• Главная
  • Новости
  • Медиация, оценка и развитие: чем занимается отдел контроля качества образования ИОН

Медиация, оценка и развитие: чем занимается отдел контроля качества образования ИОН

  • 10.07.2023
Поделитесь с друзьями

Обучение — это сложный процесс, который включает множество участников и требует вовлечённости каждого из них. Студенты прикладывают усилия, чтобы справиться с новыми задачами и получить специальность, а преподаватели стремятся найти подход к каждой группе и донести материал в лучшей форме. Но каждый может сталкиваться с недопониманием, испытывать трудности и нуждаться в поддержке. В такой ситуации отдел контроля качества образования ИОН становится посредником между студентами и преподавателями, обеспечивает безопасное пространство для диалога и развития. 

Под руководством Дарьи Меленчук команда экспертов отдела контроля качества образования помогает урегулировать спорные ситуации между преподавателями и студентами, проводит опросы, позволяющие выявить уровень удовлетворённости качеством обучения, организует тренинги по повышению квалификации для сотрудников ИОН. Главная цель отдела — сделать процесс обучения комфортным и эффективным для всех его участников.

Качество для нас — это такой тортик, состоящий из трёх слоёв: соответствия образовательным стандартам, удовлетворённости всех участников процесса и соответствия заявленных программ реальности
Валерий Озик, заместитель руководителя отдела контроля качества образования
Отдел контроля качества образования следит за тем, чтобы соблюдались этические нормы при общении преподавателей со студентами, процедуры проведения экзаменов. Есть чёткие критерии качества, которым стараются следовать все участники образовательного процесса: тактичность, ответственность за качество работы и согласованность с установленными правилами. При этом стоит помнить, что коммуникация — это результат усилий каждой из сторон, поэтому иногда могут возникать недопонимания. В спорных ситуациях отдел контроля качества образования становится медиатором, который непредвзято рассматривает ситуацию и помогает найти в ней компромисс. В отдел могут обращаться и студенты, и преподаватели — поддержка и помощь может потребоваться каждому. Студенты чаще обращаются по вопросам проведения занятий или оценки итоговых работ: непонимание критериев оценки, расхождение ожиданий с реальностью становятся поводами для запросов в отдел контроля качества образования. Иногда проблему можно решить, обсудив её напрямую с преподавателем, но если не получается прийти к соглашению, сотрудники отдела помогут разобраться в ситуации.  Например, они могут прийти на занятие и посмотреть, как оно проходит.

Мы стараемся фиксировать всё, что можем: тайминги занятия, наличие заранее оговоренного плана пары, качество и доступность предоставляемых материалов, тактичность общения со студентами, вовлеченность всей группы в обсуждение
Анастасия Прощенкова, ведущий специалист отдела контроля качества образования
Преподаватели также могут сталкиваться с трудностями: не всегда удаётся объяснить свои требования и их связь с системой оценивания, не все студенты прислушиваются к комментариям и советам, могут возникать сложности с удержанием внимания во время занятий. Каждая группа — это новый преподавательский опыт, и взгляд экспертов со стороны может указать как на проблемы, так и на неочевидные способы их решения. Главное правило взаимодействия преподавателей со студентами — это чёткое понимание «правил игры»: какие обязанности есть у каждой стороны, к чему стремятся участники процесса, какие их действия и как именно будут оцениваться. Это нужно обсудить в начале курса — на первом или втором занятии, но если недопонимания возникают позднее, всегда можно разрешить их диалогом.

Когда студенты знают, по каким правилам надо играть, с ними можно обсудить любые сложности. Например, если какие-то технологии оценки по мнению учащихся недостаточно точны, можно либо объяснить, почему такой подход на самом деле эффективен, либо вместе подумать, как подкорректировать систему оценивания. Таким образом и студенты, и преподаватели настраиваются на продуктивную совместную работу
Сергей Дубровский, эксперт отдела контроля качества образования
Обратиться в отдел может любой желающий, но делать это нужно с учётом нескольких условий: любые претензии должны быть обоснованы, нарушения — доказаны, а процедуры — соблюдены. Если студент подаёт апелляцию по результатам экзамена, он обязан написать заявление и указать свои данные: анонимные обращения не рассматриваются. При этом отдел контроля качества образования сохраняет конфиденциальность студентов: его цель — помочь в трудной ситуации, а не передать личную информацию преподавателю. Решение проблемы возможно только в атмосфере доверия, когда и студенты, и преподаватели готовы обсуждать ситуацию и идти друг другу навстречу. И если для этого нужно безопасное пространство для обсуждения, отдел контроля качества образования поможет его организовать.

