• Главная
  • Новости
  • Школа дизайна – соорганизатор международного биеннале графического дизайна "Золотая пчела": какие перспективы это открывает перед студентами ИОН?

Школа дизайна – соорганизатор международного биеннале графического дизайна "Золотая пчела": какие перспективы это открывает перед студентами ИОН?

  • 13.05.2020
Поделитесь с друзьями

Мы поговорили с профессором Сергеем Ивановичем Серовым, заведующим кафедрой Школы дизайна ИОН РАНХиГС, президентом Московской международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела" о том, как студенты и педагоги участвуют в биеннале, есть ли шанс победить среди тысяч работ и почему плакат стал сегодня учебником креатива и самой живой формой выражения творческой мысли.

– В этом году Школа дизайна ИОН РАНХиГС будет участвовать в организации Московской международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела" – одного из самых значимых событий в мировом графическом дизайне. Можете рассказать об этом подробнее?
 
– Во-первых, Школа не будет участвовать, а уже давно и деятельно участвует в подготовке биеннале "Золотая пчела 14" http://www.2020.goldenbee.org/. Открытие её запланировано на осень. Мы очень надеемся, что оно состоится в городе, что биеннале пройдет с размахом в Москве, сразу на семи площадках, а потом, как всегда, – отдельными своими выставками в других городах страны, от Владивостока до Калининграда, от Архангельска до Барнаула, и в других странах мира. 

– А в Москве какие это локации? 

– С самого своего начала, с 1992 года, основным местом проведения "Золотой пчелы" был Центральный Дом художника. Здесь прошли все тринадцать главных выставок биеннале. Год назад эта площадка стала частью Государственной Третьяковской Галереи, называется она теперь Западным крылом Новой Третьяковки. Здесь и откроется "Золотая пчела 14", в привычном, "намоленном" месте, в здании на Крымском валу. По плану это должно произойти 28 сентября.
Школа дизайна РАНХиГС располагается прямо напротив него, на другом берегу Москва-реки. Она станет второй площадкой биеннале, как экспозиционной, так и образовательной.
"Золотую пчелу 14" ждут также в трех крупнейших московских локациях современного искусства и дизайна – на Винзаводе, Артплее и в Зверевском центре современного искусства. Кроме того, биеннале будет представлена еще в двух местах – в новой арт-галерее Школы дизайна "Вышки" и старой, маленькой, но известной всем профессионалам галерее "Промграфика", культовом месте отечественного графического дизайна.

Музей плаката в Школе дизайна 2.jpg
Музей плаката в Школе дизайна ИОН РАНХиГС

– Серьезный масштаб. Успеют ли желающие побывать на всех экспозициях? 

– Времени будет гораздо больше, чем раньше. Выставка в Государственной Третьяковской галерее будет работать долго, до ноября. В остальных локациях – еще дольше. А для Артплея будет создано специальное мультимедиашоу, которое надолго войдет в основной репертуар центра.
 
– Это интересно. А что это за шоу? 

– О, это очень круто. Центр цифрового искусства на Артплее – потрясающее, уникальное место. Огромные экраны окружаются тебя со всех сторон, включая пол и потолок. Шоу с помощью современных цифровых технологий будут создавать наши друзья, известная студия телевизионного дизайна Сергея Шановича. Они давно уже стали попечители биеннале и неоднократно делали замечательные ролики для "Золотой пчелы", их легко найти в Интернете. В новом шоу вся "Золотая пчела 14", полностью, будет переведена в мультимедийный, имперсивный формат. И всю биеннале, все работы можно будет смотреть в режиме киносеансов.

– А сколько работ будет на биеннале? 

– Прием произведений завершился буквально только что, две недели назад, теперь в дело вступает Отборочный комитет. Ответ на ваш вопрос зависит от результатов его работы. Пока могу только доложить, сколько работ было подано на конкурс – более 30 000. Новый мировой рекорд! И это несмотря на то, что "Золотая пчела 14" впервые ввела ограничение на количество работ, принимаемых от одного автора – не более семи. По числу поданных заявок московская биеннале давно уже стала, можно сказать, чемпионом мира, крупнейшим смотром профессиональных достижений в области плаката и графического дизайна. Обычно международные турниры такого рода собирают по 10-12 тысяч заявок максимум.

– Поздравляю! Правильно ли я понимаю, что здесь нет разделения на студентов и профессионалов? Заявку подать может каждый? 

– Совершенно верно. 

– А бывали случаи, когда студенты побеждали в международных конкурсах?
 
