• Главная
  • Новости
  • Сергей Смирнов: "В России не хватает экспертных управленцев в сфере промышленного дизайна"

Сергей Смирнов: "В России не хватает экспертных управленцев в сфере промышленного дизайна"

  • 30.06.2020 13:53:00
Поделитесь с друзьями

В Школе дизайна ИОН РАНХиГС открыт набор на программу магистратуры "Управление дизайн проектами", аналогов которой в России не существует. О преимуществах обучения и карьерных перспективах выпускников мы узнали у руководителя программы – Сергея Смирнова, основателя одной из ведущих компаний по промдизайну в России. 

- Сергей Альбертович, вы основатель компании SmirnovDesign, на счету которой порядка 600 реализованных проектов, множество международных премий. В этом году вы стали инициатором создания и руководителем программы магистратуры "Управление дизайн-проектами" в Школе дизайна ИОН РАНХиГС. Расскажите, что для вас значит это партнерство? В чем видите свою миссию? 

- Мы, как работодатели, ощущаем серьезный дефицит менеджеров, которые умеют управлять дизайн-проектами.  При этом речь не про классический проджект менеджмент, а про уровень топ-менеджмента - где важно понять суть проекта, объединить между собой специалистов совершенно разных сфер и задать стратегию развития. Таких специалистов, увы, нет. Создавая эту программу в партнерстве с РАНХиГС, мы планируем восполнить этот пробел. Академия дает сильные компетенции в области управления, мы обеспечиваем знания и практический опыт в дисциплинах, связанных с дизайном и инженерией. Поэтому миссия глобальная - подготовить специалистов, которые смогут повысить конкурентоспособность российских продуктов.

- Каких студентов вы ждете на программу магистратуры "Управление дизайн проектами"? Обязательно ли иметь дизайнерский бэкграунд? 

- Нет, не обязательно, но инженерный или дизайнерский бэкграунд позволит многие вещи схватывать быстрее.  С другой стороны, его отсутствие не должно останавливать тех, кто действительно хочет развиваться в дизайне. Для на важны не практические навыки, а люди с системным мышлением. Это могут быть маркетологи, бренд-менеджеры, специалисты по коммуникациям, менеджеры, которые хотят сделать качественный скачок в карьере. Вполне допускаю, что и чистые "гуманитарии" смогут стать прекрасными управленцами. Ведь менеджер - это дирижер. Важно не то, как хорошо он сам умеет играть на инструменте, а как он управляет всем оркестром.  

SportJet.jpg

Sportjet. Специальный борт для перевозки спортивных команд

-  Представим, что будущий абитуриент планирует развиваться в области дизайна, но стоит перед выбором, каким именно дизайном ему заниматься – средовым, графическим или промышленным. Чтобы вы могли сказать такому абитуриенту с точки зрения перспективности промышленного дизайна? Насколько это профессия будущего? 

- Промышленный дизайн – это искусство создавать новые продукты. Это означает, что наш курс вмещает в себя и графический дизайн, поскольку для вывода продукта на рынок необходим брендинг, айдентика и многие другие графические элементы.  В какой-то степени мы затрагиваем и средовой дизайн, ведь среда состоит из объектов.  На мой взгляд, промышленный дизайн более масштабное направление, и безусловно – крайне востребованное. Мы живем в эпоху разработок, когда новые продукты постоянно появляются, а действующим необходимо регулярное обновление.

Дизайн – это не только красота, но и удобство использования. Что первично в промышленном дизайне? И можно ли научить делать продукты равнозначно хорошие и с точки зрения эстетики, и с точки зрения функционала? 

Споры о восприятии дизайна ведутся очень давно. Как правило, если нам нравится продукт, мы говорим: "О, отличный дизайн!", не желая разбираться в каких-то глубинных аспектах. Но магия действительно хорошего продукта как раз и заключается в том, что учтен весь функционал, все детали тщательно продуманы. И создание такого продукта невозможно без предварительного дизайн-анализа. Он позволяет на экспертном уровне "увидеть" все проблемы, возникающие при эксплуатации, и предложить оптимальное решение и с точки зрения функционала, и с точки зрения эстетики. 

- Получается, исследование не менее важно, чем результат. Будут ли магистранты изучать дизайн-аналитику? 

- Конечно, на курсе большой блок практико-ориентированных дисциплин, в том числе посвященных дизайн-исследованию. Мы будем исследовать продукт не только с точки зрения эстетики и функционала, но и рассматривать экономический аспект, учитывать современные тренды, контекст использования и т.д. Словом, научимся создавать реальный конкурентоспособный продукт. 

- Не могли бы подробнее рассказать об этих дисциплинах и о преподавателях? Ведь я так понимаю, многие из них не просто действующие практики, но звезды российского промдизайна. 

-  Совершенно верно. При этом они имеют не только практический опыт, но серьезный преподавательский стаж. Будут преподавать Липис Алексей, генеральный директор Центра информационных технологий "Мёбиус", эксперт ПАО "Газпром" по информационным технологиям, Евгений Коржов, к.т.н. по направлению "Техническая эстетика и дизайн", специалист с внушительным опытом создания образовательных программ по индустриальному дизайну, Алексей Якименко, инженер-физик, художник, имеет степень MSc по направлению Maritime Engineering Science / Yacht and Small Craft и многие другие. Я также буду работать со студентами. 

В целом, у нас задача такая: дать будущему управленцу "поработать руками" в разных программах, погрузиться и в инженерные, и в дизайнерские аспекты – такой подход позволит ему говорить на одном языке со всеми специалистами – и получить навык управления всем процессом, умением интегрировать отдельные части в единое целое.  

