• Главная
  • Новости
  • Профессор Даремского университета (Великобритания) Ричард Шолар выступил с докладом на конференции ШАГИ ИОН РАНХиГС

Профессор Даремского университета (Великобритания) Ричард Шолар выступил с докладом на конференции ШАГИ ИОН РАНХиГС

  • 12.03.2020
Поделитесь с друзьями

25 февраля 2020 года в рамках конференции "Концептуализация раннего Нового времени: слова, образы и теории" состоялась публичная лекция профессора Даремского университета (Великобритания) Ричарда Шолара "Ключевые понятия раннего Нового времени в современных исследованиях культуры и общества". 


Начав с трудов Реймонда Уильямса, посвященных понятиям, занимавшим ключевые позиции в культуре 1970-х годов, профессор Шолар остановился на критике его метода со стороны Квентина Скиннера, для которого понимание слова тесно связано с "интенциональным контекстом", а затем провел параллели между подходом Уильямса и Begriffsgeschichte в версии Рейнхарта Козеллека. С точки зрения самого Шолара, одним из конструктивных недостатков "ключевых понятий" является их мнимая монокультурность, когда исследователь не учитывает, что рассматриваемые им слова (скажем, "идеология") были заимствованы из других языков. Процесс натурализации таких лексических "мигрантов" представляет особый интерес как своего рода индикатор культурных изменений. 


В качестве примера профессор Шолар рассмотрел слово "naïveté" (наивность), которое вошло в английский язык в XVII веке. Впервые оно фиксируется в комедии Драйдена "Модный брак" (1673), где у героини не получается применить его по назначению, чем она обнаруживает свою тщательно скрываемую социальную и культурную "простоту" или неопытность. К XX веку, во многом под влиянием работы Шиллера "О наивной и сентиментальной поэзии", "naïveté" приобретает дополнительные оттенки смысла. Свидетельством тому может служить роман Джона Ле Карре "Наивный и сентиментальный влюбленный" (1971), где иронически обыгрывается это противопоставление.


О другом слове-"мигранте" профессор Шолар говорил накануне, 24 февраля, делая доклад на коллоквиуме "Фигуры речи и визуальные образы в культуре раннего Нового времени", так же происходившего в рамках конференции "Концептуализация раннего Нового времени: слова, образы и теории". Этим словом стало понятие "каприза", объединяющее в себе идею модели поведения и определенного музыкального и изобразительного жанра. Как показал Шолар, "каприз" почти всегда амбивалентен, и современен, то есть относится скорее к арсеналу художественных средств, используемых "новыми", а не "древними". Подробный отчет о коллоквиуме, в котором также приняли участие Андрей Голубков (ИМЛИ/НИУ ВШЭ), Ксения Гусарова (ИВГИ РГГУ/ШАГИ РАНХиГС), Мария Неклюдова (ШАГИ РАНХиГС/МВШСЭН), Анна Серегина (ИВИ РАН), Анна Стогова (ИВИ РАН/РГГУ), и Любава Чистова (Государственный музей Эрмитаж), будет опубликован позднее.


Конференция "Концептуализация раннего Нового времени: слова, образы и теории" была организована Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ ИОН. Оргкомитет конференции: Мария Неклюдова, Мария-Валерия Моррис, Елена Нагаева.


====