– История такие случаи знает. Например, в прошлом году в международном конкурсе "Independens", заключительная выставка которого проходила в знаменитом Музее плаката в Варшаве, работа студентки нашей магистратуры Елизаветы Зыковой оказалась среди пяти победителей и хранится теперь в постоянной коллекции. Так что Лиза стала "музейным художником", это статус. 
А на прошлой "Золотой пчеле 13" студентка магистратуры Школы дизайна РАНХиГС Мария Озонова победила в номинации "Кириллица в плакате". Кстати, она стала в результате членом Отборочного комитета "Золотой пчелы 14" и одним из кураторов новой номинации "Стикеры". Как раз на эту тему она и защищала этой зимой свой магистерский диплом. 

– Фантастика. Сразу после окончания магистратуры стать куратором одной из крупнейших мировых выставок! 

– Но и это еще не всё. Студентка Школы дизайна ИОН РАНХиГС Даша Дурова, которая в этом году, в июне, только еще будет защищать диплом бакалавра, тоже стала на нынешней биеннале куратором – другой новой номинации, связанной с современным искусством, – "Сверхкороткое видео". Даша стала первым студентом, которой доверили такую важную миссию. Мы давно наблюдаем за ее творческим ростом – в процессе учебы, на семестровых просмотрах, на летних практиках и стажировках. Два года назад она была с нами во Франции, в этом году – в Швейцарии. Кстати, и тема диплома у нее в какой-то мере перекликается с темой кураторства: "Разработка визуальной концепции медиа-проекта о молодых художников российского современного искусства". Она сама придумала этот проект, для которого теперь делает дизайн.

Музей плаката в Школе дизайна students.JPG

Музей плаката в Школе дизайна ИОН РАНХиГС



– Как еще вовлечена Школа дизайна ИОН РАНХиГС в "Золотую пчелу"? 

– Очень плотно и многообразно, на разных уровнях. Во-первых, как мы уже говорили, Школа будет одной из семи экспозиционных площадок биеннале. 
Во-вторых, она будет главной образовательной площадкой. Здесь 8 и 9 октября пройдет открытая международная научно-творческая конференция "Golden Bee Talks" с лекциями и ворк-шопами от членов международного жюри и приглашенных спикеров, наших и иностранных мастеров графического дизайна. 10 октября конференция переместится в Большой зал Новой Третьяковки и завершится церемонией награждения лауреатов биеннале.
В-третьих, мы уже затронули тему кураторства и выяснили, что кураторами двух конкурсных номинаций являются наши студенты. Так вот, биеннале курируют также и преподаватели Школы. Катя Голотвина ведет номинацию "Детский плакат", а Катерина Терехова – "Дизайн-селфи". Ну, и я сам курирую несколько номинаций и всю биеннале в целом. 
В-четвертых, "Золотая пчела 14" будет обязана своим графическим обликом ведущему педагогу и арт-директору Школы дизайна РАНХиГС Катерине Тереховой. Она является автором визуальной концепции этой биеннале. Каждый раз у "Золотой пчелы" совершенно новый фирменный стиль. Но сохраняет узнаваемость своего визуального образа не за счет повторяемости фирменных элементов, а за счет экстраординарности творческих решений, и каждый раз для их создания приглашается новый, креативный дизайнер.
В-пятых, многие педагоги Школы, первыми узнавая про биеннальные номинации, заранее давали своим студентам учебные задания на эти актуальные темы.
В-шестых, студенты Школы, как всегда, будут активными волонтерами на биеннале. Студенты – вообще основной ресурс "Золотой пчелы". Значительная часть огромной работы по подготовке и проведению биеннале всегда делалась силами студентов. Но и для самих студентов это бесценный шанс оказаться в эпицентре мировой профессиональной жизни, получить ни с чем не сравнимый опыт. Причем, волонтерами на биеннале каждый раз становятся студенты чуть ли не всех московских дизайнерских учебных заведений. Это вообще принципиальный подход для "Золотой пчелы" – партнерство вместо конкуренции. Биеннале – общее дело всего дизайнерского сообщества.
В-седьмых, если я еще не сбился со счета, Школа дизайна РАНХиГС является одним из официальных организаторов биеннале – вместе с Фондом развития и поддержки графического дизайна "Золотая пчела" и Центром современного искусства "Винзавод".
Кстати, в мире есть еще всего только три дизайнерские школы, которые так же тесно вовлечены в международный проект подобного масштаба. Это Академия художеств в Варшаве, которая участвует в организации престижнейшей Международной биеннале плаката, учрежденной еще в 1965 году, Университет штата Колорадо, где с 1977 года в формате биеннале проходит Колорадская международная пригласительная выставка плаката, и Харьковская государственная академия дизайна и искусства, которая является соорганизатором Международной триеннале экологического плаката "4-й Блок", учрежденной в 1991 году.

