Студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС предложили проект развития набережной реки Яузы
Поделитесь с друзьями
Третьекурсники бакалавриата «Современный дизайн» (направление – средовой дизайн) приняли участие в исследовании и проектировании набережной реки Яузы, инициатором которого выступил «Градплан».
Студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС участвовали в проекте наравне с командами архитектурных вузов. Они работали с участком, который расположился от Астаховского моста до Парка им. 1 Мая. Перед студентами стояла серьезная задача - разработать дизайн среды для этого участка набережной.
Всю работу над проектом можно разделить на два больших этапа: предпроектный анализ, под которым в средовом дизайне понимают исследование особенностей территории, и разработка проектных решений. Большую часть профессиональных инструментов участники команды Школы дизайна ИОН РАНХиГС осваивали прямо в процессе работы. И, как признавались сами студенты, это было непросто, хотя очень интересно. Ведь работала шла не над абстрактным проектом, а над реальным участком в Москве, со своей историей, социальной жизнью и сложившимися маршрутами.
Весь первый семестр студенты Школы дизайна изучали участок вдоль Яузы, прошли его вдоль и поперек, сделали тысячи снимков, набросков, и даже провели опросили местных жителей. Студентам необходимо было оценить транспортно-пешеходную доступность, проницаемость, морфологию объектов (то, как они изменялись и развивались в историческом контексте), историю реки, прилегающую архитектуру, экологию и многое другое.
«Мы много раз выезжали на участок. Причем всегда в разное время, чтобы оценить количество людей в разное время суток. Расспрашивали, с какой целью они там находятся, какие у них есть предпочтения по виду отдыха и о многом другом. Это помогло понять социальную картину данной местности» - рассказывает Алексеева Ярослава.
Для большинства участников проекта самым большим открытием во время этого анализа стала сама Яуза. Одна из команд воркшопа даже назвала проект: «Где река?».
«Меня впечатлила сама территория, - делится Мария Савельева, – это Яуза, где рядом Artplay, по берегам стоят старинные особняки … а территория набережной заброшенная и безлюдная. Кстати, выяснилось, что незаметная речка Яуза «хранит» в себе немало легенд. Это и истории из 40-х под грифом «совершенно секретно», когда работами на канале заведовала НКВД, и истории про местные «чудовища», и почти конспирологические «теории заговора».
Чтобы составить целостную картину о состоянии набережной, команде пришлось проделать огромную аналитическую работу. Прежде всего, были изучены мировые и российские аналоги. При этом была проведена определенная выборка: были рассмотрены только центральные районы исторических городов, рассматривались кейсы только с набережной малых рек и т.д. Студенты тщательно изучили пешеходно-транспортную доступность – принципиальный вопрос, который влияет на то, каким образом можно вовлекать участок в ткань города. Участники проекта проанализировали архитектуру местности, и исследовали морфологию (историю) места, обратили внимание на то, как дома взаимодействуют между собой и окружающим пространством и водой, и даже провели исследование по определению целевой аудитории проекта.
«Помимо этого, было множество разных тем, которые мы затронули по касательной: экологическая ситуация, периодизация застройки, классификация построек, различающихся по времени и многое другое, - делится руководитель предпроектного анализа Манусевич Юлия Павловна, кандидат архитектуры, доцент, - но самое главное, теперь у студентов есть в руках ключи к любому городу – они воспринимают его, как профессионалы. Они знают и что такое периметр застройки, и силуэт, и что такое доминанта в городской среде и многое другое. Они становятся людьми, которые чувствуют город изнутри и иначе. И, конечно, при работе с любым последующим проектом у них в руках у них уже будет четкий, понятный план для проведения исследования».
Во время второго этапа студенты занимались уже непосредственно разработкой проектных решений.
«Наши решения и принципы проектирования, - рассказывает Виктория Воробьева, - основывались на аналитической части. Для нас важно было учесть и существующую ситуацию на набережной (она включает в себя и транспортное движение, и пешеходные пути, и качество доступности территории и тд). Сценарии проектных решений заложены в названии: «Яуза-онлайн». Это некая игра слов, которая говорит не только об условиях, в которых проходила работа, но и о линейности проектирования».
Одним из принципов проектирования стало создание новых туристических маршрутов: пешеходного, водного и веломаршрута. Все проектируемые объекты были привязаны к этим маршрутам-линиям, и этот линейный подход (линия на английском line) отражает концепцию единой непрерывной линии набережной.
Мы также вместе решали какие функции будут нести точки притяжения, и где они будут располагаться. Лично мне достался сквер возле Андроньевской набережной, где решено было сделать Яузскую ярмарку, Я изучила маршруты на территории, разместила павильоны, и проработала их наполнение: от кафе до игровых зон.
Другие объекты не менее интересны. Студенты предложили сделать кафе-мост, музей под открытым небом, арт-террасу, зеленый тоннель с выходом к реке и собственной концепцией освещения, и даже – баржу, которую можно использовать в различных целях: как кинотеатр на воде, зеленый тоннель площадку для перформансов, фудкорт и т.д.
«Данной территорией мы занимались весь учебный год, - рассказывает мастер курса, преподаватель Школы дизайна ИОН РАНХиГС Илья Сажин. - В течение этого времени было много идей и концепций, и было наблюдать за тем, как идеи рождались, трансформировались или радикально меняли направление. Но в конечном итоге каждая идея выкристаллизовалась и превратилась в интересное решение, подходящее для конкретного места. Но особенно важно, что это была именно командная работа. Несмотря на то, что каждый студент работал над отдельным участком, в финале необходимо было создать единый маршрут и подать материал в единой стилистике. И с этим студенты блестяще справились».
Помимо командной работы внутри группы, было налажено еще и междисциплинарное сотрудничество – студенты графического направления (под руководством мастера курса, преподавателя Школы дизайна Солтана Сергея Леонидовича) разработали фирменную айдентику для проектов, предложив очень продуманную концепцию в трех разных вариантах.
«Подводя итоги, можно отметить следующее, - резюмирует руководитель направления средового дизайна Кузьмин Владимир Георгиевич, - работа велась по трем направлениям, и все были выполнены на очень достойном уровне. Во-первых, сначала был проведен фундаментальный предпроектный анализ, сформулированы проблемы и намечены варианты их решений, во-вторых, основываясь на анализе, были сконструированы сценарии развития конкретно для этой территории, и, в третьих, была предложена фирменная айдентика, которая придала проекту мощный финальный штрих. Особенно хочется подчеркнуть, что «Градплан» остался невероятно доволен работой, и мы получили от них самые высокие положительные отзывы».