• Главная
  • Новости
  • Современный русский язык: интервью с авторами учебника Еленой Глазковой и Алексеем Глазковым

Современный русский язык: интервью с авторами учебника Еленой Глазковой и Алексеем Глазковым

  • 06.04.2021
Поделитесь с друзьями

Учебник «Современный русский язык», созданный преподавателями Школы медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС, стал лауреатом ежегодной премии образовательной платформы «Юрайт» — «Выбор вузов России». Мы пообщались с его авторами: кандидатом филологических наук, доцентом кафедры интегрированных коммуникаций Еленой Анатольевной Глазковой и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теории и практики медиакоммуникаций Алексеем Владимировичем Глазковым, чтобы узнать о том, как появилась идея написать учебное пособие «Современный русский язык». Еще мы выяснили, как сформировался авторский коллектив, повлиял ли карантин на преподавательскую деятельность и над чем Елена Анатольевна и Алексей Владимирович работают сейчас.

Елена Анатольевна, Алексей Владимирович, расскажите, как появилась идея написать пособие «Современный русский язык»?

Алексей Владимирович: Учебник — это жанр, который сегодня оказался в сложных условиях. Появилось мнение, что система высшего образования может обойтись без учебников. 

«Учебники всегда были, есть и будут».


Однако в западной традиции создается много учебников, и часто их пишут ведущие специалисты в конкретных областях. Учебники, наряду с монографиями, становятся фундаментальными исследованиями, которые суммируют и аккумулируют самую новую информацию. Мы относим себя к числу специалистов, считающих, что учебная литература нужна и учебники писать нужно. Учебник необходим как для самого процесса образования, так и для его автора, потому что работа над ним — это серьезная квалификационная работа, позволяющая представить свое видение предмета.

Елена Анатольевна: Учебники нужны в каждой сфере. В сфере медиакоммуникаций, в которой мы работаем, каждый день появляется что-то новое, существует множество  концепций рассмотрения одного и того же явления. Например, термины  «дискурс», «медиаобраз» вызывают столько споров, что студенту трудно сориентироваться в представленных в разных статьях подходах. Курс должен быть сформирован в одном «направлении», чтобы студент мог на что-то опираться. Если преподаватель предлагает авторский курс с сопровождающим учебным пособием, учиться проще.
Учебник, о котором мы сейчас говорим, используется в процессе преподавания курса «Современный русский язык» в вузах и колледжах. Он не только позволяет обобщить существующие у студентов знания, но и дает возможность подумать о том, как их упорядочить, представить в системе, чтобы у студента сложилось общее представление.

Алексей Владимирович: В высшем образовании важно различать две вещи: knowledge (знания) и skills (навыки). Учебник — это knowledge (знания). Если мы концентрируемся только на skills (навыки), то мы не дадим высшее образование, мы дадим лишь практическое профессиональное образование, что свойственно колледжу. Knowledge (знания) задают фундаментальную основу, на которую человек дальше может накладывать свои skills (навыки) в рамках непрерывного образования. Получение знаний — это «долгая» форма образования. Навыки — это быстрые формы, представленные в виде онлайн-курсов, мастер-классов, навыки не требуют в своем освоении учебника. Если концентрироваться только на них и игнорировать фундаментальные знания, то вуз будет давать уже другое образование — по сути, перестанет быть вузом в классическом представлении.

Фундаментальное образование позволяет сформировать комплексное «видение» языка, понимание того, что он может. Одно дело говорить на языке, а другое — знать, как язык работает, что, например, нужно, чтобы создать рекламный слоган или написать статью. Образование позволяет уходить от интуитивных решений. Интуиция у нас уже есть, и она сформирована опытным путем. Знания позволяют подходить к решению проблем рационально.

Учебное пособие «Современный русский язык» получилось наглядным и адаптивным учебником, как удалось добиться такого эффекта? 

Алексей Владимирович: Не соглашусь и объясню почему. Современный западный учебник весь текстовый. Мы тоже не стремились к визуализации. Визуализация — это следующий шаг. В высшем образовании мы имеем три точки: преподаватель, программа/учебник и прочие технические возможности. Учебник всегда «скуп», концентрирован и больше относится к научной сфере, поэтому нельзя путать учебник с самоучителем — это разные вещи. По учебнику можно учиться самому, но сложнее, чем по самоучителю. 

Елена Анатольевна: Самоучитель «выключает» функцию учителя.