– И я могу добавить, насколько я знаю, в Школе дизайна уже сейчас проходит выставка плакатов "Золотой пчелы"? 

– Да, 1 сентября здесь появился Музей плаката. Он открылся специальной тематической выставкой "Азбука дизайнерского вкуса. Шрифт и типографика в современном плакате". Эти работы были отобраны из коллекции прошлой биеннале "Золотая пчела 13". Она, как всегда, промелькнула в ЦДХ в одно мгновенье, всего за одну неделю, а в Школе дизайна РАНХиГС плакаты висят весь учебный год. И студенты всех курсов постоянно находятся в этой среде, воспитывая свой вкус на мировых шедеврах. 

– Такая причастность к глобальному проекту усиливает международные связи Школы дизайна ИОН РАНХиГС? 

– Еще бы! "Золотая пчела" открывает все двери в мире графического дизайна. Вот недавно, в конце января, мы со студентами ездили на стажировку в Швейцарию. И как нас там принимали в трех главных школах мирового дизайна – в Цюрихе, Люцерне и Базеле, в студиях самых прославленных швейцарских дизайнеров!
 
– Какая основная задача у "Золотой пчелы"? 

– Биеннале – зеркало визуальной культуры. Вернее, волшебный экран, который одновременно и отражает актуальное состояние графического дизайна и влияет на его развитие.
Главный интерес для биеннале представляет плакат, который сегодня практически освободился от своей информационной функции, перешедшей к электронным СМИ, и стал лабораторией чистого эксперимента и креативного развития нашей профессии.
Для графического дизайна важно не отставать от движения времени, быть включенным в живой, актуальный поток мирового творческого процесса и даже опережать его. Если дизайн не заглядывает в завтрашний день, он сразу же становится вчерашним днем, превращается в нечто провинциальное. Биеннале дает нужную навигацию в бескрайнем мире дизайна. В век Интернета и перегруженности визуальной информацией правильные ориентиры особенно важны.
В каком-то смысле биеннале и другие подобные смотры можно сравнить с Неделями моды в фэшн-индустрии, с показами от кутюр.

– Получается, плакат креативнее, чем анимация и новые цифровые форматы? 

– Цифровая эпоха по факту уже наступила, но ее творческие достижения питаются пока что ресурсом и культурой предшествующей эпохи. Цифровая реальность – явление не столько технического, сколько гуманитарного, то есть творческого порядка. Освобождая мир от рутинных технических обязанностей, цифровая эпоха стимулирует развитие креативной экономики, раскрытие творческого потенциала человека. Плакат сегодня – идеальная площадка для моделирования образов этих процессов, место встречи "гуттенберговской эпохи" с "постгуттенберговской". В современном плакате дизайнер может ощутить настоящую свободу, почувствовать себя автором – а именно это в первую очередь и необходимо для творческого развития. 
Выставка на Винзаводе .jpg

Выставка плаката на винзаводе



– И, последний вопрос, расскажите про номинации "Золотой пчелы".

