опрос позволяет определить, насколько студенты удовлетворены качеством преподавания, с какими сложностями они сталкивались в процессе обучения, какие форматы занятий или задания нравились им больше всего. Это также хорошая возможность поблагодарить преподавателя, чей подход к делу сделал обучение интересным и запоминающимся.
Обратную связь можно давать по-разному: некоторые студенты перечисляют плюсы и минусы, которые отметили для себя по итогу занятий, есть и те, кто делится приятными моментами или вдохновляющими цитатами преподавателей. Кто-то даёт развёрнутый комментарий, кто-то лаконичный, но независимо от формы эти отзывы помогают выявить, на что обращают внимание студенты, какие критерии они считают ключевыми. Сотрудники отдела контроля качества образования учитывают все мнения, причём количество отзывов с каждым годом растёт.
Во-первых, многие понимают, что опрос носит анонимный характер, и не боятся его проходить. Во-вторых, работает эффект «заражения»: группы часто сходятся во мнении о преподавателе и пишут, например, что всем очень нравились его пары. И в-третьих, сейчас развивается культура обратной связи: внимание молодого поколения обращается на то, что фидбэк — это ценный ресурс для развития
Премия «Лучший преподаватель» также поощряет взаимодействия внутри преподавательского состава: эксперты с разным подходом к делу могут делиться друг с другом уникальным опытом. Но такой обмен выходит за рамки премии: в Институте общественных наук регулярно проходят мастер-классы и программы повышения квалификации для преподавателей. Мероприятия направлены на развитие компетенций по трём основным направлениям: система оценивания разных видов работ, коммуникация со студентами и развитие в выбранной профессиональной сфере. Отдел контроля качества образования выбирает наиболее интересных спикеров, опираясь как на тренды в сфере образования, так и на запросы самих преподавателей.
Образовательная сфера постоянно развивается: внедряются новые практики и модели, появляются новые отрасли и технологии, меняются сами студенты и их ожидания от обучения. Отдел контроля качества образования не только следит за тем, чтобы уровень преподавания соответствовал актуальному запросу, но и помогает преподавателям и студентам находить общий язык, чтобы вместе развиваться и достигать профессиональных высот.
Отдел контроля качества образования прежде всего был создан, чтобы делать образовательный процесс теплее и где-то веселее. Это не рука, которая всех контролирует, а комьюнити, которое что-то придумывает, продвигает какие-то идеи, реализовывает их в формате совместной работы