Всероссийская научная конференция «Аффективные и когнитивные компоненты инсайта»
Поделитесь с друзьями
![НЦМУ.png НЦМУ.png](/upload/medialibrary/12b/Frame-3.png)
Основная программа докладов охватывала широкий спектр тем, связанных с когнитивными и аффективными компонентами инсайта. Были представлены экспериментальные данные, касающиеся новых гипотез и требований к теоретическим моделям решения задач, включая поиск синтаксических отношений и метакогнитивные механизмы переключения между этапами решения. Также обсуждались вопросы, определяющие тип решения, возникающий при столкновении с мыслительной задачей, и модели метакогнитивной регуляции, объясняющие переходы между различными типами решений.
Особое внимание уделялось аффективным компонентам инсайта, таким как ага-переживание, и их связи с изменением репрезентации. Рассматривались аргументы за и против связи между изменением репрезентации и силой ага-переживания, анализировались теоретические положения и эмпирические данные, подтверждающие или опровергающие эти связи. Были представлены исследования, показывающие, что чувство теплоты и другие метакогнитивные чувства могут предсказывать прогресс в инсайтных решениях и играть роль в навигации по проблемному пространству.
В рамках конференции также рассматривались механизмы, лежащие в основе мнемического преимущества инсайта – улучшенного запоминания задач, решенных с инсайтом. В этом контексте обсуждалось, как когнитивные процессы переструктурирования и эмоциональные переживания Ага-переживания могут влиять на память и повторное решение задач. Другие доклады описывали влияние эмоционального состояния и осознанности на способность к инсайту. Было показано, что тренинги по осознанности снижают вероятность возникновения инсайта при решении задач. Также обсуждалось влияние когнитивного разнообразия участников на коллективное решение задач, подчеркивая важность индивидуальных различий в репрезентации и извлечении информации. Обсуждались и когнитивные механизмы юмора и их влиянии на решение инсайтных задач.
Помимо докладов в рамках программы конференции был организован круглый стол на тему "Мышление: универсальное или задачно-специфичное?". Обсуждение было направлено на понимание того, как процессы мышления могут быть изучены через призму решения различных задач и насколько возможна разработка общей теории мышления. С одной стороны, обсуждалась возможность создания общей теории, которая бы объясняла процесс решения различных задач, с другой – переносимость локальных теорий, описывающих решение конкретных задач, в общие модели мышления. В ходе дискуссии рассматривался потенциал современных локальных моделей процесса решения отдельных задач для развития более общих теорий мышления. Были приведены примеры конкретных задач, для которых эти модели оказались особенно полезными, а также рассмотрены их ограничения и области применения. Круглый стол стал площадкой для обмена мнениями и предложениями по поводу универсальности и специфичности процессов мышления, способствуя более глубокому пониманию как локальных, так и общих теорий в данной области.
Несколько тезисов выступлений:
- ЯрГУ им. П.Г. Демидова, научный сотрудник, кандидат психологических наук, Савинова Анна Джумберовна: с точки зрения неогештальтистских теорий, ага-переживание возникает в ответ на изменение репрезентации, но так ли это? Согласно А. Данек с коллегами (2020), чем более внезапно испытуемые оценивают появление решения фокуса (признак изменения репрезентации), тем более сильное ага-переживание они испытывают, что говорит о положительной связи между данными конструктами. С другой стороны, в работе М. Беккер с коллегами (2020) было показано, что сила ага-переживания в задачах CRA не отличается в зависимости от того, требовало ли решение изменения репрезентации или нет. Также в работе М. Вебб и коллег (2018) было продемонстрировано, что задачи, решаемые с наибольшей силой ага-переживания, – это не классические инсайтные задачи, а анаграммы, которые не требуют изменения репрезентации для своего решения (Weisberg, 1995). В рамках доклада нам бы хотелось рассмотреть различные аргументы за и против связи изменения репрезентации и ага-переживания. Для этого мы проанализируем не только имеющиеся эмпирические данные, но и теоретические положения различных авторов, а также постараемся понять, встречается ли ага-переживание и изменение репрезентации в иных ситуациях, помимо инсайтных решений.
- СПбГУ, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, Морошкина Надежда Владимировна: ранее было показано, что решения задач, найденные с инсайтом, лучше запоминаются, что проявляется в частности, в ускорении времени повторного решения задачи. Данный эффект принято называть мнемическим преимуществом инсайта, однако его механизмы до конца не ясны. В частности, нет единого представления о том, связан ли эффект мнемического преимущества с когнитивными или аффективными компонентами инсайта (переструктурирование vs Ага-переживание). В докладе будут рассмотрены результаты экспериментального исследования на материале задач на поиск отдаленных ассоциаций. Особое внимание будет уделено вкладу когнитивного и аффективного компонент инсайта в эффект его мнемического преимущества.
Таким образом, в рамках конференции было организовано пространство для оживленных научных дискуссий, обсуждения идей, концепций и теорий, связанных с различными аспектами инсайта. При этом конференция собрала как экспертов в области, так и молодых заинтересованных исследователей. Конференция выступила платформой для совместного поиска ответов на сложные теоретико-эмпирические вопросы и для формирования будущих направлений исследований, способствуя дальнейшему развитию науки о когнитивных и аффективных компонентах инсайта.