– На "Золотой пчеле 14" – четырнадцать номинаций, так много их никогда не было. Первая номинация – основной проект биеннале, она посвящена просто плакату, без разделения на темы, категории, жанры и направления. Она так и называется: "Плакат без границ".
Еще шесть номинаций посвящены плакатам на разные темы. Невозможно пройти было мимо двух грандиозных дат – столетия Баухауза в 2019 году и столетия Вхутемаса в 2020 году. Весь дизайн ХХ века обязан этим двум выдающимся, родственным по духу художественным школам, ставших колыбелью европейского и русского авангарда и мирового дизайна. Номинация "Баухауз 100 / Вхутемас 100" стартовала еще в прошлом году, задолго до объявления биеннале, как плакатная акция, которая успела уже показаться на нескольких выставках в России и США. Мы ведем эту номинацию в партнерстве со Строгановской академией.
Третья плакатная номинация посвящена легендарным "Русским сезонам" Сергея Дягилева и вкладу России в мировую художественную культуру ХХ века.
Следующая номинация – "Живая классика". В нее принимались не только плакаты, но также анимация и другие дизайнерские проекты, посвященные современному визуальному прочтению, раскрытию ценностей произведений классической музыки, творчества композиторов и исполнителей.
Далее, сразу двумя номинациями мы зашли в область, связанную с духовными сферами: "Небесный Иерусалим" и "Мир вам!".
Еще одна номинация посвящена плакатам против коррупции как глобальной современной угрозе. Здесь партнером "Золотой пчелы" является Международная триеннале экологического плаката "4-й Блок" в Харькове.
Семь перечисленных плакатных номинаций – достаточно традиционный для биеннале подход. Дальше начинаются рискованные эксперименты, "езда в незнаемое", расширение границ биеннале. 
Дизайн, как и любая другая креативная деятельность сегодня, заметно продвигается в сторону искусства. И мы решились сразу тремя номинациями зайти на смежную территорию современного искусства: "Дизайн-перформансы", "Интерактивные видеоинсталляции" и "Сверхкороткое видео". Это и некоторое погружение в экранные медиа, которые, как мы говорили, будут главной средой обитания графического дизайна в будущем. Экранные форматы для нас – как бы расширенная и дополненная реальность пространства плаката.
Еще две экспериментальные номинации посвящены связи дизайна с массовой культурой: "Дизайн-селфи" и "Комиксы". Это новые форматы визуального дизайна. Комиксы, или как их называют на Западе, графические романы – своеобразное продолжение в массовой культуре книжной традиции. В них велика роль иллюстрации, очень важной части графического дизайна. Ну, а селфи знают все. Но не все отдают себе отчет, что экран айфона тоже может быть маленьким плакатом.
И последняя номинация, также "исполняется впервые" – "Детский плакат". Сюда можно было подать работы детей до 12 лет. Посмотрим, что из этого получится. Во всяком случае, у Школы дизайна РАНХиГС был год назад опыт работы со школьниками в рамках совместного с ГМИИ имени А.С.Пушкина проекта "Профессия – дизайнер", а также на Летней школе Golden Bee Academy в Черногории прошлым летом, где у нас была параллельная детская группа. Некоторые результаты этих опытов были просто ошеломительными. Кроме того, Елизавета Зыкова, которую я уже упоминал, занимается графическим дизайном с дошкольниками, и недавно она успешно защитила магистерский диплом на тему "Детский сад дизайна". 
У "Золотой пчелы 14" на этот раз, тоже впервые, появилось что-то вроде слогана или девиза биеннале. Он звучит и, что не менее важно, выглядит так: "(Не)реально". Его придумала Катерина Терехова, мой сокуратор по огромной выставке Школы дизайна РАНХиГС, которая так и называлась. В июне-июле прошлого года она состоялась на "Винзаводе" в рамках большого проекта по современному художественному образованию "Винзавод. Open", в котором принимали также участие Институт "База", Институт современного искусства, Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, Школа-студия МХАТ и Британская высшая школа дизайна.
На выставке мы акцентировали тогда несколько смыслов в этом многозначном названии. В педагогическом аспекте оно связано с креативной педагогикой, которая составляет кредо дизайнерского образования в Школе дизайна РАНХиГС. Мы учим дизайнеров во многом так, как учат художников. Каждый проект принимать близко к сердцу, пропускать его не только через свой ум, но и через свою душу. Развиваем не только дизайн-мышление, но и дизайнерское чувствование. Тогда дизайн становится не стандартным, а уникальным. Нереально крутым, креативным, неожиданным, чудесным.
Кроме того, это название – про то, что сейчас существует дизайн реальный, повседневный, массовый, коммерческий, полезный, дизайн сегодняшнего дня. И дизайн "нереальный" – авторский, экспериментальный, дизайн как искусство, дизайн завтрашнего и послезавтрашнего дня. Уникальность образования в Школе дизайна РАНХиГС состоит в сочетании того и другого.
Но главный смысл названия, конечно, был связан со встречей реального и виртуального пространства, индустриальной и постиндустриальной эпох. На "Винзаводе" мы его отыграли на всю катушку в экспозиции со многими визуальными эффектами и иллюзиями. Этот смысл очень подходит, конечно, и "Золотой пчеле", потому такой подзаголовок здесь и оказался.
Но мы и предположить себе не могли, что у него появится еще одно измерение, в которое мы все угодили, когда мир накрыла пандемия. В самом конце приема работ, накануне дэдлайна, на биеннале посыпались плакаты про короновирус, про эту абсолютно нереальную реальность, в которой мы все внезапно оказались. Поэтому сразу после завершения приема работ был объявлен специальный проект биеннале "Короновирус и мы", в который принимаются плакаты, осмысляющие социальные, политические, культурные, ментальные, психологические, философские, нравственные и духовные проблемы и аспекты пандемии. 
– Очень надеюсь, что биеннале все-таки пройдет в реальности, без приставки "не". И последний вопрос, как можно стать студентом Школы дизайна РАНХиГС? 

– Надо сдать вступительные экзамены и пройти творческие испытания. Все подробности можно узнать на Дне открытых дверей, который пройдет в онлайн-формате 16 мая и 16 июня.
====