Алексей Владимирович: Учебник не исключает процесса преподавания, а сопутствует ему. Задача преподавателя — упростить и адаптировать материал: отсюда начинается визуализация. Мы можем составить пропорцию: «наглядность обратно пропорциональна системности». Презентация не системна, она дает основание к созданию системы. Системность может создать текст в широком понимании: от статьи и лекции до учебника и книги. Пока человечество не придумало другого способа строгого системного изложения. Презентация всегда используется как вспомогательный материал. Когда мы говорим о визуализации, она может хорошо работать на уже систематизированной информации. Сама по себе наглядность — это всегда инструмент, а системные учебники — это база. 
Елена Анатольевна: В нашем учебнике нет иллюстраций, но есть другая форма наглядности — таблицы и схемы. Мы старались их использовать по максимуму. Трудно воспринимать сплошной текст, тем более трудно читать текст научный. Предложенные нами схемы и таблицы представляют необходимый материал в сжатом виде, системность от этого не проигрывает.

Учебное пособие выпускалось с разными обозначениями: «профессиональное образование», «университеты России», «высшее образование». Это разные книги? Есть ли какая-либо специфика каждой из них, расскажите о нюансах.

Елена Анатольевна: Существует два схожих учебника, которые позиционируют для разных учебных заведений — для вузов (академий, университетов, институтов) и для профессиональных учебных заведений (колледжей).

Учебник создан в соавторстве, расскажите, как строилась коллективная работа? 
Алексей Владимирович: Первое издание учебника было написано сотрудниками кафедры русского языка и методики Московского гуманитарного педагогического института, которой я руководил с 2001 до 2012 года. Среди авторов были мои коллеги Наталья Юрьевна Муравьева и Татьяна Валерьевна Лапутина. Это было пособие для факультетов начального и дошкольного образования. В том же институте я издал пособие по фонетике, практические материалы частично тоже вошли в новый учебник  (само пособие можно найти в моем профиле). Инициатором издания новой версии учебника «Современный русский язык» стала Наталья Юрьевна Муравьева, которая в данный момент работает в РГГУ. К авторскому коллективу присоединилась Елена Анатольевна Глазкова, которая взяла на себя работу по написанию разделов, посвященных словообразованию и синтаксису.

Елена Анатольевна: В марте 2021 года все члены нашего авторского коллектива получили сообщение о том, что учебник стал одним из лауреатов премии «Выбор вузов России» и грамоты от образовательной платформы «Юрайт». Учебник оказался востребован, в его продвижении большую роль сыграло само издательство «Юрайт». «Юрайт» справедливо можно назвать образовательной платформой, Когда началась пандемия и вузы перешли на дистанционное образование, «Юрайт» организовал серию мастер-классов по использованию различных онлайн-технологий.  В рамках помощи преподавателям и студентам, был открыт бесплатный доступ ко всем своим ресурсам на весь период самоизоляции. «Юрайт» придумал технологию «гибких курсов» — создание собственных курсов, собранных как мозаика, из частей различных учебных материалов. Например, можно взять раздел «Фонетика» из нашего учебника, а раздел «Лексика» из другого  —  и работать со студентами, «перемешивая» части курсов. 

Кроме этого, «Юрайт» связывает уже имеющиеся на платформе материалы между собой. Человек, получая наш учебник, владеет доступом к связанным с ним тематическим материалам: презентациям и мастер-классам. Такая система позволяет пользователю (преподавателю, студенту) широко посмотреть на ту или иную область.

У каждого автора есть личный кабинет, в котором содержится вся информация о количестве скачиваний книги, количестве купленных печатных экземпляров и перечень вузов, воспользовавшихся нашей книгой. По данным «Юрайт», уже 141 учебное заведение использует наше учебное пособие.   

Получается карантин послужил расширением возможностей для вас?

Елена Анатольевна: Для этой книги — абсолютно точно.

Алексей Владимирович: В широком смысле карантин позволил изменить саму структуру образования. Я бы поговорил на тему онлайн-образования отдельно. У нас в этой ситуации получился интересный опыт, которым мы готовы поделиться. 

Вы непрерывно занимаетесь учебной работой и выпускаете разные учебно-методические материалы. Планируете ли вы развивать это направление и дальше, разрабатывать учебные тетради или создать пособие для читателей других конкретных дисциплин (журналистика, филология, политология, психология)?

Алексей Владимирович: В данный момент в работе находится учебное пособие «Русский язык для журналистов». Более подробно мы обсудим его, когда состоится полноценный выход книги.

Дополнительный материал:

Десятиминутные видеолекции по теоретическим вопросам для журналистов, созданные Алексеем Владимировичем Глазковым, можно посмотреть по ссылке.

====