Два раза в год отдел контроля качества образования проводит опрос среди студентов: в СДО появляется анкета, где каждый может оценить взаимодействие с преподавателями и оставить развёрнутый комментарий к оценке. Отзывы анонимны: всё, что видно по результатам опросов, — это коды из букв и цифр, которые присваиваются каждому студенту. Один из важнейших принципов отдела контроля качества образования — честная оценка, поэтому внимание сотрудников обращено к содержанию комментариев, а не к их авторам. Опрос позволяет определить, насколько студенты удовлетворены качеством преподавания, с какими сложностями они сталкивались в процессе обучения, какие форматы занятий или задания нравились им больше всего. Это также хорошая возможность поблагодарить преподавателя, чей подход к делу сделал обучение интересным и запоминающимся.

Обратную связь можно давать по-разному: некоторые студенты перечисляют плюсы и минусы, которые отметили для себя по итогу занятий, есть и те, кто делится приятными моментами или вдохновляющими цитатами преподавателей. Кто-то даёт развёрнутый комментарий, кто-то лаконичный, но независимо от формы эти отзывы помогают выявить, на что обращают внимание студенты, какие критерии они считают ключевыми. Сотрудники отдела контроля качества образования учитывают все мнения, причём количество отзывов с каждым годом растёт. 

Во-первых, многие понимают, что опрос носит анонимный характер, и не боятся его проходить. Во-вторых, работает эффект «заражения»: группы часто сходятся во мнении о преподавателе и пишут, например, что всем очень нравились его пары. И в-третьих, сейчас развивается культура обратной связи: внимание молодого поколения обращается на то, что фидбэк — это ценный ресурс для развития
Сергей Дубровский, эксперт отдела контроля качества образования
Еще одно направление деятельности отдела, на первый взгляд, не свойственная контролю качества образования — это проведение ежегодной премии «Лучший преподаватель». Она проводится по нескольким номинациям: широкий бакалавриат (1 курс), основной профиль, дополнительный профиль и языковая кафедра. Победителя определяют подсчётом среднего балла преподавателя по оценкам студентов за год. Сухая математика даёт объективную, но не всегда полную картину, поэтому учитываются и оставленные отзывы, их полнота и эмоциональная окраска. Иногда несколько номинантов получают одинаковые баллы, и, чтобы определить победителя, отдел контроля качества образования сравнивает показатели с прошлыми годами. Лучшим становится преподаватель, чей балл изменился значительнее остальных. Премия рассчитана не только на то, чтобы наградить победителей: она даёт преподавателям возможность получить любовь и признание, которые вдохновляют на развитие и поиск новых подходов к обучению. 

Премия «Лучший преподаватель» также поощряет взаимодействия внутри преподавательского состава: эксперты с разным подходом к делу могут делиться друг с другом уникальным опытом. Но такой обмен выходит за рамки премии: в Институте общественных наук регулярно проходят мастер-классы и программы повышения квалификации для преподавателей. Мероприятия направлены на развитие компетенций по трём основным направлениям: система оценивания разных видов работ, коммуникация со студентами и развитие в выбранной профессиональной сфере. Отдел контроля качества образования выбирает наиболее интересных спикеров, опираясь как на тренды в сфере образования, так и на запросы самих преподавателей.

Образовательная сфера постоянно развивается: внедряются новые практики и модели, появляются новые отрасли и технологии, меняются сами студенты и их ожидания от обучения. Отдел контроля качества образования не только следит за тем, чтобы уровень преподавания соответствовал актуальному запросу, но и помогает преподавателям и студентам находить общий язык, чтобы вместе развиваться и достигать профессиональных высот. 

Отдел контроля качества образования прежде всего был создан, чтобы делать образовательный процесс теплее и где-то веселее. Это не рука, которая всех контролирует, а комьюнити, которое что-то придумывает, продвигает какие-то идеи, реализовывает их в формате совместной работы
Сергей Дубровский, эксперт отдела контроля качества образования
Обратиться в отдел контроля качества образования можно по электронной почте: quality-ion@ranepa.ru