На практике, помимо мультидисциплинарных знаний, необходимо еще и умение аргументировать дизайнерское решение перед заказчиком. 

- Будет ли у магистрантов возможность получить такие навыки? 

- В аргументации своей позиции очень помогают дизайн-исследования. Они помогают снять большинство вопросов, позволяют гармонизировать точку принятия решения и у дизайнера, и у заказчика. Кроме того, бывает так, что на дизайн-исследовании работа дизайнера можно заканчиваться. Например, в нашей практике был случай, когда для выхода на российский рынок корейским производителям потребовалось знание российского контекста, понимание того, что нравится российскому потребителю. Мы провели исследование, и затем отдали его на реализацию зарубежным коллегам. Так что на курсе мы будем подробно изучать и конкретные кейсы, и саму методику дизайн-исследования. 

- Помимо изучения международного опыта, будут ли выпускники обладать необходимыми знаниями и компетенциями, чтобы работать в компаниях мирового уровня? 

- Конечно, программа разработана с учетом всех международных стандартов, и использованием актуальной терминологии, признанной во всем мире. 

- Теперь давайте перейдем к самому интересному – к практике и стажировке. Где студенты смогут получить практический опыт? Будет ли возможность у студента выбрать специализацию?

- Практику студенты будут проходить в нашем агентстве SmirnovDesign, Dassault Systemes, которая является ведущей компанией по созданию виртуальной среды в  3D,  на Кафедре вычислительной техники и информационных технологий СПбГМТУ и в телекоммуникационной компании Mebius.  Выбрать студенты смогут между такими отраслями как медицинский или транспортным дизайн, (они, в свою очередь, подразделяются на множество направлений), телекоммуникации, 3D-experience и т.д.

sсanme.jpg

Аппарат для комплексной оценки функциональных показателей организма Scanme

- Получается, у выпускников уже будет наработанное портфолио проектов? 

- Да, но надо понимать, что это будут не самостоятельные проекты, а проекты, в которых они принимали участие.

Мы предоставляем возможность проходить практику, но от того, как именно будет реализован проект, насколько успешный кейс можно будет положить в портфолио - зависит от самого студента.

- Что касается выпускного проекта, правильно ли я понимаю, что у выпускников будет возможность создать собственный стартап? 

-  На наш взгляд, стартап в качестве выпускной работы даст колоссальный карьерный старт. Возможно даже, это будут стартапы с привлечением реальных инвестиций. В этом случае мы - с нашими компетенциями в области практических знаний, стратегии, управления - смогли бы выступить как акселератор. Но, конечно, финальный вариант выпускного проекта будет еще дорабатываться, пока говорить об этом еще рано. Что точно могу сказать, проект будет максимально практико-ориентированным. 

- Какие карьерные перспективы у выпускников магистратуры "Управление дизайн проектами"

-  Мы готовим специалистов со стратегическим, мультиотраслевым мышлением, способных "видеть" продукт с разных точек зрения: экономической, инженерной, потребительской, эстетической и т.д. Таких специалистов, повторюсь, сейчас практически нет. И в этом будет сильное конкурентное преимущество наших выпускников. А вот сферы применения навыков могут быть очень разные. Во-первых, они будут востребованы во всех организациях, которые создают новые продукты.  Кстати, сейчас разработана целая государственная программа по созданию гражданской продукции на базе оборонно-промышленного комплекса. Во-вторых, в дизайн-бюро. В-третьих, в промышленных отраслях (транспортная, космическая, медицинская отрасль и т.д.). В-четвертых, в управлении проектированием продуктов стартапа. Ну, и наконец, наши выпускники будут обладать всеми компетенциями, чтобы создать собственную компанию. 

- Есть мнение, что промышленный дизайнер при создании продукта должен отталкиваться от возможностей производства. И также есть противоположное мнение, что полет творчества нельзя ограничивать. Какая стратегия, на ваш взгляд, эффективнее? 

- Да, на этот вопрос есть четкий ответ - и он лежит в сфере экономики.  Дизайнер должен четко понимать возможности бизнеса, и не выходить за эти рамки. И здесь как раз задача управленца - сделать хороший продукт, не выходя из бюджета. Или, напротив, проведя предварительный анализ, экономически обосновать необходимость тех или иных улучшений. 

Мы сейчас живем в очень быстро меняющемся мире. При этом промышленный дизайн предусматривает создание продукта, которым точно будут пользовать лет пять-десять. Получается, дизайнер должен не только создавать "магию продукта", но еще и уметь "предсказывать будущее"? 

Дизайнер действительно должен рассчитывать тренды на пять -десять лет вперед, иначе продукт быстро "морально устареет" и потеряет свою конкурентоспособность.  И здесь нет никакого волшебства – для этого есть специальные методики, которым мы также будем обучать студентов.

- Звучит все-равно немного фантастически.  А что можете рассказать про тренды в графическом дизайне? 

-  Могу точно сказать, что дизайн все чаще становится во главу угла. Самый последний пример, это запуск космического корабля Илоном Маском. Он пришел с дизайном в ту отрасль, которой она совершенно чужда. Я общался лет десять назад со специалистами нашей космической отрасли, и они иронизировали: "Дизайн? В космосе? Зачем? Это лишняя трата усилий и энергии".  А сейчас вдруг Илон Маск продемонстрировал, что можно мыслить в этой парадигме. При этом остается много спорных вопросов, но то, что он задал новый тренд, что в какой-то степени это будущее промышленного дизайна - это совершенно точно."